ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности — они не умеют задавать
вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Развитие речи ребенка — эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению — не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.
Направленность программы – социально-педагогическая, (предшкольная подготовка).
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность.
Актуальность данной программы предполагает обеспечение у детей 5-7 лет готовности к обучению чтению и подготовку к обучению грамоте. Кроме того, особенностью программы является использование элементов логопедической методики, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме в более старшем возрасте. Данная программа является программой единого систематического цикла обучению детей чтению.
Педагогическая целесообразность. Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ебёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
- Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук, слог, слово, предложение.
- Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.
- Знакомить детей с буквами алфавита.
- Формировать элементарные навыки чтения.
- Развивать мелкую моторику, графические навыки.
- Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип сознательности и активности. Предусматривает сознательное
отношение к занятиям, развитие у воспитанников заинтересованности в овладении чтением.
Принцип наглядности. Способствует развитию, любознательности, заинтересованности и концентрации внимания.
Принцип доступности. Постановка перед воспитанниками задач соответствует их уровню развития; постепенное усложнение материала.
Принцип систематичности. Непрерывность процесса формирования навыков чтения. Чередование различных видов деятельности.
Отличительные особенности программы. Новизна программы дополнительного образования состоит в том, что она предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 (6) -7 лет.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 8 месяцев (32 недели) 2 раза в неделю.
Объём программы — 64 занятия.
Форма организации образовательной деятельности – групповые занятия. Количество обучающихся в группе – 10 человек. Возраст – 5-6 лет, 6-7 лет.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
|