Дудина Елена Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Воронеж
Введение элементов народоведения в коррекционно-образовательный процесс для детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяет пробудить их интерес к содержанию занятий, процессу обучения в целом, добиваться усвоения материала.
Использование такого богатейшего источника, как фольклор, повышает эффективность работы по развитию речи у детей.
Авторское дидактическое пособие из тряпичных кукол для детей предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Оно представляет собой набор кукол из ткани трёх цветов: красный, синий, зелёный, скатерть- «полянка», три домика, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие помогает создать мотивационную ситуацию перед занятием (например, логопед начинает рассказывать сказку в соответствии с темой:
Скачать конспект
«Я расскажу вам сказку: в звонком городе на певучей улице, звуки жили, гласные пели песни разные: А-О-У-И-Э-Ы).
Задачи пособия:
- Развивать фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез.
- Обучать грамоте.
- Учить определять позицию звука в слове, количество звуков в слове, уметь давать характеристику звука: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий, составлять слоги, слова.
- Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие.
Тип пособия: мягкие тряпичные куклы. Туловище имеет форму круга, на голове платочек, лицо не прорисовано, чтобы не отвлекать детей от главной задачи. Цвет домиков и цвет платьев кукол помогает зрительно запомнить, каким является звук: гласным или согласным, твёрдым или мягким.
Элементы сказочного повествования легко вплетаются в структуру логопедического занятия. Близкое и родное «Жили-были» с первых минут завораживают детей, концентрирует их внимание. Чаще всего в сказках упоминается число «три». Это способствует лучшему усвоению согласования числительных с существительными в речи дошкольников (три домика, три куклы, три дорожки). Расширяя словарь детей, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний, по которым можно учить дошкольников ориентировке в пространстве (направо пойдёшь – звук найдёшь в конце слова и т.д.).
Определить какой звук глухой или звонкий, помогут определить бусы из колокольчиков или бубенцов, которые дети одевают на куклу.
Сначала изучаются гласные звуки, постепенно, когда дети усвоят артикуляцию гласных звуков, можно перейти к образу буквы. Буквы крепятся на липучках и легко снимаются. Поскольку куклы лёгкие, дети могут сами менять их местоположение, составляя слоги и слова ( «куколки подружились»).
Разработан блок занятий по обучению грамоте, куда входят такие задания, как составь слово с определённым звуком, сделай анализ слова, определи место звука в слове, раздели слова на слоги, придумай сказку про звук, объясни пословицу или поговорку.
|