Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 "Ласточка" г. Ртищево Саратовской области»
Цель: Повышение эффективности коррекционной логопедической работы через коррекцию эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности ребенка посредством использования арттерапевтических техник (танцевальную терапию, хромо и музыкотерапию).
Автор проекта: Учитель-логопед Стуенко Т.Г 2014-2015 уч. г.
Актуальность проекта «САД ДУШИ»
У детей – логопатов дошкольного возраста наряду с речевыми нарушениями имеются отклонения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативных сфер. В 5-7 лет дети осознают свой недостаток и стесняются его. Одни дети проявляют повышенную агрессию, другие замкнуты и подавлены, на занятиях тревожны, плаксивы, говорят тихо или отмалчиваются, активность не проявляют; в группе детского сада стараются быть незаметными, избегают общения как со сверстниками, так и со взрослыми, так как бояться быть непонятыми. Обычно у таких детей неуверенность в себе, низкая самооценка — они хотят многое сделать, но не верят в собственные силы и потому даже и не пытаются.
Скачать презентацию
Теоретические и практические аспекты в области изучения эмоционально-волевого состояния дошкольников дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Все это очень затрудняет работу учителя-логопеда по преодолению речевых недостатков у детей. И потому я считаю, что одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений.
Цель данного проекта:
- повышение результативности коррекционной логопедической работы через устранение вторичных отклонений у детей-логопатов — коррекцию эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности ребенка посредством использования арттерапевтических техник (танцевальную терапию, хромо и музыкотерапию).
Задачи:
- коррекция и гармонизация эмоционального состояния детей
- развитие коммуникативных навыков и умений
- обогащение эмоционального словаря детей
- развитие монологической речи в процессе рефлексии своих чувств, эмоций, представлений
- развитие образного мышления, внимания и воображения, умения наблюдать, слушать
- предоставление возможностей для самовыражения, развитие творческих способностей
Тип проекта: социально-личностный
Время подготовки и реализации проекта: с 15августа по 15 декабря 2014 года (среднесрочный)
Участники: учитель-логопед, дети, зачисленные на логопункт, и имеющие проблемы в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, воспитатели, родители.
Форма реализации проекта: индивидуально-подгрупповые занятия.
Новизна проекта: психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда и внедрение инновационных технологий арттерапии в коррекционно-логопедический процесс.
Планируемый результат: устранение негативных личностных проблем ребенка, повышение уверенности детей в своих силах, повышение навыков коммуникации.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа- 15сентября
- Подготовка материала и оборудования.
- Сбор данных по проблеме и их анализ.
- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
- Выбор концепции реализации проекта.
- Обоснование путей реализации проекта.
- Планирование работы с воспитателями.
- Планирование работы с родителями.
2. Основной этап — коррекционно-развивающий
План подгрупповых занятий
- Давайте познакомимся.
- Знакомимся с эмоциями и чувствами.
- Настроение-какое оно?
- Вместе веселее.
- Учимся быть смелыми.
- Мы стали смелее
- Мы стали смелее
- Рисую музыку
- Я люблю моего соседа.
- Музыка и цвет
- Право на ошибку.
- Земля-наш общий дом.
- Музыка и цвет.
Индивидуальные занятия с использованием ИКТ:
Цветные вариации с музыкальным сопровождением «Музыка и цвет» (с использованием программы мультимедиа)
3. Этап — заключительный
Цель: выявление результативности проектной деятельности
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
Известные психологи (Л. С. Выгодский, В.С. Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы.
В начале учебного года я провела первичную диагностику, с целью выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования родителей, беседы с воспитателями, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: нарушение внимания, тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.
Выстраивая коррекционную работу с такими детьми мною, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.
В основу построения системы занятий положены следующие принципы:
- Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
- Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
- Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.
Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет; проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 5-10/20 минут (индивидуальное/подгрупповое)
Оптимальное количество детей, участвующих в подгрупповом занятии 6-8 человек.
Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы
Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.
В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:
- Индивидуально-подгрупповой способ. Группа в пределах 6 — 8 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми.
- Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.
- Аналогия с растительным и животным миром.
- Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.
- Театрализация. Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках. Введение в игровую атрибутику перевоплощений детей, пантомимы.
- Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.
- Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.
- Проигрывание психогимнастических упражнений.
- Анализ и инсценирование различных психологических этюдов.
- Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Такой метод даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
- Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.
- Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.
- Игротерапия – расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.
- Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.
- Использование наглядных пособий: рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.
Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий по проекту и после окончания курса.
Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема.
В процессе реализации проектной деятельности проходит пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:
- Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
- Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
- Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.
- Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
- Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.
Развернутый план
1 этап — Подготовительный
Цель: сбор и обработка информации по проблеме, подготовка проекта.
Задачи:
- изучение литературы по развитию эмоционально-волевой сферы детей
- выявление особенностей эмоционально-волевого развития детей в группе
- подбор и подготовка дидактического материала, анкет
- работа с документацией
Работа с детьми:
Наблюдение за детьми на занятиях воспитателя и логопеда во время диагностического обследования и на занятиях с логопедом с целью выявления эмоционально-волевых и коммуникативных проблем у ребенка.
Диагностическая методика «Нарисуй себя»
Цель: выявление особенностей личности ребенка (самооценка, уровень притязаний, энергетический тонус, активность психической деятельности; основные качества личности-тревожность, агрессивность, демонстративность, потребность в эмоциональном контакте с родителями).
Работа с родителями:
1. Групповое (родительское собрание – сентябрь) и индивидуальное консультирование.
Памятка для родителей. «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым».
2. Консультация в уголок логопеда на тему: «Эмоционально-волевое развитие дошкольников»
2. Диагностическое анкетирование «Эмоциональное развитие ребенка»
Цель: выявление особенностей эмоционального развития ребенка,
изучение психологического климата в семье, особенностей воспитания, склонностей ребенка и сферы его интересов.
3. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей.
Работа с воспитателями:
1. Беседа с воспитателем по проблемам детей.
Вопросы:
- С кем из детей у воспитателя хороший контакт? Чем это объясняется?
- С кем из детей у воспитателя трудности в общении? Почему?
- Какие дети часто ссорятся между собой? Почему?
- Каких детей часто обижают? Почему?
- Выработка единого подхода.
- Информационная работа «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада»
Цель: дать понятие о способах, общения с ребенком ознакомление с эмоциональными проблемами дошкольников, проявления, причины, способы коррекции.
4. Консультация: «Как правильно хвалить детей!»
2 этап – Основной
Цель: — коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у детей,
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей
- формировать эмоциональное осознание своего поведения
- обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний
- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека
- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения
1. Давайте познакомимся. (К1)
-Упражнение-самопрезентация. (дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы педагога)
Скажет тот, кто любит мыть посуду. — Я люблю мыть посуду. И т.д.
-Рисование мандал-гармонизация внутреннего состояния (под спокойную музыку)
2. Знакомимся с эмоциями и чувствами (с использованием схем эмоций) (К1)
-Назови эмоцию, покажи эмоцию.
-Я радуюсь когда…-Я злюсь, когда… (учить детей понимать и проговаривать свои чувства)
- «Чувствую и танцую музыку».
3. Настроение-какое оно? (К2)
-Беседа о настроении (словарь настроения, цвет, образ). Какое у тебя настроение, на что похоже. (Диагностика в ДОУ. Стр175)
«Дотронься до…синего.» Необходимо мгновенно сориентироваться-обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Потом цвет меняется.
-Упражнение «Связующая нить» под тихую спокойную музыку..
4. Вместе веселее.
-Упражнение «Обезьянки» (К3)
-Закончи предложение. Я люблю…Меня любят.. Я забочусь… (помочь осознать детям где они могут получить тепло и поддержку)
-Театр прикосновений (расслабление)
5. Учимся быть смелыми. (К4)
-Рассматривание серии сюжетных картин, составление рассказа.
-Беседа по картинкам.
-Упражнение. «Хлопни, если тоже боишься». Педагог говорит: Я боюсь, что меня покусает собака. (Если дети тоже бояться. То хлопают в ладоши.)
6. Мы стали смелее (К5)
-Активные формы работы со стихотворением «Курица и цыплята»
-Пересказ и инсценирование стихотворения.
-Упражнение «Гномики и сильный ветер».
-Упражнение «Я шлю всем любовь» (работа с образами и энергией)
7. Мы стали смелее (К5)
-Подумаем вместе. Педагог описывает ситуацию, а дети предлагают, что делать дальше.
-Рисование «Веселое чудовище»
-Танец веселых чудовищ.
-Упражнение «Шалтай-Болтай» на расслабление.
8. Рисую музыку (учить слушать музыку и отображать свои эмоции в рисунке).
9. Я люблю моего соседа.
-Волшебное слово (К7)
-Упражнение «Я люблю моего соседа». (К6)
-Я люблю Дашу, потому что она добрая.
-Упражнение «Доброе животное» (К7)
10. Музыка и цвет
-Гласное пение
-Рисование мандал
11. Право на ошибку.
-Беседа по картинке и тексту. Кто какие ошибки совершал. Чему меня научили ошибки.
-Посыл любви всему миру.
12. Земля-наш общий дом. (К12)
-Загадка Педагог говорит слово, а дети его расшифровывают. (терпеливый человек, смелый и т.д)
-Упражнение «Горошинка».
-Упражнение «Деревья»
13. Музыка и цвет.
-Рисование мандал под музыку.
Индивидуальные занятия с использованием ИКТ- 5-10мин: (проводятся по мере необходимости)
-Музыка и цвет (с использованием программы мульти медиа)
Цель: концентрация внимания, развитие волевых навыков, стабилизация эмоционального состояния
-Рисую музыку
Цель: снятие эмоционального напряжение. Развитие слухового внимания, усидчивости, графического восприятия.
Ребенок под музыку проводит линии (вариант-спирали, зигзаги) на бумаге в соответствии с восприятием мелодии. Потом можно найти в этих линиях образы и обвести их карандашом, раскрасить.
3 ЭТАП — Заключительный.
Работа с детьми: диагностическая методика «Нарисуй себя».
Результаты наблюдения и опроса воспитателей.
Обработка результатов по реализации проекта.
Вывод: По результатам наблюдения за детьми, беседы с воспитателями и анализа рисуночной методики «Нарисуй себя», я пришла к выводу, что реализация данного проекта позволила снять напряжение и страх у детей; повысить уверенность в своих возможностях;
- развить умение распознавать эмоциональное состояние другого человека
- развить коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения
- повысилась компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития эмоционально-волевой и коммуникативных сфер у детей.
Список используемой литературы
- Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогика, 2003. — 512 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Перевед. с английского. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304 с.
- Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Проспект, 2007. — 431 с.
- Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В. Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2009. — №2. — C.115-124.
- Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. — Самара: Универс-групп, 2007. — 204 с. С.94-106
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина. — СПБ: «Речь», 2003. — 240 с. С.172-199.
Список используемой литературы
- Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. — №4. – С.64.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001. — Ч.1. — 160 с. — Ч.2. — 128 с.
- Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогика, 2003. — 512 с.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с. С.336.
- Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В. Громова. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.
- Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина. — М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. — 160 с.
- Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
- Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощёкова. — Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. – 299 с. С.34-87.
- Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: РГУ УНИИ, 2002. — 146 с. С.72-96.
- Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. — СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304 с.
- Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Проспект, 2007. – 431 с.
- Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Схемы и таблицы по психологии и педагогике / Сост.: И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. — М.: Владос, 2010. – 130 с.
- Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. — М.: РОСМЭН, 2009. — 160 с.
- Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. — 304 с.
- Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В. Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2009. — №2. — C.115-124.
- Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А. Шалимова. — М.: АРКТИ, 2006. — 232 с. С.36-42.
- Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара: Универс-групп, 2007. – 204 с. С.94-106
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина. — СПБ: «Речь», 2003. – 240 с. С.172-199.
|