I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка
Примерная образовательная программа по изучению украинского языка (неродного) детьми дошкольного возраста разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Разработка программы осуществлена в соответствии с:
- Законом РФ от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Постановлением об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. №26.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обучение детей второму языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы – в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.
Скачать программу
В дошкольной русскоязычной образовательной организации речевые занятия по украинскому языку должны осуществляться как знакомство с отдельным предметом.
1. 2. Цели и задачи реализации Программы
Обеспечивать уровень коммуникативных умений и знаний по украинскому языку и правильного литературного произношения, соответствующих умений и навыков, а также интеллектуальное развитие дошкольников и этнокультурных знаний.
Осуществляя принцип последовательности в воспитании и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо использовать минимальное содержание этого предмета, который является оптимальным для овладения всеми видами речевой деятельности:
- лингвистической
- этнокультурной
- коммуникативной
- речевой.
Программа реализует следующие цели: учебные, познавательные, развивающие и воспитательные. Каждая из этих целей реализовывается в воспитательном процессе во взаимодействии, по направлениям: «Речевая деятельность», «Знание языка, устные речевые умения». Тематические праздники и развлечения на украинском языке — в каждой возрастной группе.
Целесообразно использовать народоведческие элементы разного направления с целью возрождения национального самосознания, человеческого достоинства.
Учебные цели: формировать и развивать элементарные умения, которые касаются разных видов речевой деятельности: умения слушать и понимать украинский язык, общаться на нем с ровесниками и взрослыми в пределах, входящих в программу, употреблять правильно характерные для украинского языка окончания и глагольные формы, овладеть необходимыми для данного возраста умениями.
Развивающие цели: на часто употребляемых формах, развивать способности воспитанников, умения сравнивать примеры русского и украинского языка, анализировать их, делать выводы (садик – садок, садика – садка, улица – вулиця, девочка – дівчинка).
Познавательные цели: развитие и расширение лингвистического объема воспитанников, их представлений об украинском языке как языке, близком, родственным с русским, знакомство с украинским национальной культурой, известными писателями и культурными деятелями.
Воспитательные цели: воспитание гуманных чувств к разным народам, разным культурам, интереса и уважения к украинскому народу, его языку, литературе, культуре, истории, а также формированию морально-этических привычек, эстетических вкусов, речевой культуры и т.д.
1. 3. Принципы и подходы к формированию программы
Знакомя дошкольников с культурой и языком украинского народа, необходимо руководствовать соответствующими принципами воспитания и обучения:
- Принцип коммуникативной направленности обучения украинскому языку. Дети должны овладеть украинским языком как средством общения, уметь самостоятельно строить диалог, вступать в разговор, если к ним обращаются на украинском языке.
- Принцип учета родного (русского) языка во время овладения другим близкородственным языком. Чем младше ребенок, тем больше значимость родного языка. Изучение программного материала по родному языку должно «опережать» изучение его в непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) по украинскому языку.
- Принцип изучения языка как деятельности. Украинский язык должен входить в состав таких видов деятельности, как познавательная, учебная (они осуществляются в НОД), речевая (общение в повседневной жизни) и игровая.
- Принцип доминирующей роли игры в ходе изучения другого языка. На каждом этапе НОД используются дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, игры-драматизации. В повседневной жизни – подвижные, народные, хороводные, сюжетно-ролевые игры.
- Принцип учета отличий между устной и письменной формами украинского языка. Дети должны слышать литературные (орфоэпические) нормы произношения слов современного украинского языка.
- Принцип обеспечения интенсивной разговорной практики (активного общения на занятиях НОД) и в повседневной жизни.
- Принцип тематического изучения материала.
- Принцип изучения украинского языка на основе типовых речевых образцов (моделей, грамматических конструкций).
Например: Это мяч. Это медвежонок. У Оли флажок. Нет, у Оли нет флажка.
9. Принцип аппроксимации обучения, который дает возможность педагогу на начальных этапах обучения не обращать внимание на те речевые ошибки, которые не мешают правильному пониманию украинского языка (акцентологические, некоторые фонетические ошибки). Это помогает вызвать речевую активность ребенка.
10. Принцип внимания к речевым ошибкам, которые мешают пониманию языка, изменяют содержание, засоряют речь. Реализация этого принципа осуществляется в процессе формирования элементов самокоррекции, самоконтроля и взаимоконтроля в речи.
|