Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну Красивой речи"
Составитель: Ларина Надежда Владимировна Учитель-логопед 1 категории МБДОУ «Детский сад №146»
г. Оренбург
Цель: обобщить и закрепить знания детей о звуках и буквах.
Коррекционно-образовательные задачи.
- Закрепить у детей понятия: «звук», «буква», знать их отличия.
- Уметь соотносить звуковую схему слова со словом.
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуках
- Упражнять в составлении слогов и слов.
- Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать общую моторику и продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Воспитывать уверенность. Самостоятельность
- Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи.
Интеграционные области: коммуникация, познания
Ход занятия:
Организационный момент.
Сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте покажем, какие мы умные, воспитанные, внимательные. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им. И получите в ответ улыбку. Молодцы.
Вспомним наше правило:
Раз, два, три, четыре, пять – Будем мы сейчас опять: Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить, Не вертеться, не шалить!
Сообщение темы занятия.
Ребята, я сегодня у, когда шла на работу, у дверей сада обнаружила вот такую карту. Эта карта Страны Красивой Речи.
Давайте отправимся в путешествие в страну Красивой речи.
На чем можно путешествовать? Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мой парус ветер ловит, И волны режет киль, Меня не остановит Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)
Присаживайтесь за стол, выполним графический диктант. Что бы наши пальчики стали послушными, давайте сделаем пальчиковую разминку: «Поиграй на пианино», «Утюжок», «Добудем огонь», «Спрячь карандаш».
Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги.
Графический диктант «парусная яхта».
От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.
Согласованные движения рук и языка.
Динамические упражнения под музыку
- «Часики».
- «Иголочка»
- «Парус»
- «Качели»
- «Чашечка»
Закрепления знаний о звуках.
Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.
На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Покрутили, покрутили, Постучали и открыли.
Как вы думаете, кто живет в этом городе? (звуки) Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные) Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным). Какую преграду встречают во рту согласные звуки? (губы, язык, зубы).
Давайте поиграем со звуками:
- Игра с мячом: «Верни мне гласный звук».
Мяч лови и мяч бросай Гласный в слове называй.
(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)
- Игра «Сигнальчик». Посмотрите на сигнальчики, как вы думаете, что они обозначают? (согласные звуки) Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые) Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).
Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.
(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)
Вы картинки называйте, Первый звук определяйте, Новые слова получайте!
Табличка на каждого ребенка (новые слова: сетка, санки, банка, карта, лампа.) Определить с твердого или мягкого звука, начинается слово.
- Игра «Шифровальщики». Подберите картинку, которая подходит к схеме. (на каждого ребенка звуковая схема и две картинки)
Самомассаж:
Солнце личико согрело, Потеплело, потеплело. (поглаживание лба и щёк) Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил. (постукивание пальчиками по лицу, легкое пощипывание) Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой. (похлопывание по щекам)
КВА КВА КВА:
Закрепление знаний о буквах.
Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом, толково, Их расставишь в четкий ряд,
превратятся буквы в слово И с тобой заговорят.
Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово
(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж). На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.
Физминутка:
От высокого причала оттолкнулся пароход. Он назад поплыл сначала, А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
На нашем пути гора Внимания. Подняться нам на неё поможет лесенка из картинок, выбирайте картинки, последний звук каждого слова становиться первым звуком следующего слова. (щеткА_автобуС_самолеТ_топоР_ракеткА_апельсиН_ножницы) Есть слова, которые начинаются на звук Ы? Наши ступеньки готовы, и мы, как покорители вершин, водрузим на пике флаг с номером нашего сада.
Физминутка:
От высокого причала оттолкнулся пароход. Он назад поплыл сначала, А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова). Из чего состоят слова? (из слогов). А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками — слогами). Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.
Следующее задание: подберите к слогу левой колонки пару с правой колонки, так, чтобы получилось слово (слова:
Продуктивная деятельность
Молодцы, наше путешествие подошло к концу. В каких городах мы побывали? А вы хотели бы что – то подарить жителям этих городов. Давайте им подарим красивое слово «ДРУЖБА», мы слепим из соленого теста буквы, высушим, разукрасим и подарим. Каждый слепит по одной букве, вам нужно вспомнить, сколько элементов в букве, как она располагается на листе бумаги.
Итог. Понравилось наше путешествие? Что вам особенно запомнилось? Понравилось, как вы отвечали на вопросы?
|