Тема: Цели: - создать условия для коррекции речевых недостатков у дошкольников с ФФНР; - стимулировать стремление детей освоить чистую, образную, правильную монологическую речь; Задачи: - совершенствовать умение подбирать слова с задонным звуком и схемой, опредилить позицию, количество звуков и слогов в словах; -упражнять в умении называть буквы, подбирать слова к предложенным слогам; -учить дифференцировать глухие и звонкие звуки; -формировать умение делить слова на слоги,читать новые слова по первым звукам и слогам. Формирование у детей грамматически и фонематически правильной , лексически богатой речи –вот некоторые из важнейших задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная коррекция дефектовпроизношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговойм структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. У большенства детей с речевой патологией наблюдается сопряженное фонематическое недорозвитие, которое проявляется в затруднениях определять позицию, количество и последовательность звуков, слогов в словах. В процессе игровой деятельностьи это особенно заметно, когда ребенок не может подобрать слово с определенным звуком или не способен «прочитать» слова по первым звукам.
Для оказания дошкольникам своевременной помощи в формировании звукослогового анализа и синтеза слов предлогаю коррекционно –развивающие игры (которые можно объединить в игровое панно «Полянка веселых звуков»), способствующие успешному закреплению полученных речевых навыков. Найди словечко Цели : - формировать умение детей подбирать слова к предложенной схеме, обосновывая при этом свой выбор; - учить называть количество гласных и согласных звуков, количество слов, а также называть все звуки по порядку; - совершенствовать умение по частям определять то или иное животное мелкую моторику рук. Оборудование: схема слов, разрезные картинки животных, несколько веревочек. Вариант 1. Логопед предлогает детям по какой –либо одной части тела определить животное, назвать его и рассказать о нем. Вариант 2. Логопед выставляет на «облочко» схему слова и просит детей определить , сколько звуков в слове: сколько гласных, согласных и где они находятся. Затем логопед предлогает дошкольникам найти животное по заданной звуковой схеме и подтвердить правильность выбора –соеденить веревочкой звуковую схему слов с изображением животного. В гости к гусенице Цели: - развивать умение определить количество услышенных звуков в слове; - учить четко и правильно произносить звуки; - закрепить умение определить позицию звуков в слове; - учить удерживать в памяти и воспроизводить звуковой ряд; - пополнить словарный запас названиями насекомых и местами их обитания; - совершенствовать внимание и память; Оборудование: аудиозапись звуков, издоваемых мухой, пчелой, комаром, жуком для организационного момента «Узнай по голосу насекомого». Вариант 1. Логопед предлогает ребенку отправиться на прогулку на зеленый луг к гусенице. Но кого же та можно встретить? Дети называют комара, кузнечика, жука, пчелку, муху и т.д. А вот ктоо придет в гости к гусенице первым, ребята узнают, отгодав следующие загадки: Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком. И поделится медком. (Пчела.)
Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног, да без копыт. (Жук.)
Не зверь, не птица - Нос, как спица. (Комар.)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Первой гостьей оказалась пчела. Чтобы попасть в домик гусеницы, нужно построить крылечко, но не простое, а разноцветное –из цветных палочек. Для этого нужно определить , сколько звуков в слове: сколько гласных, согласных, какой звук первый, второй и т. д. Васелек Цели: - закреплять умение подбирать слоги с заданной буквой; - улудшить навык слияния буквенных элементов при чтении; - развивать умение придумывать слова с задонным слогом; - повышать интерес к работе с буквой; - совершенствовать словестно –логическое мышление. Оборудование: разрезная азбука, карточки с напечатоными слогами, веревочка. Вариант 1. Логопед предлогает ребенкуц назвать любую букву и рассказать стихотворение, в котором есть слова с этой буквой. Вариант 2. К букве предлогается подобрать слоги и прочитать их. Придумать слово с задонным слогом. Разделить придуманное слово на слоги, выделить гласные звуки и зафиксировать такое же количество узелков на веревочке. Разноцветие. Цели: - совершенствовать умение детей в составлении и чтении слов по первым звукам; - развивать фонематический слух; - учить печатоть составленное слово с помощью разрезной азбуки; - формировать желание к самостоятельному чтению; - закреплять навыки звукослогового анализа слов. Оборудование: предметные картинки, разрезная азбука. Вариант 1. Логопед предлогает ребенку рассмотреть картинки на лепесточках, определить и назвать первый звук в слове, охарактеризовать его. Вариант 2. Прочитать словло по первым буквам, напкчатоть его с помощью разрезной азбуки и сделать звукослоговой анализ.
Ожидаемый результат Ребенок самостоятельно проводит звуко –и слогобуквенный анализ и синтез слов, совершенствуют навыки слитного чтения.
|