Актуальность проекта
Интерес а Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.
Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в от же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Скачать проект
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
При решении проекта «Мы и космос» были использованы следующие подходы:
- В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- Совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- Реализуя игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» создают триаду содружества;
- У детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.
Цель проекта «Мы и космос»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
- Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звезд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
- Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком – космонавтом Ю.А. Гагариным.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Предполагаемые результаты
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
- Повышение уровня мотивации к знаниям.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
- Наша планета – Земля
- Другие планеты нашей Солнечной системы
- Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
- Название спутника Земли – Луна
- На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль
Этапы работы над проектом
- Подготовительный, разработка проекта
- Практический
- Заключительный: Праздник «Олимпиада на Марсе».
1 этап. Разработка проекта:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме: «Мы и Космос».
- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
- Подобрать материал для изобразительной и практической деятельности детей.
- Составить план мероприятий.
- Спортивный праздник «Олимпиада на Марсе».
- этап Практический.
Понедельник.
Утро. Просмотр мультимедийной презентации о космосе и космических кораблях.
Беседа о празднике День космонавтике. Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля? Кого принимают в космонавты? Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. Подвижные игры «Тренировка будущих космонавтов» Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Художественное творчество (рисование)
Тема: Летим на ракете».
Прогр. сод.: Создавать у детей интерес к общественным явлениям, закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.
Интегрирующие области: Коммуникация, социализация, познание.
Прогулка. Наблюдение за погодой. Формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением земли вокруг Солнца.
Что изменилось с приходом весны? Что стало появляться на небе?
Что изменилось на огороде? Как вы понимаете поговорку: «Зима весну путает, да сама тает».
2 пол дня. Коммуникация. Беседа «Кого принимают в космонавты». Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Физкультура. Подвижные тематические игры Тренировка будущих космонавтов». Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Социализация. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие к далеким планетам».
Побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов – заменителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать социально- личностные качества каждого ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Работа с родителями. Оформление информационного стенда для родителей «Герои космоса».
Вторник
Утро. Беседа с детьми «Герои космоса». Показ фотографий космонавтов, фотографии Земли (из космоса, карта звездного неба, созвездия). Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звезд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Познакомить с первым летчиком – космонавтом Ю.А. Гагарины
Познание (ФЦКМ)
Тема: Профессия космонавт.
Прогр. сод.: дать детям знания о космосе, расширять знания о небесных телах. Развивать сопричастности человека к всеобщей гармонии космоса. Познакомить детей с понятием «планета». Познакомить детей со строением солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике, Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Интегрирующие области: Коммуникация. Социализация.
Организовать просмотр электронной презентации «Как это было» (о собаках – космонавтах). Цель: Рассказать детям о первых существах в космическом пространстве, собаках.
2 пол. дня. Провести эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь». Цель: Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Прогулка. Наблюдение за высотой стояния Солнца. Цель: закрепить знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
Подвижная игра «Солнце и планеты». Развивать двигательную активность детей.
Вечер. Работа в книжном уголке: рассмотреть иллюстрации по теме «Космос», чтение произведений о космосе и космонавтах.
Работа с родителями. Изготовление костюмов для участия в развлечении «Олимпиада на Марсе».
Среда
Утро. Беседа о солнце. Солнце- это ближайшая к нам звезда. Если бы мы оказались на другой звезде, то увидели бы наше солнце в виде маленькой звездочке. На самом деле Солнце- это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. На солнце жизни нет, но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным. Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела.
Коммуникация.
Тема: «Встреча с Марсиком», заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок, сочинение рассказов на тему: «Космические истории».
Прогр. сод.: Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширять и уточнять знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по таблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Интегрирующие области: Социализация, Познание, Художественная литература.
Художественное творчество (аппликация).
Тема: «Полет на луну».
Прогр. сод. Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания на бумаги, сложенной вдвое, располагать ракету так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вырезывать фигуры людей в скафандрах на бумаги, сложенной вдвое, закреплять умение дополнить картину подходящими по смыслу предметами. Развивать чувство композиции, воображение.
Интегрирующие области. Социализация, Коммуникация, Познание.
2 пол. дня. Настольно- печатные игры» Хорошо- плохо», «Найди лишнее». Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать представление о здоровом образе жизни.
Сюжетно- ролевая игра «Путешествие на Луну» — развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Использовать в игре игрушки заменители. Учить играть детей дружно.
Четверг
Утро. Чтение детской литературы принесенной детьми из дома на тему космонавтики. Чтение рассказа В. Бородкин «Первый в космосе». Цель: дать знания о первом космонавте Ю.Гагарине, закреплять имеющиеся знания о космонавтах, космосе. Воспитывать гордость за свою строну. Учить детей внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы.
НОД Чтение художественной литературы.
Тема: А. Леонов «Я выхожу в открытый космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях.
Прогр. сод.: Закрепить знания детей о профессии – космонавт. Побуждать детей общаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Активизировать словарь детей.
Интегрирующие области: Коммуникация, Социализация, Познание.
2 пол. дня. Прогулка. Познакомить детей с приметой «Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день». Спросить у детей: Где восходит, где заходит солнце? Какие предметы быстрее нагреваются: светлые или темные? Подвижная игра «День- ноче». Развивать двигательную активность у детей.
Вечер. Выучить с детьми физминутку. На Луне жил звездочет-
Он планетам вел учет:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три земля, четыре — Марс,
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, восемь – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон,
Кто не видит – выйди вон.
Графическое упражнение «Соедини точки». Попробуем соединить звезды в этих созвездиях и посмотрим, что получится.
Настольная игра лего «Космодром». Развивать мелкую моторику, расширять логическое мышление.
Работа с родителями. Предложить изготовить поделки и рисунки на тему «Домашние зарисовки о космосе» совместно родителей и детей.
Пятница
Утро. Дидактическая игра «Назови планету», «Время суток» Цель: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы. Учить ориентироваться во времени.
Дидактическая игра «Составь предложение». Цель: Развивать словарный запас детей. Учить детей работать над составлением предложений.
(Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят)
НОД. Познание (конструктивная деятельность)
Тема: Конструирование из бросового материала ракету.
Прогр. сод.: Упражнять детей в изготовлении предметов из бросового материала, формировать конструктивные навыки, направленное воображение. Воспитывать интерес к конструированию. Развивать интерес к профессии космонавт.
Интегрирующие области: Безопасность, Коммуникация, Познание, Социализация.
Художественное творчество (рисование)
Тема: Космонавты.
Прогр. сод.: Учит детей изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках. Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Интегрирующие области: Коммуникация, Социализация, Познание.
2 пол. дня. Предложить детям из крупного строительного материала построить космические корабли. Цель: Познакомить детей с назначением деталей и способом соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности.
|