Балашова Вероника Юрьевна Учитель-логопед МБДОУ Г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 28 «Цветик-семицветик» г.Балашиха Московская область
Когда надо начинать учить ребёнка читать.
Время обучения навыкам чтения у каждого ребёнка индивидуальны. Необходимо начинать обучать чтению детей, когда у них появится к этому интерес. Это может быть и 3 года и 4 года. Если ребёнку это неинтересно и ребёнок при этом увлечён чем-то другим, то с обучением чтению можно подождать, попробовать предложить в 5 лет. Если ребёнок вообще ничем не интересуется, то такого ребёнка необходимо показать врачу – это патология. Если ребёнок интересуется только чтением и больше ничем, то какого ребёнка чтению обучать нельзя.
Ну а если ребёнок так и не проявил интереса к чтению и 6 лет, то его необходимо начинать обучать чтению разными доступными для него способами, формируя заинтересованность ребёнка в этом процессе.
Три методики обучения чтению
Существует три методики обучения детей умению читать. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать, что даст ребёнку каждая из них.
1. Традиционная методика
Самая распространённая и древняя. Возраст этой методики – пять тысяч лет. И до сих пор во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике.
Обучение основано на фонемном принципе. Сначала ребёнка знакомят с буквами. Учат, как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы и звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причём даже годовалый ребёнок способен всё буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет!,
Только в возрасте 5-7 лет ребёнок научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для него очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне крайне низка.,
2. «Кубики Зайцева»
Ещё в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей с 2-х лет чтению. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со слада. (МУ-МО-МА-МЭ-МЫ; МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ).
Идея читать по складовому принципу родилась ещё в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф.Кузьмичёва. Горячим сторонником складового принципа был Л.Н. Толстой, обучавший в своих школах детей читать именно по этому принципу.
Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в «кубиках Зайцева».
Борьба звуковиков и сладовиков продолжается два столетия и не прекратилась по сей день, несмотря на очевидность огромных преимуществ складового принципа пред звуковым.
«Кубики Зайцева» хорошо приживаются в детских садах, поскольку рассчитаны на групповую форму обучения. Малышу играть в кубики в одиночку не очень интересно, а в компании и играть весело, и учебный процесс усваивается быстрее.
3. Методика Домана или методика глобального чтения
Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с целого слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США).
Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных через обучение. Но, как не бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, — ничего не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит.
Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные дети через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать.
В настоящее время время существует и успешно используется методика глобального чтения (от слова к образу).
Почему методика глобального чтения более предпочтительна для детей
с явным или скрытым (потенциальным) левшеством
Обратимся к нейропсихологии, а именно к межполушарным взаимодействиям мозга (механизму межполушарных взаимодействий). Связано это с различными сроками созревания полушарий мозга у разных детей. Маленький человечек начинает свою психическую жизнь с доминирования правого полушария мозга. Левое полушарие мозга созревает у ребёнка позже, чем правое, и базируется на результатах деятельности правого, которое собирает образы и символы – своеобразные «слепки» с окружающей действительности. Их можно добыть лишь в непосредственных контактах с другими людьми, в играх, чтении сказок и других актах жизни. Современные же родители и педагоги не всегда озабочены накоплением таких впечатлений – их больше волнует, запомнил ли ребёнок дни недели, месяцы, времена года, буквы, цифры (даже если ему 3-4 года). То, что никакая цифра, никакая буква не заменят игру или сказку, упускается, и психика ребёнка остаётся навсегда обедненной. Не фантазирующий пятилетний ребёнок, не рисующий что-то своё, особое, гораздо более тревожен, чем не знающий основ грамоты. Продукция правого мозга составляет базис психики. Без нее никакие приобретения в виде «готовых» знаний не имеют высокой цены. Только пропущенная через себя информация по-настоящему ценна. Если процесс обучения строится на механике, а не на понимании, то, чтение ребёнку просто не даётся, и проблемы с обучением у ребёнка возникают уже в первом классе.
Таким образом, левое полушарие базируется на правом, рассчитывая на приобретённый им опыт. Левое полушарие заметно заявляет о себе примерно с 2-х лет, постепенно забирая себе наиболее важные функции – и прежде всего речь.
В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально заставляют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.
Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то всё в порядке. Если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый психику данного человека обеднённой. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди.
Узнать, пора ли приобщать ребёнка к грамоте левополушарной деятельности, можно по тому, умеет ли он фантазировать, создавать что-то своё (в рисунке, рассказе, играх), то есть использует ли результаты собственного жизненного опыта.
Особенности поведения и обучения детей по межполушарному признаку
Переученный левша — внешне левша становится правшой, а природное левшество превращается в потенциальное.
Как выявить левшество? То, что левшу приучили действовать правой рукой: есть, писать, рисовать, но сплетать пальцы рук, складывать руки крестом на груди, каким глазом прицеливаться, какой рукой кидать камушек, как аплодировать артистам, куда скашивать глаза, когда он задумывается, ребёнка этому не учат – всё это делает ребёнок, так как ему удобней. Соответственно, делается вывод о степени активности противоположного полушария.
Переучив левшу, сделав его праворуким, мозг его мы никак не изменим. Рождённый левшой так и останется человеком с «сильным» правым полушарием, т.е. более чувственной, образно-символической деятельности, чем к отвлечённой – схематической, дискретно-логической. Так что, сменив руку психику правши не приобретёшь.
Левши предрасположены к невротическим реакциям. Среди них в 3 раза больше людей с необоснованными страхами (фобиями), энурезом (преимущественно у детей), заиканием и другими нервно-психическими заболеваниями. Так что признак левшества у ребёнка – это сигнал для родителей.
Абсолютное левшество встречается крайне редко. Обычно же левшество – частичное. Это лишь претензия правого полушария на лидерство, но не достижение его.
Вывод: ребёнка с элементами левшества более правильно обучать по методике глобального чтения (Резниченко), при обучении его по традиционной методике навыкам чтения, у такого ребёнка возникают большие трудности (отдельное изучение букв им ничего не даёт), а в возрасте 6 лет (когда научатся уже читать) необходимо их переводить на традиционный аналититико-синтетический способ чтения и письма с помощь специальных игровых приёмов.
Необходимо помнить, что процесс обучения ребёнка навыкам чтения идёт одновременно с обучением навыкам письма.
Правила для родителей при организации занятий чтением с ребёнком
- Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение ребёнка, желательно проходить в форме игры.
- Время занятий не должно превышать 30 минут жены.
- Ребёнок должен видеть свои достижения.
- Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.
- Занятия должны проводиться регулярно.
- Регулярность должна войти в привычку.
- При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.
- Иногда говорите «надо».
- Опирайтесь на стремление ребёнка признанию.
- Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного, неуверенного в себе ребёнка.
Рекомендации родителям по выбору детских книг для чтения.
При выборе детской книги не может быть мелочей.
Необходимо обратить внимание на:
- Переплёт
- Формат
- Бумагу
- Шрифт
- Объём
- Иллюстрации
- Переводы
- Комиксы (особенно вредны)
Используемая литература:
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 2007.
- Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. Пер. с нем. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. — М.: Новая школа, 199 Визель Т.Г. Ребёнок и его развитие. -М. В.Сукачёв, 2016.
- Визель Т.Г. Беседы со специалистами. -М. Логомаг, 2016.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Визель Т.Г. Ребёнок и его развитие. -М. В.Сукачёв, 2016.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. — М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М.: Ось-89, 2001.
- Штейн А.В. Раннее развитие. Как приучить ребёнка читать. — М.: Айрис-пресс, 2007.
|