МО учителей-логопедов г.Ртищево Саратовской области
Подготовила учитель-логопед МДОУ Стуенко Т.Г. Апрель 2018г.
Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия. Обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо. Эти нарушения наблюдаются в связи с органическими поражениями головного мозга (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологий беременности или родов у матери.
Скачать презентацию
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.
Чем можно объяснить появление в письме такого рода ошибок? Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков-букв, каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый, или мысленно представляемый, звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово. Поэтому довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия.
Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
- различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, сонорные; правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими;
- развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи;
- достаточное формирование фонетико-фонематических представлений; владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова;
- определение места звука в слове – начало, середина, конец;
- выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов;
- достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений: умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.
В случае несформированности предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. Что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки. Несформированность у ребенка к началу школьного обучения грамматических систем выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и т.д. естественно, что все это также будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил. Такого рода ошибки тоже принято относить к дисграфическим.
У детей с недоразвитием речи, нарушением речи существует предрасположенность к дисграфии. Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития. Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Специалисты различают несколько видов дисграфии:
- Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
- Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
- Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
- Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
- Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.
Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.
Самые распространенные ошибки
Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:
- недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
- добавление ненужных элементов;
- пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
- зеркальное написание букв.
Важным в профилактике оптической дисграфии является развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления, формирование изобразительно — графических способностей;
Для профилактики оптической дисграфии предлагается проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:
- Расширение объема зрительной памяти ребенка;
- Овладение графической символизацией;
- Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
- Развитие слухового анализа и синтеза;
- Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
- Формирование временных и пространственных представлений;
- Формирование графомоторных навыков;
- Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.
Профилактика оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка.
Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию. Профилактика дисграфии включает также упражнения по узнаванию букв.
Так, можно предложить ребенку
- найти определенную букву среди ряда других,
- определить буквы, которые расположены неправильно,
- определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.
Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время.
Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:
- В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
- В окружающем мире;
- На листе бумаги.
Для профилактики дисграфии также рекомендуется уделять большое внимание дифференциации букв, которая включает изолированное написание их:
В слогах; В словах; В словосочетаниях; В предложениях; В тексте.
Работу по профилактике дисграфии следует направлять на формирование следующих умений и навыков:
- умение анализировать предмет, его изображение;
- составление картинки, разрезанной на части;
- конструирование по образцу, по представлению;
- умение видеть графему и ее точное расположение;
- запоминание элементов букв;
- различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания: "Учимся смотреть и видеть" — предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
"Учимся следить глазами" — распутывание ниточек, чтобы узнать у какого персонажа какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
"Учимся ориентироваться в пространстве" — найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи, кто находится перед мальчиком, справа от него, слева от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи (Б. Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия) называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. От того, насколько качественно будут сформированы навыки правописания у детей, зависит их дальнейшее обучение в целом, орфографическая грамотность, речевое развитие, способность усваивать родной язык.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, необходимо формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать мелкую моторику рук; ориентировки в пространстве; развивать все психические процессы; готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
|