(из опыта работы)
учитель-логопед Нестерова О.Н., МКДОУ д/с «Колокольчик» г. Сосенский Калужской обл.
Аннотация. Предлагаемое в статье мероприятие направлено на организацию тесного взаимодействия родителей старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и дошкольной образовательной организации (ДОО), на создание развивающей предметно-пространственной речевой среды в условиях детского сада и дома.
Ключевые слова. Автоматизация поставленных звуков, игры со звуками, контроль и самоконтроль за речью, образовательная деятельность детей.
Семья в наше время значительно отличается от семьи прошлого века. Происходящие перемены в обществе, увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья требуют новых подходов и методов работы с родителями.
Скачать материалы к проекту
Система взаимодействия дошкольной организации и семьи предполагает создание единого речевого пространства, единства требований к условиям обучения, воспитания и развития детей, как в образовательном учреждении, так и дома.
Согласно ФГОС ДО, педагоги детского сада стремятся создать условия для активного участия родителей в образовательной деятельности детей.
Подобные мероприятия я планирую ежегодно и организую их в два этапа: семинар-практикум для родителей в виде логопедического тренинга, деловой игры или педагогического ринга, и совместную деятельность детей с родителями в форме логопедического досуга, развлечения или игрового занятия.
Так как закрепление в речи поставленных звуков занимает достаточно длительное время и требует немалых усилий всех участников образовательного процесса, а в первую очередь родителей детей с ОНР, я решила посвятить свою работу теме автоматизации звуков в игре.
Семинар-практикум для родителей дошкольников с ОНР
старшей логопедической группы
Тема: С мамой играем – звуки закрепляем
Цель: Вовлечение родителей в творческий практико-ориентированный процесс развития речи детей средствами игровых технологий.
Задачи:
- акцентировать внимание родителей на важности их участия в логопедической работе и значимости их помощи;
- познакомить родителей с играми и упражнениями по автоматизации поставленных звуков у детей для работы дома;
- показать значимость тесного взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей в работе над речью детей, формировать доверительные отношения родителей и педагогов ДОУ.
Оборудование и материалы:
- выставка литературы,
- выставка игр по автоматизации поставленных звуков,
- буклеты для родителей (рекомендации игр по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях),
- оборудование для практического показа игр и упражнений (мяч, цветок, клубок, большая пирамидка, сундучок)
- мультимедийная презентация «Играем – звуки закрепляем»
- анкеты, ручки для заполнения.
План.
- Консультация с презентацией. Вступительное слово учителя-логопеда.
- Логопедический тренинг. Разминка.
- Беседа о речи с элементами деловой игры и опорой на слайды презентации.
- Автоматизация поставленных звуков. Проблемы. Пути решения.
- Знакомство с играми с опорой на презентацию. Практикум.
- Ответы на вопросы родителей.
- Рефлексия. Заполнение анкет родителями, раздача буклетов и объявление о совместной деятельности с детьми.
Ход.
1. Вступительное слово учителя-логопеда.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Благодарю вас, что вы отложили срочные дела и нашли время для нашей встречи.
Через год ваши дети отправятся в школу, и тогда вы серьёзно задумаетесь: готов ли мой ребёнок к обучению в школе, умеет ли он слушать педагога, точно выполнять его инструкцию, может ли задать учителю вопрос или высказать своё мнение…
Каждый год учителя первых классов приглашают нас на открытые уроки к нашим выпускникам. И всё чаще мы слышим в адрес детского сада: у детей плохо развита связная речь, дети не умеют слушать, дети не хотят учиться…
В наш век дефицита общения связную речь детей особенно необходимо развивать. А кто должен заниматься развитием и воспитанием наших детей? Детский сад или семья? (Ответы родителей…) Покажите, пожалуйста, руку и попробуйте похлопать в ладоши одной рукой…Что, плохо получается! Представьте, что мы – педагоги – одна рука, а вы – родители – вторая. И только вместе, в тесном сотрудничестве и взаимодействии, как две руки одного организма, мы можем многого добиться в вопросе воспитания и обучения ваших детей.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Вы узнаете, в какие игры можно играть с ребёнком дома и развивать его речевые навыки.
Почувствовать себя комфортно и уверенно, как детям, так и взрослым, помогают именно игры.
2. Разминка. Игра «Да-нет» (Родители становятся в круг.)
Слушайте внимательно, что я скажу. Если согласны, поднимайте руки вверх и говорите «да», если не согласны, отрицательно качайте головой и говорите «нет».
Отвечайте «да» иль «нет», дайте правильный ответ.
- Любят мамы собирать цветы? (Да.)
- Из цветов они варят щи? (Нет.)
- На лодке в детский сад плывут? (Нет.)
- Книжки на кусочки рвут? (Нет.)
- На метёлке прилетают? (Нет.)
- Деткам двери открывают? (Да.)
- Сказки вечером читают? (Да.)
- А потом из-за окошка языки покажут кошкам? (Нет.)
- Ну, а горькие таблетки покупают своим деткам? (Да.)
- Или сладкие конфетки отбирают у соседки? (Нет.)
- И потом жуют в углу, не давая никому? (Нет.)
- Нет, конечно, своим деткам мамы отдадут конфетки, купят тортик, паровоз и игрушек целый воз? (Да.)
- Если вдруг придёт беда, мама – лучший друг всегда? (Да.)
Как вы думаете, какую задачу мы благополучно решили в этой игре? (Развитие слухового внимания и эмоциональное восприятие текста.) (Родителя занимают свои места)
3. Беседа о речи с элементами деловой игры и опорой на слайды презентации.
Именно со слухового внимания и восприятия речи окружающих, в процессе общения со взрослыми развивается и совершенствуется речь ребёнка, а со временем — превращается в орудие мышления. Красивую речь приятно слушать. Не правда ли?
- Подумайте и скажите, какую речь можно назвать красивой?
Родители передают цветок, и называют по одному слову (Правильную, понятную, чёткую, яркую, богатую, выразительную, с правильно произносимыми звуками, образную, грамотную, спокойную, уверенную, убедительную, содержательную, неторопливую, эмоционально-насыщенную, достаточно громкую…)
Каждый из вас переживает за своего ребёнка, ведь красивая и правильная речь – залог успешности ребёнка в будущем. Согласны?
Речевые трудности отрицательно сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной, моторной и волевой сфер, на развитии ребёнка в целом. Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех компонентов речевой системы, всех сторон речи.
- Какие стороны речи вы знаете?
Ответы родителей (Звуковая сторона речи подразумевает произношение и восприятие речевых звуков; смысловая – лексический (словарный) запас; грамматическая — навыки словообразования и словоизменения; интонационно-мелодическая – выразительность и эмоциональную оценку; связная речь — умение связно и содержательно передать информацию).
Причём все стороны речи тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют.
Звуки – это основной строительный материал речи, и только при чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит, может служить средством общения (коммуникации).
- Что помогает произносить звуки речи?
Назовите органы артикуляции (губы, зубы, нижняя челюсть, нёбо твёрдое и мягкое, маленький язычок) – мышечный и костный аппарат ротовой полости.
В произношении участвует голосовой аппарат (гортань и голосовые связки), дыхательный (диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея, глотка, носовая полость) и слуховой аппарат.
Неправильное строение, недостаточная иннервация, заболевания этих органов способствуют нарушению формирования правильного звукопроизношения у детей.
- Что можем сделать мы с вами? Как исправить неправильное произношение звуков?
Ответы родителей. (Развивать артикуляционную моторику, дыхательные и голосовые функции, слуховое внимание и восприятие, а также развивать мелкую моторику пальцев рук в играх и упражнениях.)
4. Автоматизация поставленных звуков. Проблемы. Пути решения.
Если постановкой звука занимается специалист, то закреплять уже поставленный звук необходимо всем взрослым в окружении ребёнка и, в первую очередь, самым близким ему людям – родителям. Причём, как правило, употребление нового произношения требует усилий, внимания и постоянного контроля, с чем ребёнок не может справиться самостоятельно.
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить отдельно от других звуков. А затем многократно до автоматизма проговаривать в разных звукосочетаниях.
Этапы автоматизации звука:
- автоматизация звука в слогах
- автоматизация звука в словах
- автоматизация звука во фразах и предложениях
- автоматизация звука в тексте (стихи, рассказы).
- автоматизация звука в самостоятельной разговорной речи ребёнка.
Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной жизни он по-прежнему будет произносить свой «старый» звук. Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух. Значит, закреплять (автоматизировать) и учить различать (дифференцировать) звуки нужно одновременно!
Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи, в быту.
Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным звукопроизношением, ребёнок не пользуется им в самостоятельной речи, и со временем теряет «новый» звук. Иногда дети обретают «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно). Следовательно, необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях, где ваша помощь, уважаемые родители, незаменима. Без вашего участия и поддержки автоматизация звуков имеет достаточно длительный и неустойчивый характер, а значит, и результат работы будет минимальным.
- Каким способом лучше и легче закрепить правильное произношение у детей? (Ответы родителей.) В игре.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Причём в игре можно задействовать все сенсорные каналы детского восприятия и переработки информации в сочетании по формуле: Я ИГРАЮ – СЛЫШУ – ВИЖУ – ПРОИЗНОШУ – ДЕЙСТВУЮ – и в результате умею правильно говорить.
Чем больше анализаторов участвует в процессе обучения и коррекции, тем успешней будет результат.
- Приёмы успешной автоматизации звуков
Закрепление звука с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
- «Зрительный» (используем картинки, схемы, предметы, игрушки, таблицы. …)
- «Тактильно-мышечный» (используем ощущение через пальчики наших рук, через письмо и рисование, моделирование и конструирование, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений).
- «Театральный» (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием…)
- «Приём закрытые глаза» (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).
5. Знакомство с играми с опорой на презентацию. Практикум.
В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Вот несколько примеров занимательных игр по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ
Называем автоматизируемый слог (слово) и загибаем палец на руке или соединяем в колечко: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ; РАК – РАМА – РАДУГА – РАНА – РАКЕТА и т.д. В данном случае закрепляем звук «Р».
«СЛОГОВАЯ ЛЕСЕНКА»
Лесенка нарисована на листе бумаги или выстроена из любого конструктора (пять ступенек). Взрослый называет слог с «трудным» звуком, а ребёнок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку или просто шагает пальчиками по ступенькам.
«ЛАДУШКИ»
Играем как в традиционную игру «Ладушки», но добавляем слоги или слова с автоматизируемым звуком. Взрослый хлопает по ладошкам ребёнка и называет слог или слово, а ребёнок его повторяет и хлопает по ладоням взрослого.
Можно усложнять игру, изменяя последовательность движения. Такая игра способствует синхронизации работы двух полушарий головного мозга.
Как говорит народная мудрость: «Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, попробуешь – поймёшь». Давайте попробуем и мы поиграть в эту игру. (Родители играют парами)
«БАШЕНКА» ( «ПИРАМИДКА»)
Взрослый называет автоматизируемый слог (слово), ребёнок его повторяет. Если звук в слове произнесён верно, ребёнок получает кубик или колечко от пирамидки. В ходе игры ребёнок строит башенку или собирает пирамидку. Можно использовать образец постройки, схему или алгоритм.
«НАЗОВИ КАРТИНКУ»
Ребёнку предлагают набор картинок с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит слово верно, то забирает картинку себе, а если нет, то картинка остаётся у взрослого.
«ВЫБЕРИ КАРТИНКУ»
Взрослый называет звук, ребёнок подбирает картинку на заданный звук. Желательно, чтобы предлагались картинки, как с наличием заданного звука, так и без него (на развитие слухового восприятия), со смешиваемым звуком (на различение звуков), и в любой позиции звука в слове (начало, середина, конец).
«ЗАПОМНИ – ПОВТОРИ»
Данная игра проводится на основе слуховой памяти. Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком (каждый раз новое), а ребёнок повторяет все слова, начиная с первого. Взрослый не забывает следить за «трудным» звуком.
Взрослый: «Рак». Ребёнок: «Рак». Взрослый: «Рыба». Ребёнок: «Рак, рыба» и т.д.
Можно одновременно собирать пирамидку, бусы, строить дорожку, цепочку, прицеплять прищепки, шагать или «прыгать по кочкам» и проговаривать цепочку слов.
Давайте попробуем собрать пирамидку таким же образом.
(Родители по цепочке собирают пирамидку, проговаривая речевой материал)
«ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Эта игра развивает зрительную память. Перед ребёнком выкладывают ряд из 5 – 6 картинок, в названии которых есть автоматизируемый звук, предлагают назвать картинки и запомнить их. Затем картинки переворачивают. Ребёнок называет картинку по памяти и проверяет, верно ли он её назвал, переворачивая картинку. Количество картинок можно постепенно увеличивать.
Задача взрослого — следить за правильностью произнесения поставленного звука.
Аналогичные игры «Чего не стало?» (убрать по 1-3 картинки), «Что изменилось?» (переставить картинки местами)
ИГРЫ С МЯЧОМ
Огромные возможности в логопедическом тренинге дают игры с мячом (обычным резиновым мячом разных размеров, массажным, надувным или просто воздушным шариком). Мяч можно перекидывать друг другу, перекатывать, передавать, отстукивать, перекидывать с руки на руку, катать по руке, по ноге, по пальцам, проговаривая речевой материал.
С помощью мяча можно не только закреплять поставленные звуки, но и формировать грамматический строй, обогащать словарный запас, учить стихи, делить предложения на слова, слова на слоги, сочинять рифмовки и многое-многое другое.
Например, взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому.
Можно усложнить игру, отвечая на вопрос «Есть или нет»
Взрослый: «У меня есть карандаши». Ребёнок: «У меня НЕТ карандашей».
Можно разучивать стихи и скороговорки, проговаривая по одному слову или по одной строчке по очереди:
Мышонку мама Мышка шептала:
«Шалунишка, шумишь, шуршишь, болтаешь,
Ты маме шить мешаешь!»
Кто попробует со мной проговорить стихотворение по одному слову.
(педагог с одним из родителей играет в мяч, проговаривая текс по одному слову)
- Какой звук мы закрепляли? (Звук -Ш-)
«ОДИН – МНОГО»
С помощью этой игры мы тренируем детей в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже. Взрослый: «У меня одна роза, а у тебя много …» Ребёнок: «Роз».
Используются слова с автоматизируемым звуком.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Взрослый: «У меня перец, а у тебя …» Ребёнок: «Перчик».
«СОСЧИТАЙ-КА»
Эта игра позволяет тренировать детей в правильном согласовании числительных с существительным. Можно усложнить игру, добавив в словосочетание прилагательное.
Взрослый просит: «Сосчитай чёрных дроздов (красные квадраты, розовые вёдра, серых драконов)» Ребёнок считает предметы, указывая пальчиком на цифры: «Один чёрный дрозд, два чёрных дрозда, … шесть чёрных дроздов»
Взрослый следит за правильным произношением и согласованием слов.
«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ»
С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании глаголов по звукоподражанию.
Взрослый: «Ворона» Ребёнок: «Каркает».
Корзина слов: тигр, медведь, лошадь, свинья, утка, голубь, петух, воробей, кузнечик…
«ХОДИЛКИ — БРОДИЛКИ»
Это старая и незаслуженно забытая игра. Её можно сделать дома вместе с детьми.
На листе бумаги друг за другом нужно нарисовать кружочки. Дорожку из кружочков закончить около домика (самолёта, автобуса, подарка и т.д.) Это цель, куда ребёнок стремится попасть. В кружочках взрослый изображает символы артикуляционных упражнений, символы звуков и буквы (если ребёнок с ними знаком), схематичное изображение слов, стихов, чистоговорок.
В «Ходилки» можно играть одному, вдвоём и целой группой. Каждый участник игры ставит свою фишку на начало дорожки, кидает кубик, на грани которого не более трёх точек, делает ход и выполняет изображённое в кружочке задание.
Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, полянки с цветами, пруда с рыбками, в зависимости от задуманного сюжета.
«ЛАБИРИНТЫ»
На игровом поле лабиринта необходимо выбрать путь только по той дорожке, где в названии картинок звучит заданный звук. Ребёнок шагает и проговаривает слова или фразы с «трудным» звуком.
Такие занятия очень эффективны и очень нравятся детям. Ведь они наслаждаются вашим вниманием, поддержкой и творчеством в совместной деятельности.
МНЕМОТАБЛИЦЫ и ПИКТОГРАММЫ
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, составлению рассказов и загадок, также увлекает детей и превращает занятие в игру.
Взрослый подбирает картинки-опоры к тексту или рисует пиктограммы. Ребёнок рассказывает, показывая пальцем соответствующую тексту картинку.
«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
Эта игра способствует формированию навыка звуко-слогового анализа слов, что необходимо при подготовке к обучению грамоте.
Сделать игру дома очень просто. Нарисовать схемы домиков, вагончиков, машинок, пароходов с указанием места звука в слове (начало, середина, конец) или количества слогов, и подобрать картинки с наличием автоматизируемого звука.
«КАРТИНКИ ДЛЯ БУКВЫ»
Работая над звуком, лучше сразу познакомить ребёнка с соответствующей буквой. Опора на зрительный образ поможет быстрее закрепить и произношение самого звука.
Этому служит следующая игра, которую тоже можно сделать вместе с детьми. Нарисовать букву на весь альбомный лист жирным шрифтом. Расчертить ячейки для картинок на букве. Попросить ребёнка выбрать из картинок только те, в названии которых есть автоматизируемый звук и украсить букву картинками.
«ЗАМЕНИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»
Подготовке к обучению грамоте служит и следующая игра «Превращалки»
Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч, а ребёнок заменяет первый звук в слове на автоматизируемый звук, правильно произносит новое слово и возвращает мяч взрослому.
Взрослый: «Кот» Ребёнок: «Рот»
Корзина слов: танец, забота, мычать, пугать, пыжик, козы, высь, хобот, мак, жакетка…
Давайте поиграем с мячом «Замени первый звук». (Родители становятся в круг и играют)
6. Заключительное слово. Ответы на вопросы родителей.
Таким образом, выполнять логопедические задания, играя, весело и интересно.
Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка, сделать отношения в семье ещё более близкими и доверительными.
Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям, как у взрослого, так и ребёнка!
А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!
- Прошу обратить внимание на ВЫСТАВКУ литературы по данной теме, игр и пособий, которыми пользуемся мы в детском саду, играем с вашими детьми, читаем, рассказываем.
- Если есть вопросы, вы можете задать. Я попробую на них ответить.
- Впереди лето, время отдыха и отпусков. Прошу вас не забывать то, о чём мы с вами говорили. Прошу следить за правильным произношением поставленных звуков в самостоятельной речи детей, читать книжки, повторять стихи. Если у ребёнка звук не поставлен, не требуйте от него произношения искажённого звука, а просите прислушаться к словам, стихам, где есть правильный звук, давайте правильный образец, развивайте восприятие речи и мышцы речевого аппарата.
А на следующий год старайтесь не пропускать занятия в детском саду, иначе ваш ребёнок не успеет подготовиться к школе по основной образовательной программе ДОУ.
7. Рефлексия (Родители становятся в круг)
В этом сундучке есть один интересный предмет, попробуйте отгадать, что это.
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я – не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь – и под комод. (КЛУБОК)
Катится, катится клубочек, кому в руки попадёт, тот должен сказать, что ему понравилось больше всего на нашей встрече.
(Передаю клубок рядом стоящему участнику, конец нити держу в руке и говорю: «Мне понравилось, как вы дружно откликнулись на просьбу о встрече, как с интересом воспринимали представленную вам информацию». Следующий участник передаёт клубочек и говорит, что понравилось ему…)
- Приглашение на совместную деятельность с детьми на тему «ЛОГОПЕД и Я?».
- Заполнение анкет и раздача буклетов.
А в заключение хочу поблагодарить вас за сотрудничество. Спасибо за внимание!
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Арнаут А.Н. Семинар-практикум «Домашний логопед – исправление речи в домашних условиях» // Воспитатель. 2013. №9.
- Вартанян Н.Я., Макарова Т.В., Шик Л.В., Ярославцева Л.А. «Хорошая речь – слаще мёда» Семинар-практикум. // Ребёнок в детском саду. 2009. №6.
- Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей. // Логопед. 2017. №1.
- Сулейманова Я.А. Логопедический тренинг для родителей // Логопед. 2016. №9.
- Тараканникова В.В. Родительское собрание с использованием мультимедийной презентации и элементов деловой игры «Играем – звуки закрепляем» // Дошкольная педагогика. 2014. Май.
- СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ. Источник: http: //logoportal. ru/sekretyi-avtomatizatsii-zvukov/. html
|