FTEATURES OF THE CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN WITH AN ERASED FORM OF DUSARTHRIA.
М.А. Лошковых Россия, г. Челябинск МБДОУ «Детский сад №238 г.Челябинска»
Аннотация: в статье представлен опыт работы учителя-логопеда по коррекции стёртой формы дизартрии у детей с ОВЗ. Систематизированы и определены направления в работе. Представлены эффективные приёмы коррекции звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии и минимальными дизартрическими расстройствами.
Ключевые слова: стёртая форма дизартрии, логопедический массаж, комплекс массажных движений.
Key words: erased form of dysarthria, speech therapy massage, complex of massage movements.
Скачать конспект
Всё чаще в логопедической практике мы встречаем детей со стёртой формой дизартрии (минимальными дизартрическими расстройствами).
Дизартрия-это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
По данным ТПМПК Ленинского района, города Челябинска, количество детей имеющих логопедическое заключение ОНР с дизартрией, ФФН с дизартрией значительно увеличилось.
Основные показатели диагностики стёртой формы дизартрии (минимальных дизартрических расстройств).
Причина возникновения Органическое поражение центральной нервной системы
Неврологическая симптоматика Возможна ассиметрия лица, языка, мягкого нёба, амимия лица, сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт. Наблюдаются волнообразные движения языка, гиперкинезы, отклонение языка от центральной линии, быстрая истощаемость при выполнении артикуляционных поз, повышенная саливация.
Психический статус Память снижена, кратковременна. Ослабленно произвольное внимание, низкая работоспособность. Возможна задержка темпа психического развития. Встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Поведение нервное, часто происходит смена настроения.
Общая моторика Моторная неловкость, вялость, неуверенность, не дифференцированность движений. Трудности вызывают прыжки на одной ноге.
Моторика пальцев рук Несогласованность в работе правой и левой руки. Выполнение задания двумя руками невозможно или возможно частично. Низкая моторная память.
Речевой статус Речевая активность снижена. Страдает артикуляционная моторика. Преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих звуков в сочетании с горловым произношением звука «Р». Шипящие звуки часто формируются в нижнем варианте произношения. Присутствуют дефекты смягчения, озвончения, оглушения. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. Страдает темп, плавность, выразительность, просодическая сторона речи, её интонационная окраска. Голос слабый, затухающий, нередко с носовым оттенком.
Дыхание Поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое частично сформировано.
Критичность к своему дефекту Не осознают речевой дефект.
Культурно-гигиенические навыки Вырабатываются с трудом. Дети долго едят, неопрятны, с трудом застёгивают пуговицы, шнуруют обувь.
Коррекция звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии вызывает определённые трудности, так как фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата.
Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (12 пара), чувствительную – от тройничного нерва.
При постановке звуков у детей со стертой формой дизартрии (минимальными дизартрическими расстройствами) важен подготовительный этап, направленный на формирование нужных положений и движений языка, выработки направленной воздушной струи.
При проведении подготовительной работы большое внимание уделяется логопедическому массажу.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжёлых речевых нарушениях, в том числе и дизартрии, используется достаточно давно. Тем не менее, приёмы дифференцированного массажа, массажных движений разработаны относительно недавно и недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.
Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую реабилитацию детей, страдающих речевыми нарушениями (дизартрия, её стёртые формы, ринолалия, заикание, нарушение голоса).
Логопедический массаж имеет право проводить учитель-логопед, который владеет техникой массажа, имеющий соответствующий сертификат государственного образца.
В повседневной логопедической практике учитель-логопед при коррекции стертой формы дизартрии у детей может использовать комплекс массажных движений с помощью зубной щётки, чайной ложечки или шпателя.
В своей логопедической работе для проведения массажных движений языка, с детьми имеющие дизартрические нарушения использую детские зубные щётки с силиконовой и резиновой основой, одноразовый деревянный шпатель.
Зубная щётка наиболее доступный предмет, который ребёнок не боится и пользуется щёткой ежедневно при выполнении гигиенических процедур.
При выполнении массажных движений использую следующие материалы:
- зубную щётку (по количеству детей, у каждого ребёнка индивидуальная зубная щётка помещённая в футляр)
- чистые салфетки
- раствор для обработки материалов
- стерильные перчатки, процедура проводится в перчатках
-раствор для полоскания рта после проведения процедуры (рекомендованный врачом педиатром, неврологом).
Массажные движения языка в логопедической практике сочетаю с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, а также включаю массажные движения языка в индивидуальную коррекционную образовательную деятельность с ребёнком при постановке звуков.
Общие рекомендации для проведения логопедического массажа и массажных движений языка.
- Логопедический массаж с использованием массажных движений языка проводится в чистом, тёплом, хорошо проветренном логопедическом кабинете.
- Цикл по 10-20 процедур (повторять с перерывом от 2 недель до 2 месяцев) в зависимости от тяжести речевого дефекта. Процедуры массажа проводятся ежедневно либо через день.
- Длительность массажных процедур варьирует от степени тяжести поражения, возраста ребёнка – от 5 до 7 минут (начальная), от 7 до 15 минут (конечная).
- Обязательно необходимо информировать родителей о необходимости и эффективности проведении процедуры. Не исключается присутствие родителей при проведении массажных движений.
- При повышенном тонусе комплекс массажных движений проводится в медленном темпе, пониженном тонусе движения слегка ритмичные.
- Первые сеансы логопедического массажа учитель-логопед делает сам ребёнку с использованием зубной щётки в стерильных перчатках. Ребёнок сидит на стульчике перед логопедом.
Массаж языка может быть связан с неприятными ощущениями. В целях психотерапии можно показать выполнение массажных движений языка на другом ребёнке, уже прошедшем эту процедуру, а также провести эту процедуру в игровой форме с привлечением художественного слова или игрушек.
- Если ребёнок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка.
- После проведения 4-5 процедур учим ребёнка самомассажу. Обучение самомассажу логопед проводит перед зеркалом по подражанию. Учитель-логопед на своём языке осуществляет чёткий показ массажного движения зубной щёткой и контролирует правильное выполнение движения у ребёнка.
Массажные движения языка направленны на нормализацию мышечного тонуса языка, способствуют уменьшению проявлений парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, способствуют снижению патологических двигательных проявлений мышц языка (гиперкинезы, синкинезии, судороги). Стимулируют проприоцетивные ощущения, увеличивают объём и амплитуду артикуляционных движений языка, способствуют формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Массажные движения языка рекомендуется проводить по рекомендации врача педиатра, невролога — с заключением об отсутствии противопоказаний. Врач невролог определяет наличие у ребёнка неврологической симптоматики, рекомендует соответствующее лечение.
Анализируя научную литературу и издания логопедов-практиков, в своей логопедической практике использую дифференцированный комплекс массажных движений. Комплекс массажных движений языка подбирается в соответствии с мышечным тонусом.
При повышенном тонусе использую расслабляющие, поглаживающие, лёгкие вибрационные движения.
При пониженном тонусе — укрепляющие движения, ритмичное надавливание, постукивание, покачивание щетиной зубной щётки.
Наиболее эффективные приёмы массажных движений языка с помощью зубной щётки — апробированные в логопедической практике приведены в таблице.
При постановке звуков у детей со стёртой формой дизартрии использую приёмы:
-от артикуляционного уклада звуков, при которых положение языка близко к нормальной артикуляции нарушенных звуков.
-с использованием механической помощи (логопедические зонды, шпателя, ватные палочки, короткие деревянные палочки).
Использование в логопедической работе комплекса массажных движений языка при стёртой форме дизартрии позволяет повысить эффективность коррекционной работы с детьми и успешно преодолеть речевой дефект.
Библиографический список
- Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. Пособие для логопедов и медицинских работников. [Текст] — М.: Издательство «СТАТИС», 1995.
- Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] — 2-е изд., исправленное. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда[Текст]. -Ростов –на –Дону.: Издательство «Феникс», 2001.
- Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. [Текст] – М.: Издательство «ЛИТЕРА», 2014.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ВЛАДОС, 2002.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.
Наглядно-практическое пособие. [Текст]. Часть 3.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп — топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. [Текст] –М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003 г.
8. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие [Текст]. — Спб.: Издательство «КОРОНА принт», 2008.
9. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений у детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] – М.: Издательство «КАРО», 2010.
|