Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. Характеристика связной речи и ее особенностей, содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы. Вопросы развития связной речи исследовали С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина и др. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Исследования В.К.Воробьевой, В.П.Глухова Н.С.Жуковой, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др., позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи, является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, осваивают язык, общаются, развивают мышление и воображение. Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка. Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей. Игры и упражнения по развитию связной речи. Игровое упражнение «Распространи предложение» Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Игра «Пойми меня» Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу. Игровое упражнение «Если бы...» Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...» «Если бы я стал невидимым ...» «Если весна не наступит никогда ...» Игровое упражнение «Закончи сам» Цель — развитие у детей связной речи, воображения. Логопед рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. Игровое упражнение "Один-много" Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия. — Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Что это? Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.) Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»). Игровое упражнение «Составь описание» Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) Игровое упражнение «Скажи точнее» Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. — Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения. Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.) — Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.) Игра «Веселое путешествие» («На трамвае») Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге. В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др. Игра «за покупками в магазин» Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Игровой материал:
Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
Предметные картинки:
Пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии:
Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.
-Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
-Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».
-А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».
-Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, педагог вручает ему картинку.
Список используемой литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2004г.
2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995г. - №1.
3.Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999г.
4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи // Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1991г.
5. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996г. - №3.
|