В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисграфия, которая проявляется в в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв; пропусках и написании лишних элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное письмо.
Специфические дисграфические ошибки приводят к трудностям в обучении в средней школе. Неуспешность в обучении сказывается на формировании личности ребенка.
По результатам тестирования учащихся 2 — 4 классов МКОУ «СОШ №2»
Скачать конспект
г. Шелехова с оптической дисграфией были определены следующие трудности:
- ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки
- концентрации и переключения зрительного внимания
- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия
- нарушения зрительной памяти
- недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,
- нарушение зрительно-моторной координации
В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для коррекции оптической дисграфии детей, внедрение развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической дисграфии.
Виды развивающих игр:
- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.
- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.
- Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.
- Развивающие игры на развитие тактильных ощущений.
Развивающих игр и упражнений по развитию зрительного восприятия у учащихся младших классов:
I. Имитационная игра “Приключения зайчонка Кузи”
Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый. Но вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:
Не расстраивайся малыш, я тебе обязательно помогу.
-Правда? Обрадовался зайчонок. -А как?
-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.
Выполним нелегкие задания,
Научим зайчонка правильному написанию.
- “Чего не стало” (здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной памяти и идет активное речевое развитие).
- “Угадай тень” (предлагаются разные предметы и их тени (силуэты)).
Задание: Догадайся, где чья тень.
3. “Фотограф” (запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги).
4 “Назови предметы”
Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они увидели там ежика Колючку, который никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на друга
Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)
5. “Назови меня”
Задание: назвать предметы по их контурам.
Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку
6“Цветные лужайки”
Предлагаю каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого, синего и т.д. цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники.
Задание: положить картинку на свою “лужайку”
7“Буквоед” По дороге домой они встретили Буквоеда
Задание: дорисовать недостающие элементы букв.
«Логопедическое упражнение: «Допиши недостающие элементы букв.»
8 “Назови буквы”
Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
«Логопедическое упражнение Узнай букву»
9 “Домик”
Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же ключик от дома? Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.
Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.
10 “День рождения у буквы” А дома зайчонка Кузю ждала любимая его буква «А». А у нее сегодня день рожденье.
Задание: Раскрась букву. Напиши рядов гостей (буквы).
Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно и красиво писать.
Включение в коррекционно — образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия происходит положительная динамика в развитии письменной речи.
|