Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.
Задачи.
a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах).
Скачать конспект
б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные», мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор».
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.
Список используемой литературы.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
- Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные».
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний», образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.
Форма работы.
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями, Улыбнитесь всем вокруг. Руку дайте другу слева И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа Руку тоже дай быстрей. С утра мы будем заниматься Всем доброго утра желай.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Послушайте, и скажите, чьи голоса вы услышали? (Логопед включает диск с голосами домашних животных).
Дети: Мы услышали голоса домашних животных.
Логопед: Назовите их.
Дети: Мы услышали голос коровы, лошади, собаки, кошки, козы, свиньи.
Логопед: Как подаёт голос собака?
1-й ребёнок: Собака лает.
Логопед: Как подаёт голос корова?
2-й ребёнок: Корова мычит.
Логопед: Как подаёт голос лошадь?
3-й ребёнок: Лошадь ржёт.
Логопед: Как подаёт голос кошка?
4-й ребёнок: Кошка мяукает.
Логопед: Как подаёт голос коза?
5-й ребёнок: Коза блеет.
Логопед: Как подаёт голос свинья?
6-й ребёнок: Свинья хрюкает.
Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные».
Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
- Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка).
- Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку).
- Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка).
- Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают), увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание).
- Котёнок испугался и выгнул спину (Горка). Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка).
- Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье).
- Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают).
- Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол).
II. Основная часть.
1. Работа с пазлами.
(У детей на столах пазлы).
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1 ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко).
2 ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом).
3-й ребёнок: У меня кошка.
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей).
4-й ребёнок: У меня свинья.
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо).
5-й ребёнок: У меня коза.
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть).
6-й ребёнок: У меня лошадь.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы).
2. Игра «У кого кто?»
Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
Дети: Да.
(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному).
3. Подвижная игра «На лугу».
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.
Играет с детьми под песню «На лугу пасутся».
Пастух прощается и уходит.
4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные».
Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.
У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу).
И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам).
Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают).
Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга).
Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу).
Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди).
Маленький телёнок, Быстрый жеребёнок, Верная собачка, Белая овечка,
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальцы обратно).
Их не трудно сосчитать (хлопают в ладоши и стучат кулачками по очереди).
5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?».
Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?».
Грива лошади (Чья?) … (Лошадиная). Голова собаки (Чья?) … (Собачья). Хвост кошки (Чей?) … (Кошачий) Рога козы (Чьи?) … (Козьи).
Молоко коровы (Чьё?) … (Коровье). Пятачок свиньи (Чей?) … (Свинячий).
6. Игра «Кто лишний».
Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.
Логопед держит поднос, на котором стоят животные.
Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.
Логопед: А кто здесь лишний?
Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.
7. Игра «Кого не стало».
Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.
Логопед: Кого не стало?
Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.
8. Игра «Кого чем угостим».
Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.
Дети: За домашними животными ухаживает человек.
Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.
1-й ребёнок: Я угощу кота молоком. 2-й ребёнок: Я угощу корову сеном. 3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом. 4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.
5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой. 6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.
Логопед: Молодцы.
9. Игра «Кто, где живёт».
(Используется презентация на компьютере «Чей дом?»)
Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.
1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне. 2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре. 3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике. 4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.
5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике. 6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.
III. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют).
Стук в дверь. Входит пастух.
Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?
Дети: Молоко.
Пастух: А что делают из молока?
Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.
Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.
(Пастух угощает детей).
|