Делай, как я»
Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.
Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
2. «Расставить посты»
Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.
Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.
3. Цветные треугольники» (доп.)
Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.
Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: «Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.
«Не пропусти профессию»
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.
Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.
Варианты слов:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,
ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,
БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,
ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,
ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,
ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,
ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,
ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,
ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,
ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,
СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,
ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,
ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,
КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,
ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,
БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,
ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,
ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,
Не пропусти растение»
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.
Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.
Варианты слов:
ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,
РАМА. ДОМ, МАШИНА,
МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,
МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,
ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,
ИГРА, ИВА, ДОРОГА,
ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,
ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,
ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,
ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,
ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,
КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,
Запретный номер»
Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины, а также закрепление навыков счета.
Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2, 3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4, 7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).
Птица, не птица»
Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.
Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха — это кто?"
Прилетели птицы: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Прилетели птицы:
Аисты, вороны, Голуби, синицы,
Галки, макароны Палки и стрижи,
Бабочки, чижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Прилетели птицы:
Лебеди, куницы, Голуби, синицы,
Галки и стрижи, Аисты, кукушки,
Чайки и моржи. Маленькие плюшки
Лебеди и утки
Прилетели птицы: И спасибо шутке!
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
8. «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.
Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):
«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)
…ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,
МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,
СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,
ГУСЕНИЦА, МУКА,
ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,
ТКАНЬ, УЧЕНИК,
БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,
ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,
ТЕЛЕНОК, ДОСКА,
ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,
ЯГНЕНОК?
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.
Найди лишнее слово»
Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Описание игры: детям зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.
ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.
КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.
СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.
ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.
ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.
ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.
ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.
КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.
ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.
ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.
МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.
НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.
10. "На что это похоже"?
Цель: развитие образного мышления
Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
Цель: развитие образного мышления.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».
"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".
"Составить два разных квадрата из 7 палочек".
Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.
"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".
"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".
"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,
получился флажок".
"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".
«Скажи наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.
Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.
БЕЛЫЙ
БЛЕДНЫЙ
БОГАТЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ
БОЛЬНОЙ
СТАРЫЙ
ПОЛЕЗНЫЙ
МОКРЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
УЗКИЙ
ЯСНЫЙ
ДРУЖБА
РАДОСТЬ
ТЬМА
СТАРИК
ЗИМА
ДЕНЬ
ОГОНЬ
глаголы действия
ТАЯТЬ
ЗАСЫПАТЬ
ПОДНИМАТЬСЯ
НЫРЯТЬ
НАГРЕВАТЬ
РИСОВАТЬ
ПАЧКАТЬ
ЧИНИТЬ
ПОДЖИГАТЬ
ВЫТАСКИВАТЬ
РАЗРЕЗАТЬ
ПРИГЛАШАТЬ
13. "Кто без чего не обойдётся".
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
14. «О чем я сказала?»
Цель: развитие мышления, речи
Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:
ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)
ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)
НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)
УШКО (у куклы, иглы, у кошки)
НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)
РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)
МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.
15. «Снежный ком»
Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.
Количество играющих: любое.
Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.
Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.
Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
17. «Знайка»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.
Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.
Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.
Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.
18. «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
19. «Головомяч» (К. Фопель)
Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.
Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так,
чтобы головы оказались рядом. Точно между головами
нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч.
Мяч нельзя трогать руками!
Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?
Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.
20. «Трио» (К. Фопель)
Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.
Возраст: от 6 лет.
Количество играющих: кратное трем.
Необходимые приспособления: пустые коробки из-под обуви.
Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.
Комментарий: эта игра интересна как игра-соревнование, в процессе которого детям необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками перед началом игры необходимо провести тренировку, сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.
21. «Ладонь в ладонь» (Н. Клюева, Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков,
получение опыта взаимодействия в парах,
преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: группа детей
Необходимые приспособления; стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, соединяя ладони (можно предложить детям зажать какой-то предмет между ладонями). Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: столы, стулья, разложенные по полу игрушки и т. д.
Комментарий: усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках ит. д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
22. «Поварята»
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Возраст: старше 4-х лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
23. «Рисуем портреты»
Цель: развитие творческого воображения, коммуникативных
навыков.
Возраст: старше 4-х лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: участники разбиваются на пары.
Один — натурщик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Рисовать можно цветочками, звездочками, снежинками, шарами, морков-ками и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь.
«Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов. Из полученных портретов собирается целая галерея.
24. «Жмурки»
Цель: преодоление коммуникативных страхов.
Возраст: старше 4-х лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: Старинная, проверенная веками игра. Водящему
завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая
веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.
Предостережение:
Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
25. «Мышь и мышеловка»
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Возраст: старше 4-х лет.
Количество играющих: группа детей.
Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка (м. б., сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
Предупреждение:
Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не делали больно мышке. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
Конспект психокоррекционного занятия с детьми с речевыми нарушениями. В старшей группе ОВЗ Тема: «Поход в лес».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогащать словарь.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных.
- Формировать правильное использование притяжательных прилагательных во фразовой речи.
Коррекционно-развивающие:
- обучить детей общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
- вырабатывать у детей навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Коррекционно-воспитательные:
- Учить внимательно слушать собеседника. (взаимодействие друг с другом)
Оборудование: картинки, рисунки животных, материал для рисования.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Идет – землю топчет,
Ревет – напугать хочет,
А коль поймает – кости обломает. (Медведь)
Хан вышагивает гордо,
У него в крови вся морда. (Волк)
Рыжий клубок с сучка на сучок
Скок-поскок. (Белка)
У него пушистый мех,
Он в лесу трусливей всех. (Заяц)
Шубка золотая,
Хитрая и злая. (Лиса)
Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки.
Вот мы и попали в лес.
2. Ведение в тему. Активизация познавательных процессов.
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о животных.
Выставляются картинки. Беседа по картинкам.
3. Обучение релаксации
Сядьте удобнее, закройте глаза и представляйте себе то, что услышите.
Мы пришли на лесную поляну. Травка на ней зеленая, мягкая. Теплые лучи солнца
согревают все тело. Так хочется полежать на мягкой, шелковистой травке. Слышно,
как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Так приятно отдыхать,
все тело расслабляется, глазки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Ты
спокоен.
Молодцы, хорошо отдохнули. Вам понравилось на лесной полянке? Теперь, когда вы
захотите кого – то ударить, обидеть вспомните про наше упражнение и повторите его.
Теперь посмотрите, кого мы встретили в лесу.
4. РАБОТА С ЧУВСТВАМИ
Посмотрите на рисунки этих животных. Вспомните, какими словами описывает их народ.
Лиса – хитрая и злая.
Медведь – неуклюжий и опасный.
Волк – коварный и кровожадный.
Заяц – трусливый.
Белочка – активная, добрая.
Как на рисунках передал художник их характер?
Что говорит о том, что заяц боится, лиса что-то затевает, волк выслеживает добычу? Как вы догадались, что белочка спокойная и не представляет опасности?
Давайте все вместе попробуем изобразить разъяренного медведя.
Р-р-р-р.
Ваня, что мы сделали, чтобы превратиться в злого медведя?
5. Психотренинг.
Теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Отгадай, кто я». Правила такие.
Один из вас, кто захочет, выйдет к доске и изобразит животное, которое ему больше
нравится. А все остальные попытаются отгадать, кого вы изображаете.
(Дети выходят к доске и изображают животных, оставляю у доски тех, кто выбрал
агрессивных персонажей).
Ребята, посмотрите, я специально выбрала тех зверей, которыми оказались слишком
злыми. Сейчас некоторые из вас попробуют сделать их добрее. Вот Ваня – он злой серый
волк. Кто не боится волка? Катя, покажи Ване доброго волка, а ты, Ваня, попробуй
повторить все за Катей.
Ребята, как вы думаете, Ваня-волк исправился? Хорошо у него получилось?
Теперь Маша попробует сама себя исправить. Попробуй стать ласковой, доброй
лисичкой. (То же с остальными детьми).
6. Рисование и совместная деятельность.
Ваша задача, ребята, нарисовать животных так, что бы передать их характер. Не
обязательно рисовать только тех зверей, которых изобразил художник или ребята. Вы
можете изобразить любых, в том числе и сказочных или выдуманных персонажей.
Рисовать будем так: каждый из вас получит по 2 карандаша. Цвета у всех будут разными.
Если кому – то понадобится карандаш, который есть у вашего друга или соседа, то вы
должны его попросить.
Самостоятельная работа.
Закончили? Тогда давайте отдохнем.
7. Обучение эмоциональной разрядке.
- Знаете ли вы, как нужно рубить дрова?
- Как нужно держать топор?
- В какой позе удобнее стоять?
- Куда обычно кладут бревно?
Покажите, как происходит сам процесс, рубите дрова, не жалея сил, выше заносите свой
топор над головой и резко опускайте его на воображаемое бревно. Издавайте при этом
вместе с выдохом какие-то звуки, например говорите"Ха!".
8. Итог занятия, заключительная беседа.
- Какой зоопарк у нас на доске! Молодцы, ребята!
- Вот у нас злой и коварный волк! А вот неизвестное Чудо-Юдо.
- Как вы думаете, хорошее оно или плохое по характеру?
- Саша, посмотри внимательно и скажи, какие средства выражения использовали ребята
чтобы передать характер своих героев?
- Что нужно сделать, чтобы на этот заяц из труса превратился в храбреца? А наоборот?
|