Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том четвертыйА.Ф.Лосев
История античной эстетики, том IV
1. Стилистическое отличие от Платона. 2. Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. 3. Незначительная ценность хронологических исследований текста Аристотеля, особенно для его эстетики.
1. Жизненно-творческий характер философии Аристотеля. 2. Годы Академии. 3. Годы странствий. 4. Годы расцвета. 5. Значение хронологических исследований творчества Аристотеля. 1. Необходимость сопоставления Аристотеля с Платоном. 2. Метод сопоставления Аристотеля с Платоном.
1. Мнение самого Аристотеля о своем отношении к Платону. 2. Типы единства по Аристотелю. 3. Сущность отличия Аристотеля от Платона в проблеме единства с выводами для эстетики. 4. Некоторые детали. 5. Итог.
1. Изменчивые вещи предполагают неизменное бытие. Колебания Аристотеля в этом вопросе. 2. Более детальная разработка этого вопроса. 3. Неизменное бытие, или Ум, и его нематериальность. 4. Вечный Ум есть "идея идей", безусловно отделенная от всего материального и ему предшествующая. 5. Учение о самомышлении ума. 6. Центральный пункт онтологической эстетики в "Метафизике". 7. Центральный пункт онтологической эстетики в других произведениях Аристотеля. 8. Умопостигаемая материя. 9. Первая в античной эстетике теория самодовлеющей актуально-созерцательной ценности нематериального удовольствия от внутренней жизни чистого ума.
1. Элементы учения о космической Душе в учении об Уме. 2. Основная трансцендентальная аргументация относительно перводвигателя. 3. Разные оттенки основной аргументации и особенно физико-телеологический аргумент. 4. Общий вывод самого Аристотеля.
1. Аристотель кается перед Платоном. 2. Прогресс и регресс в сравнении с Платоном.. 3. Семиступенная диалектика Аристотеля, прикрытая формальнологической методологией. 1. Внутреннее и внешнее. 2. Потенция и энергия. 3. Энтелехия (entelecheia). 4. Чтойность (to ti ёn einai).
1. Potentia и possibilitas. 2. Потенция движения и потенция сущности. 3. Энергия и движение. 4. Энергия и потенция. 5. Потенция и ложное. 6. Потенция и материя. 7. Резюме. 8. Энергия предваряет потенцию. 9. Энергия и выражение сущности. 10. Общее - принцип энергийного выражения сущности. 11. Эстетическая сущность аристотелевского учения о потенции и энергии.
1. Потенция, энергия и энтелехия. 2. Энтелехия и движение. 3. Энтелехия и четыре причины. 4. Малая популярность термина.
1. Чтойность и определение смысла. 2. Чтойность и единичность. 3. Чтойность и "наличное что". 4. Чтойность и сущность. 5. Чтойность и становление. 6. Чтойность и цельность. 7. Чтойность и пункт тождества эйдоса с материей. 8. Чтойность и идеальная причина. 9. Чтойность и проблема общего. Резюме. 10. Необходимость эстетической оценки чтойности. 1. Наиболее общая эстетическая категория. 2. Моральная и космическая красота. 3. "Неподвижность" прекрасного. 4. Прекрасное и благое. 5. Окончательное размежевание красоты и добра. 6. Несколько необходимых дистинкций. 7. Окончательная формула прекрасного. 8. К литературе.
1. Существенная необходимость термина "калокагатия" для Аристотеля. 2. Концепция в "Большой этике". 3. Концепция в "Этике Евдемовой". 4. Еще три текста. 5. Переход к другим категориям.
1. Простота. 2. Прямота. 3. Чистота (во внеэстетическом смысле).
1. Вступительные замечания. 2. Материалы "Поэтики". 3. "Страх" и "сострадание". 4. Материалы "Политики". 5. Некоторые догадки о сущности катарсиса на основании современных данных. 6. Односторонность предложенных точек зрения. 7. Ноологическое понимание катарсиса. 8. Новейшее толкование катарсиса.
1. Единое, или мера. 2. Целое. 3. Совершенство.
1. Начало, или принцип (arche). 2. Середина. 3. Конец, или цель (telos). 4. Общие выводы относительно аристотелевского использования категорий начала, середины и конца. 5. Порядок (taxis). 6. Симметрия, или соразмерность (symmetria).
1. Обычное понимание метафизики Аристотеля. 2. Моменты относительности у Аристотеля. 3. Совмещение относительной и абсолютной эстетики у Аристотеля.
1. Диалектика искусства. 2. Диалектическая и софистическая эстетика. 3. Самостоятельная задача вероятностного знания. 4. Значение "Топики". 5. Окончательная оценка диалектики у Аристотеля. 6. Топика, логика и диалектика. 7. Практические правила диалектики. 8. Итог. 9. Три примера эстетики относительности у Аристотеля. 1. Космос. 2. Пределы космоса. 3. Иерархия космоса. 4. Итог предыдущего.
1. Эстетика пространства в связи с учением Аристотеля о космосе. 2. Сущность эстетики относительности у Аристотеля. 3. Эстетика времени в связи с учением Аристотеля о космосе. 1. Трактат "О цветах". 2. Трактаты "О душе" и "О чувственном восприятии". 3. Дополнения к учению о сущности света.
1. Происхождение простых цветов. 2. Их значение. 3. Критические замечания по вопросу о простых цветах.
1. Сущность смешения. 2. Результаты смешения цветов.
1. "О цветах". 2. "Метеорологика".
1. Что такое окрашивание. 2. Окраска растений. 3. Окраска животных.
1. Принцип эстетической значимости цветов. 2. Критика у Аристотеля его предшественников. 3. Общий вывод. 1. Общий символический характер эстетики Аристотеля. 2. Трактат "Физиогномика" и особенности его терминологии.
1. Вступление Аристотеля в его "Физиогномику". 2. Определение физиогномики.
1. От психического к физическому. 2. Еще раз о соответствии психического и физического с некоторыми деталями. 3. Общие и частные состояния души.
1. Тонкость оттенков. 2. Способ непосредственного истолкования физиогномических признаков и способ их вывода.
1. Различие двух типов. 2. Наиболее яркие представители двух типов.
1. Отдельные члены и органы тела. 2. Цвет человеческого тела. 3. Волосатость. 4. Голос.
1. Походка, телодвижения и движение глаз. 2. Рост.
1. Общая физическая соразмерность. 2. Примат разделения на мужское и женское и сравнительная оценка частей тела по их важности для физиогномиста.
1. Физиогномическое единство души и тела. 2. Основные черты физиогномической эстетики Аристотеля.
1. Наука, искусство и ремесло. 2. Отграничение науки и искусства от ремесла. 3. Классовый характер учения Аристотеля о различии искусства и науки, с одной стороны, и ремесла с другой. 4. Терминологическая путаница.
1. Досуг. 2. Многозначность понятия науки и необходимость ее учета для сопоставления с искусством. 3. Искусство как область возможного или как область бытия динамического.
1. Проблемно-вероятная динамика, или возможность. 2. Обобщенный характер этой возможности. 3. Образный характер искусства. 4. Выражение как эстетическая заостренность художественного предмета. 5. Философское обоснование структурного самодовления искусства. 6. Содержательный характер аристотелевского структурализма. 7. Опасность модернизации учения Аристотеля об искусстве.
1. Искусство и субъективная идея. 2. Искусство и область случайного.
1. Вводное замечание. 2. Искусство не относится к области практического разума. 3. Целесообразность без цели. 4. Искусство и утилитаризм.
1. Красота и мораль поддерживают в искусстве друг друга, но они суть разное. 2. Детали в вопросе о различии обеих этих областей в искусстве. 3. Созерцание и блаженство в их отношении к искусству.
1. Общее отношение Аристотеля к мифологии. 2. Искусство и космология (учение об Уме). 3. Субъективная идея космоса.
1. Общая терминология для науки, искусства и ремесла. 2. Искусство и наука в их противоположности к ремеслу. 3. Искусство в отличие от науки. 4. Нейтрально-бытийная основа искусства. 5. Искусство и природа. 6. Искусство и мораль. 7. Искусство и блаженная созерцательность, или созерцательное блаженство. 8. Художественная иерархия. 9. Аристотелевский метод изложения специфики искусства и окончательная сводная формула искусства.
1. Терминологические замечания. 2. Предмет подражания. 3. Материалы "Поэтики" в систематическом виде. 4. Существенная новизна аристотелевского учения о подражании. 5. Детали концепции подражания у Аристотеля. 6. Универсальность подражания. 7. Аристотелевский мимесис на фоне общеантичного мимесиса.
1. Общий подход Аристотеля к этой проблематике. 2. Происхождение искусств. 3. Разделение художественного творчества поэзия. 1. Излишнее и постороннее в трактате. 2. Отдельные мысли и изречения. 3. Определение трагедии. 4. "Миф" в "Поэтике" Аристотеля. 5. (Мифы и характеры. 6. Неясность в учении Аристотеля о трагической ошибке. 7. Противоречия в понимании других моментов трагедии. 8. Трагедия и эпос. 9. Некоторые соображения о восприятии времени в V в. до н.э.
1. Эстетические сведения. 2. Специально литературоведческие наблюдения. 3. Формалистические особенности трактата. 4. Общая бессвязность изложения. 5. Небрежность цитирования. 6. Мнение Чернышевского.
1. Другие возможные источники для теоретико-литературных взглядов Аристотеля. 2. Сведения о комедии в "Поэтике" и в других сочинениях Аристотеля. 3. Коаленовский трактат (Tractatus coislinianus). 4. Общее заключение об аристотелевской теории комедии.
1. Аристотель и Гомер. 2. Итог отношения Аристотеля к Гомеру. 3. Аристотель и другие эпические произведения. 4. Элегия и ямб. 5. Аристотель и мелос. 6. Аристотель и Эсхил. 7. Аристотель и Софокл. 8. Аристотель и Еврипид. 9. Аристотель и Агафон. 10. Аристотель и Теодект. 11. Аристотель и прочие трагики. 12. Аристотель и греческая комедия. 13. Общая характеристика Аристотеля как литературного критика. 14. Одно современное суждение об Аристотеле как литературном критике. 1. Обычное преувеличение. 2. Логика иррациональности. 3. Диалектика, топика, риторика.
1. Прекрасное - желательное само по себе и достойное похвалы. 2. Прекрасное и самодовление. 3. Прекрасное вовсе не обязательно есть моральное, но часто даже противоположно морали. 4. Прекрасное и вообще может далеко заходить за пределы красоты в точном смысле слова. 5. Условность риторически прекрасного.
1. Стиль как искусство. 2. Теория классического стиля. 3. Заключение о стиле. 4. Общий вывод. 1. Отсутствие у Аристотеля цельной музыкальной теории. 2. Музыка в системе наук и искусств.
1. Предварительные вопросы. 2. Учение о чистой музыкальности. 3. Другие проблемы.
1. Чистая процессуальность. 2. Предметы немузыкальных искусств. 3. Психическая процессуальность. 4. Математическая природа музыки. 5. Музыка и наслаждение. 6. Моральный (или, вообще говоря, ценностный) характер музыки. 7. Творчество и профессионализм.
1. Термин "архитектоника". 2. Скульптура. 3. Живопись. 4. Наиболее вероятная причина равнодушного отношения Аристотеля ко всей области изобразительных искусств. 1. Вступление. 2. Государственная точка зрения. 3. Рабовладельческая государственность.
1. Гимнастика. 2. Музыкальное воспитание.
1. Общее обозрение воспитательной системы. 2. Заключение.
1. Аристотель и Платон. 2. Общественно-политическая обстановка во времена Аристотеля. 3. Учение Аристотеля о рабстве по природе. 4. Умеренный идеализм Платона и непримиримый идеализм Аристотеля. 5. "Средняя" социально-политическая линия Аристотеля и ее смысл.
1. Подлинный смысл борьбы Аристотеля с Платоном. 2. Упрощенная концепция и более заостренная критика принципов. 3. Ноологическая основа эстетики Аристотеля. 4. Идеалистически более развитая концепция эстетики. 5. Четыре аристотелевских принципа обосновывают эстетику и мифологию бытия более ясно, чем у Платона.
1. Нарочито структурный характер эстетики. 2. Чтойность (to ti ёn einai) и энтелехия. 3. Специфическая автономия красоты и искусства. 4. Основная философско-художественная интуиция Аристотеля.
1. Творчество природы и творчество человека. 2. Четыре аристотелевских принципа. 3. Эйдетическая целесообразность. 4. Аристотель и его предшественники. 5. Мировой Ум и мир. 6. Еще примеры всеобщего художественного конструирования бытия у Аристотеля.
1. Произведение искусства как орудие души (организм). 2. Эстетическая середина как всеобщий принцип. 3. Середина как основание сущности в логике. 4. Среднее в физике. 5. Познание и середина. 6. Душа как середина. 7. Высшая добродетель. 8. Космический Ум как предельная срединная красота. 9. Формула аристотелевской середины.
1. Мировой Ум Аристотеля. 2. Все, что вне Ума, есть его собственность. 3. Ум, душа и тело. 4. Вся человеческая жизнь подчиняется принципу отношения господина и раба. 5. Социально-историческое и философско-эстетическое противоречие аристотелизма. 6. "Заплутался человек".
1. Биографические сведения. 2. Феофраст и Аристотель. 3. Литература и музыка. 4. Плутарх о музыкальной теории Феофраста. 5. "Характеры".
1. Евдем Родосский. 2. Дикеарх из Мессины. 3. Клеарх. 4. Другие аристотелики ранней поры.
Приложение I 1. Исходный и безусловный пункт. 2. Невозможность абсолютной полярности идеального и материального. 3. Ноологическая эстетика. 4. Космологическая эстетика.
1. Онтология и эстетика в собственном смысле слова. 2. "Потенция". 3. "Энергия". 4. "Энтелехия". 5. Число, или числовая структура. 6. "Чтойность", или символ. 7. "Миф".
1. Один из вековых предрассудков. 2. Абсолютная достоверность и вероятностное правдоподобие. 3. Топологическая логика вовсе не есть отсутствие всякой логики вообще.
1. Результат предыдущей характеристики. 2. Эйдос и его эмпирически-чувственная основа. 3. Числовая структура. 4. Борьба за эмпирическую чувственность у Аристотеля, несмотря на общую у него эволюцию платонизма. 5. Преобразующая экспрессия. 6. Общее и единичное. 7. Вероятность, или вообще иррелевантность. 8. Конечная формула.
1. Самодовлеющая созерцательность. 2. Практически-жизненный и утилитарно-прикладной характер. 3. Свобода по природе и рабство по природе. 4. Канун эллинизма. Приложение II
Библиография (опущена) Категория: Культурология, История --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|