Шипунова Римма Раисовна. «Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»

«Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»

Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить речевые нарушения, то при поступлении у детей неизбежно возникают трудности общения с окружающими.

В настоящее время в дошкольных учреждениях вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В старшей и подготовительной к школе группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели.

 

Скачать конспект

В нашем МАДОУ д/с № 20 «Золушка» в 20117 учебном году 2 старшие, 2 подготовительные к школе группы и 1 группа комбинированного вида.

Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей групп для детей среднего и старшего дошкольного возраста начинается с начала учебного года.

Совместная коррекционная работа в этих группах предусматривает решение задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.

Исходя из этого, разделяются задачи учителей-логопедов и воспитателей:

Задачи учителей-логопедов в работе с воспитанниками с ОНР: Задачи воспитателей в работе с воспитанниками с ОНР:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них на ПМПк.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками в процессе всех режимных моментов.

Работа по коррекции слоговой структуры слова. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Закрепление навыков звукового анализа слов, чтения и письма.

Развитие лексико-грамматического строя речи Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по изучаемой лексической теме в процессе всех режимных моментов. Системный контроль над грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Развитие высших психических функцийна бездефектном речевом материале. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях.

Предлагаю подробнее рассмотреть систему работы над формированием лексико-грамматических представлений. Систематическая организация занятий, правильное руководство ими и повседневные наблюдения – это важные педагогические условия грамотной организации этой деятельности педагогом в повседневной жизни.

Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения, ребенок вынужден осваивать необходимые способы речевого поведения, функциональные типы высказываний. В быту, труде, конструировании – всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета; сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами; услышанная сказка становится основой театрализованного действия. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения реплики, вопросы. В творческой игре бурно развивается язык ребенка, грамматическое оформление речи. Взрослый не должен ставить перед такими играми речевые цели, их формирование побочный продукт игры.

В педагогическом процессе могут использоваться аналоги свободных творческих игр – сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации, в которых ставятся речевые задачи (на обогащение словаря, использование грамматических форм, развитие связной речи). В этих играх сам сюжет побуждает детей использовать при описании предметов и картинок предложения разной структуры. Структура предложений в речи детей усложняется в связи с расширением сфер и форм общения. Особенно большой вклад в этот процесс вносят сюжетно-ролевые игры и игры- драматизации на основе литературных произведений. Драматизации хороши тем, что включают в качестве источника для подражания, для заимствования речевых оборотов высокохудожественный текст и вместе с тем предполагают импровизацию. Смена сцен является живой моделью текста, облегчающей запоминание, создающей семантическую (смысловую) основу речи.

Наряду с названными ранее используются и дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы. Эти игры имеют не только игровой смысл. Они стимулируют детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывают языковое чутье. В таких играх неуместны репродуктивные ответы (Оля повтори: не стало ручек). Неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Взрослый должен фактически подтверждать высказывание, распространять его, включать нормативную форму. Например: Мальчик произносит: «другая кошка спит у мамы на ковре, а вот эта кошка катает все, а вот эта пьет из блюдечка молоко». Педагог: «правильно – пестрый котенок спит у мамы на ковре, рыженький котенок катает клубки, а серенький лакает из блюдечка молоко», такое уточнение дает ребенку верную форму того высказывания, к которому он стремился сам, и вместе с тем не сбивает его, не обижает.

Для освоения лексико-грамматического строя полезны игры – экспериментирования, логические игры. В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно-следственных связях, временных и пространственных зависимостях. Чтобы эти знания отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимо давать детям творческие задания, требующие использования полученных знаний в речевой и игровой деятельности.

В процессе ознакомления с художественной литературой формируются умения использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование, словотворчество). Для успешного формирования навыков диалогической и монологической речиполезно использовать приемы мнемотехники.

Косвенное влияние на формирование грамматического строя речи оказывают также пальчиковые игры, игры с камешками, бусами, так как упражнения на развитие мелкой моторики активизируют речевые зоны головного мозга.

Ряд зависимостей (временных, пространственных) дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и квалифицированно они организуются, зависит не только здоровье, но и речевое развитие воспитанников. В них формируются произвольность внимания, поведения. А это имеет значение для развития двигательной и речевой активности.

В нашем дошкольном учреждении в составе общеобразовательных групп присутствуют дети с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Эффективным способом для побуждения к речи детей с ТНР является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:

  • выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
  • создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;
  • опосредованное общение через игрушку;
  • показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
  • составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;
  • оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;
  • приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

Зачастую у детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

  • привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
  • предложение кому-то из детей исправить ошибки;
  • повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.

Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с речевыми нарушениями очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.

Каждый режимный момент в ДОУ обладает потенциалом для решения коррекционных задач. Предлагаю педагогам рассмотреть подробнее каждый режимный момент и сформулировать задачи коррекции речи, для решения которых он может быть использован педагогом в ДОУ.

Коррекционные возможности режимных моментов

Режимные моменты Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений Коррекционные задания для развития моторики

Утренняя гимнастика 1. четко воспринимать словесную инструкцию педагога по выполнению упражнений. координировать движения в соответствии с ней.

2. воспроизводить словесную инструкцию педагога.

3. самостоятельно составить и правильно воспроизвести словесную инструкцию по выполнению упражнений. Выполнить последовательно несколько физических упражнений (ходьба и бег с согласованными движениями рук и ног, прыжки)

Подготовка к завтраку, завтрак

1. правильно использовать лексику, связанную с понятием ПОСУДА и ее виды, употребляя:

  • беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы (чашка чая, стакан кофе, тарелка каши…)
  • падежные конструкции с простыми предлогами (ложка на столе, салфетка под тарелкой…)

2. использовать в речи словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки), простые предложения с однородными членами (перечисление нескольких действий или объектов)

3. составить краткий отчет о дежурстве по столовой Правильно выполнять действия дежурного по столовой (расстилать салфетки, аккуратно ставить на стол посуду и столовые приборы)

Подготовка к занятию 1. правильно называть принадлежности, материалы, используемые на занятиях и действия, производимые с их помощью

2. описать свойства материалов, используемых на занятиях. Употреблять разные предложные конструкции с опорой на картинки

3. составить отчет о дежурстве при подготовке занятий. Дать оценку работы дежурных.

Правильно раскладывать материал, инструменты, пособия, необходимые для занятий.

Дежурство в уголке природы 1. различать и правильно называть некоторые комнатные растения. Сопровождать свои действия речью

2. описать форму и характер листьев, стебля комнатных растений, рассказать об особенностях ухода за ними

3. планировать свои действия в словесной форме после прослушивания инструкции педагога. Использовать речь для самостоятельно распределения обязанностей дежурных. Сделать отчет о дежурстве.

Правильно выполнять обязанности дежурного (поливать комнатные растения, рыхлить почву, кормить рыбок)

Подготовка к прогулке. Прогулка 1. правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятием ОДЕЖДА, ОБУВЬ, РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ВРЕМЕНА ГОДА.

2. использовать в речи относительные прилагательные, образованные от названий материалов, из которых изготовлена одежда, обувь

3. правильно конструировать простые предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при ответах на вопросы педагога.

Правильно выполнять ряд действий при подготовке к прогулке: одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки;

работать на участке: собирать природный материал для занятий, рыхлить почву.

Подвижные игры Согласовывать речь и движения при выполнении отдельных игровых действий Четко, быстро, ловко выполнять различные игровые действия

Театрализованные игры Выразительно произносить текст знакомой сказки, стихотворения. Правильно использовать прямую и косвенную речь. Выполнять ряд движений в зависимости от произносимого текста, музыкально-ритмического движения

Сюжетно-ролевые игры Использовать речь для распределения ролей, ролевого взаимодействия, усвоения ролевых взаимоотношений. Планировать с помощью речи последовательность действий при возведении коллективных построек. Составить рассказ об игре

Четко и координировано выполнять движения при подготовке необходимых для игр атрибутов, сооружении коллективных построек.

Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволит добиться положительных результатов в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников.

Просмотров: 610
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. «Логопедические игры на развитие грамматического строя речи»
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Пуреева Олеся Александровна. Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФН и ОНР
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Трапезникова Ольга Владимировна. Конспект непрерывно- образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР Тема: «В гости к Незнайке»
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Галеева Гульфина Мунировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной логопедической группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «В гости к Мухе Цокотухе»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Кошелева Светлана Александровна. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
  • Васенева Оксана Владимировна. Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием моментов игры-драматизации «Осень – грустная подруга».
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Фрукты»
  • Короткова Татьяна Ивановна. Организованная образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей ОНР «Насекомые»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь