Автор:
Учитель – логопед Поздеева Марина Борисовна
Основная цель работы учителя – логопеда на логопедическом пункте – формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста. Проблема развития речи является одной из актуальных. Говорить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
В последние годы на логопункте ДОУ значительно увеличился процент детей со сложной речевой патологией, которая подвергается коррекции с большим трудом, и зачастую коррекционный процесс имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Актуальной задачей является поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществлять логопедическое воздействие наиболее эффективно. Это заставляет постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, открывать новые направления и искать более интересные пути в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Скачать конспект
Нами была разработана серия дидактических пособий «Обучающие логопедические планшеты», помогающих в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при подготовке их к обучению грамоте и подготовке к школе. Пособия имеют многофункциональный, универсальный характер, компактны, могут быть использованы в различных ситуациях коррекционно-образовательного процесса, на разных этапах занятия, для индивидуальной и подгрупповой работы, а также в диагностических целях.
Игровые практические пособия ориентированы, в основном, для детей с нарушенным речевым развитием, вместе с тем, могут быть использованы в работе с нормально развивающимися детьми. Данные пособия могут использовать как педагоги, так и родители.
Предлагаем варианты игр с «обучающими логопедическими планшетами».
Планшет №1.
Планшет №1 выполнен из пластика, размером 40 * 50 см. На нем 4 кармашка:
верхний горизонтальный, формата А5; длинный кармашек 48 *6 см, два кармашка 10 *15 – «сундучки».
Задачи:
- способствовать развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов,
- обучать соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом или буквой,
- способствовать закреплению зрительного образа букв,
- развивать фонематическое восприятие, навыки дифференцировки звуков,
- способствовать профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики.
Последовательность работы:
В центральный карман помещается картинка (предметная или сюжетная) // картинки.
Варианты упражнений и игр:
1. Выкладывание звуковой схемы заданного слова.
Цель: обучение умению соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом.
- Детям предлагается назвать изображение.
- Произнести слово по звукам.
- Выложить звуковую схему данного слова с помощью фишек нужного цвета в длинный кармашек, находящийся под картинкой.
Рекомендации:
На первоначальном этапе «лишние» квадратики – кармашки можно закрывать фишками черного цвета, оставляя нужное количество клеточек.
Поверхность планшета позволяет рисовать на нем маркером на водной основе. Таким образом можно обозначать слоги и ударение в анализируемых словах.
2. Выкладывание слова – названия изображения — из букв.
Цель: обучение умению соотносить конкретный звук в слове с определенной буквой.
Детям предлагается составить слово, представленное на картинке в центральном кармане, с помощью карточек с изображением букв.
Рекомендации:
Карточки с буквами могут находиться в нижних кармашках – «волшебных сундучках». Сундучок
«отдает» букву, если ребенок правильно скажет, как она пишется.
3. Дифференциация пары оппозиционных звуков.
Цель: развитие фонематического восприятия, различение заданной пары звуков в словах // словосочетаниях // в предложениях.
Вариант 1. Игра «Собери яблочки»
В центральный карман помещаются две предметные картинки: например, собаки и кошки.
В сундучки – кармашки помещаем предметные картинки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Каждая предметная картинка прикреплена на изображение яблока.
Детям предлагается ситуация: сильный ветер раскачал яблоню, и с нее упали яблочки. Необходимо собрать яблочки для зверят. Для собачки надо собрать яблочки с картинками, в названии которых есть звук [С], для кошки — яблочки с картинками со звуком [Ш].
Рекомендации:
Подобно этой игре можно провести игры «Чайные ЛОЖКИ и коровьи РОЖКИ» (Цель: дифференциация звуков [Р-Л] в словах); «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты» и др.
Вариант 2. «Путаница» (усложнённый).
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.
А) В центральный карман помещаются две картинки с малышами с мыльными пузырями.
В сундучки – кармашки помещаем картинки мыльных пузырей с предметными картинками, в названии которых есть звуки [С] и [Ш].
Задание: Для Сони выбрать пузырьки с картинками, в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши – те, в названии которых слышится звук [С]. Нужно выбрать пузырек, и назвать, для кого этот предмет.
Например:
Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырьки с картинками в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши в которых слышится [С]. Выбирай пузырёк и называй для кого это.
Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…
Логопед: Назови все, что получилось у Сони и Миши.
Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка. У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка. Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.
Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.
Логопед: Чем поменялись малыши?
Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.
Вариант 2.
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.
А) В центральный карман помещаются картинки, в названии которых есть звуки, например, [п], [пь].
Задание: Распределить картинки по сундучкам, имеющим синий и зеленый цвет (соответствие твердому и мягкому звукам).
Б) В центральный карман помещается изучаемая буква.
Задание: Подобрать из предложенных предметных картинок те, в названии которых есть звуки, обозначаемые заданной буквой; распределить их по сундучкам.
Рекомендации:
Далее можно определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
4. Игра «Окошки»
Цель: закрепление зрительного образа букв, профилактика дисграфии.
В центральный карман помещается «конверт» — сложенный пополам сгибом вниз лист формата А4, на одной стороне которого изображена предметная картинка с вырезанным окошком. В «конверт» вложены несколько карточек с буквами (5 – 6 шт.). На одной карточке изображена одна буква. Часть буквы «выглядывает» из окошка.
Задание: узнать и назвать букву, выглядывающую из окошка.
Далее ребенок — среди нескольких — выбирает такую же букву и выкладывает в длинный кармашек.
Варианты упражнений с выложенными буквами:
- придумать слова, начинающиеся со звука (- ов), обозначаемых данной буквой.
- придумать слова, заканчивающиеся на звук (- и), обозначаемых данной буквой.
Рекомендации:
Для этого упражнения не рекомендуется использовать буквы парных звонких звуков, т.к. они на конце слов оглушаются.
- из трех – пяти выложенных букв составить слово.
Например:
К, Т, О — КОТ, ТОК, КТО.
- игра «каркас»: придумать как можно больше слов, содержащих все (2 – 3) выложенные буквы (согласные):
Г Р Д (ограда, город, огород, груда …)
Планшет №2.
Планшет выполнен из пластика, размером 60 *70. На нем 9 горизонтальных кармашков
10 *15. Под кармашков слева — 3 силовые кнопки с шляпками синего, красного и зеленого цвета.
Под четырьмя кармашками в середине по три силовые кнопки в ряд одного цвета. Между вертикальными рядами кармашков по одной силовой кнопке рядом с каждым кармашком.
Задачи:
1. способствовать закреплению навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов,
развитию лексико – грамматического строя речи, фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте и расширению словаря дошкольников,
2. способствовать профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики;
3. развивать слуховое и зрительное внимание, память, зрительное восприятие.
Планшет условно можно разделить на две зоны.
I. Первая игровая зона:
Один карман (10*15) находится с левой стороны. Под этим кармашком на небольшом расстоянии друг от друга прикреплены друг под другом три силовые кнопки – с шляпками красного, синего и зеленого цвета.
Справа размещаются три аналогичных кармана (10*15) один под другим (на одинаковом расстоянии друг от друга) для картинок. Под каждым карманом для картинок вбиваются три штырька (силовые кнопки) одного цвета один за другим на расстоянии 3 см друг от друга.
Рекомендации:
Для выполнения игровых действий потребуются тонкие резинки (для банкнот) красного, синего и зеленого цветов, карточка с изучаемой буквой и три — четыре картинки с любым изображением, в названии которых есть соответствующий букве звук.
Варианты упражнений и игр с первой частью пособия:
Вариант 1. Определение места звука в слове.
В кармашках справа находятся предметные картинки, в названии которых есть одинаковый звук (//пара звуков – твердый и мягкий).
Задание: Назвать картинки. Определить, какой одинаковый звук (пару звуков) ребенок слышит во всех словах. Дошкольник может подобрать соответствующую букву и вставить ее в кармашек слева.
Далее ребенок выбирает для первого слова цвет штырька под буквой и цвет резинки в зависимости от того, как звучит данный звук в слове (если данный звук согласный, мягкий, то выбираем зеленый штырек и резинку зеленого цвета).
Надевает один конец резинки на выбранный штырек под буквой, а другой конец натягивает на нужный штырек под первой картинкой в зависимости от того, где находится изучаемый звук в слове: в начале, середине или конце (Пример: натягиваем зеленую резинку от зеленого штырька под буквой Б до первого штырька под изображением БЕЛКИ).
Аналогично подбирает нужный цвет штырька и резинки для следующих картинок, определяет место изучаемого звука в каждом слове и натягивает резинки до выбранных штырьков под каждой картинкой.
Вариант 2. Слоговой анализ слов.
Игры и упражнения:
- «Домики»: под каждым из четырех кармашков справа резинки натянуты на разное количество штырьков (на один, на два, на три).
А) Из предложенных картинок ребенок подбирает слова с одним, с двумя, тремя слогами и раскладывает их по кармашкам – домикам.
Б) Ребенок выделяет слова с заданным количеством слогов по сюжетной картинке, вставленной в карман слева.
- нахождение самого длинного и самого короткого слова (резинками на штырьках обозначается количество слогов).
- в кармашек слева вкладывается предметная картинка. Ребенок определяет количество слогов в нем и подбирает другие изображения с таким же количеством слогов и выкладывает их в кармашки справа, обозначая количество слогов резинками на штырьках.
- В кармашки справа вложены предметные картинки. Нужно посчитать количество слогов в словах и резинкой обвести нужное количество штырьков. И т.д.
Вариант 3. Слоговой синтез слов.
Игры и упражнения:
- «Собери слово»: в кармашках справа вставлены карточки со слогами (2 – 3 слога). Нужно «собрать» слово, обозначая последовательность слогов в слове с помощью резинок (под кармашком с первым слогом резинка зацепляется за первый штырек, затем тянется к кармашку со вторым слогом и зацепляется за второй штырек и т.д.)
Рекомендации:
Если длины одной резинки не хватает, две резинки связываются.
- «Найди слог, вставь недостающие слоги». В кармашек слева вставлена карточка с первым слогом некоторого слова, карточка с третьим слогом — во втором кармашке справа (напротив друг друга). Второй слог пропущен. Ребенок догадывается, что это за слово, какой слог пропущен, находит его среди предложенных слогов в нижних кармашках справа и с помощью резинок восстанавливает последовательность слогов, зацепляя первый слог за первый штырек, второй – за средний штырек, последний – за третий.
Рекомендации:
В качестве помощи можно использовать предметные картинки.
II. Вторая игровая зона — «Паутинки»:
Представляет собой два столбика по четыре кармана 10*15 друг над другом. Рядом с каждым карманом сбоку вбивается один штырек с шляпкой любого цвета.
Рекомендации:
Каждая вставленная в карман картинка с левой стороны планшета может иметь логическую связь с картинками правой стороны (или с той же стороны или не иметь варианта), которую детям предлагается установить и показать с помощью натяжения разноцветных резинок на соответствующие картинкам штырьки.
Меняя изображения картинок, с помощью этого планшета можно реализовывать множество целей и задач, направленных на обследование и развитие лексико-грамматического строя речи, на подготовку к обучению дошкольников азам грамоты, развитию фонематических процессов, а также многих других сторон речевого развития детей.
Варианты упражнений и игр со второй частью пособия:
Развитие фонематического восприятия:
- «Подбери рифму»: во всех кармашках вставлены предметные картинки.
А) Дети подбирают к словам из левого столбика слово — рифму из правой стороны планшета, соединяя пары резинками.
Б) Все предложенные слова рифмуются (две группы слов), кроме одного. Каждая группа рифмующихся между собой слов объединяется с помощью соединения резинкой определенного цвета. Найти слово, которое не подходит ни к одной группе слов.
Развитие лексико – грамматического строя речи:
- «Чей малыш?»
Цель: обучение умению образовывать названия детёнышей животных.
В карманы с левой стороны планшета вставляются картинки с изображением детёнышей животных (диких или домашних), а в карманы с правой стороны – изображения взрослых животных. Называя по очереди все картинки, при помощи резинок дети каждому детенышу находят маму.
- Найти и соединить резиночками предметы, относящиеся к одной группе ( «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» и т.д.)
Подготовка к обучению грамоте:
- Подобрать каждой букве свою картинку.
Цель: обучение звукобуквенному анализу слов.
С этой целью на планшете в карманы с левой стороны устанавливаются изображения букв (например К, С, Т, Ж), а с правой стороны – картинки с любым изображением (лучше одной лексической группы), названия которых начинаются на звуки, соответствующие подобранным буквам (например ЖИРАФ, КОБРА, СЛОН, ТИГР).
Задание: при помощи натяжения резинок подобрать каждой букве подходящую картинку.
- «Сложи слова» (слоговой синтез):
В кармашки с обеих сторон вкладывается картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак.
Задание: сделать из двух слов одно (соединить с помощью резинок). Корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
Развитие зрительного восприятия:
- «Чья тень?»
В кармашки с левой стороны поместить изображения животных, в кармашки справа – их тени (в разнобой).
Задание: подобрать и соединить с помощью резинок животное и его тень.
III. Игры со всеми полями планшета:
- Обучение подбору родственных слов (синонимов, антонимов):
В отдельный карман с левой стороны планшета ставится картинка – предмет, к которому будут подбираться, например, родственные слова. В кармашки, находящиеся в середине, ребенок помещает картинки – схемы, помогающие образовывать родственные слова.
Если слово согласно схеме можно образовать, от картинки к данному кармашку протягивается резиночка. Из предложенных картинок в кармашки справа помещаются предметы, названные ребенком.
Аналогично можно проводить работу с синонимами и антонимами.
По окончании выполнения каждого задания на планшете получается узор из резинок ( «паутинка»). Детям можно предложить назвать, на что похож полученный узор.
Планшет №3.
Планшет № 3 выполнен из пластика, размером 50 * 50 см. На нем девять пронумерованных цифрами от 1 до 9 кармашков 7 *10 см — три ряда по три штуки, с правой стороны от каждого кармашка силовая кнопка с цветной шляпкой.
Задачи:
- развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие,
- закреплять зрительный образ букв и цифр,
- способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, профилактике дисграфии;
- повышает интерес
Варианты упражнений и игр:
- С помощью разноцветных резинок можно конструировать на планшете различные изображения (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, предметы быта и др.).
А) по карточкам (со зрительной опорой)
Б) на слух (без зрительной опоры)
- игра «Рой комаров» (по типу таблицы Шульте)
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, закрепление звука Р в речи.
В каждом кармашке находятся изображения комара (одинаковые). Рядом с каждым комаром на карточке написан номер (от1 до 9 по количеству кармашков). У ребенка в руках мухобойка.
Задание: найти как можно быстрее всех комаров по порядку, «шлепнуть» по каждому мухобойкой.
Можно проговаривать: «один комаР, два комаРа…»
Рекомендации:
В данную игру можно играть вдвоем. В этом случае цифры возле комаров «подписываем» разным цветом (от 1 до 4 красным, от1 до 4 черным, девятый кармашек – пустой).
Используя картинки, например, бабочек и сачки, можно ловить этих насекомых и закреплять звук ч.
- В каждый кармашек поместить правильно и неправильно записанные буквы.
Задание: найти как можно быстрее все правильно записанные буквы. Можно соединить их с помощью резинок и штырьков.
- В каждый кармашек поместить похожие или часто смешиваемые буквы.
Задание: найти заданную букву. Далее все найденные буквы можно соединить их с помощью резинок и штырьков.
- В кармашки разместить буквы (слоги).
Задание: из предложенных букв (слогов) составить слово (слова), соединив их с помощью резинок.
- игра «Шифровка»
В кармашки помещают карточки с «фрагментами» клавиатуры – нарисованные кнопки с английской буквой сверху и буквой русского алфавита снизу (одна пара букв в одном кармашке).
Дети предлагаются листочки с «шифром» из букв английского алфавита.
Задание: с помощью резинок на планшете последовательно соединить все предложенные буквы. «Расшифровать» слово и прочитать его.
Играя с логопедическими планшетами, самостоятельно выбирая картинки и задания, выполняя творческие задания, дети становятся равноправными участниками, субъектами взаимодействия. Яркие планшеты, цветные резиночки, возможность самостоятельно действовать превращают знакомые игры и упражнения во что – то новое, необычное,
помогающее ребенку размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору.
Многофункциональная направленность пособий помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных учителем — логопедом целей.
Педагог, исходя из состава, возраста и состояния речи дошкольников, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия.
Информационные ресурсы:
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Екатерина Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М.: Теревинф, 2016.
|