Фитнес в детском саду
Шеина Людмила Ивановна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детского сада №10 «Светлячок», г. Старый Оскол, Белгородской области
Движение – это жизнь! Движение – это огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания им окружающего мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле.
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Здоровый ребенок – счастье семьи. Полноценное физическое развитие- это основа формирования личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ», Конвенция «О правах ребенка», и областная целевая программа «Физическое воспитание- здоровье нации».
Согласно исследованиям специалистов 75 % болезней взрослых заложено в детстве. Если 30 лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас это число утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. 85-90 % отстают в своем развитии не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведением мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольника является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма. Повышение его работоспособности делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья дошкольников, по интенсивности воздействия по интенсивности воспитания занимает второе место.
Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики (О.Г. Аракелян, С.Я.Лайзане, Д.Н.Селиверстова).
Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья детей. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении одним из самых популярных видов физической нагрузки стал фитнес. Так что же это такое? Прежде всего, это сбалансированное питание, дающее растущему организму необходимую энергию. Во-вторых, это регулярные физкультурные занятия-тренировки (три раза в неделю). В - третьих, это правильно организованная жизнь дошкольников в детском саду – полноценный сон, прогулки на свежем воздухе и т. д. Фитнес позволяет реализовать самые смелые планы. Фитнес позволяет жить полноценно. Он дарит чувство радости от победы над собой, над своей слабостью и хандрой. Фитнес помогает уберечь наших самых главных граждан от разрушительных для здоровья социальных, экологических и иных катаклизмов. Занятия фитнесом – одно из самых эффективных средств борьбы со стрессами. Регулярные занятия снимают нервное напряжение, продлевают жизнь.
Для занятий фитнесом в МДОУ созданы определенные условия: - предметно - пространственная среда, обеспечивающая физическую активность и являющейся своеобразной формой самообразования детей.
Развивающая двигательная среда включает в себя специально оборудованное помещение – физкультурный зал и участок – спортивную площадку.
Физкультурный зал размещает в себе гимнастическую стенку, наборы разновысотных и наклонных скамеек, дуги, кубы, мягкие модули, тренажерный комплекс, мелкий спортивный инвентарь и др.
Спортивная площадка оснащена необходимым оборудованием для развития основных движений: прыжки, лазание, равновесие, метание, зоны для подвижных и спортивных игр, беговую дорожку и т. д.
В каждой возрастной группе имеются в наличии спортивные уголки с необходимым инвентарем для проявления творческой активности детей, спортивное наборное полотно для индивидуальной работы по карточкам-нормативам, которые помогают детям закрепить усвоенные навыки. Такие задания стимулируют деятельность ребенка, пробуждают желание пробовать свои силы в новых упражнениях.
Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения детей фитнес-упражнениям. Другие, несомненно, важные формы организации физического воспитания, не могут обеспечить системного накопления двигательного опыта.
Физкультурные занятия – именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммности и вариативности образовательной работы ДОО.
Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерных для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо приучать к здоровому образу жизни, умению осознанно манипулировать движениями, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние. Главное – вызвать желание действовать, а потом уже работать над техникой. Поэтому, организация детей в начале занятия не всегда должна быть построением в шеренгу или колонну. Можно использовать подвижную игру с элементами строя, например, «Чье звено скорее соберется», «Уголки», «Плетень», «Найди себе пару», «Ищи вожака» и др. Очень эффективны игровые задания типа «Построй, как хочешь»: во время движения врассыпную инструктор называет ребенка, который подает соответствующий сигнал (рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!», в сторону – «Стройся в шеренгу!»), строя детей по своему желанию в любом месте, но обязательно вдоль зала. Интересно проходит перемещение врассыпную с выполнением заданий по сигналу: «Птицы», «Рыбы», «Дети» или выполнение любого акробатического упражнения.
Основные движения – ходьба, бег, прыжки, метание – стержень каждого типового занятия и в тоже время это алгоритм для разработки фитнес-занятий. Осваивать эти движения можно и нужно не только посредством прямого обучения (используя показ и объяснение), но и через игровые задания. Они привлекают детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами. В самом названии игровых заданий содержится подсказка - что надо делать – направлять на результат, то есть возможность «заглянуть вперед» и по-своему, а значит, осмысленно действовать. Такие задания, особенно соревновательного типа, стимулируют проявления различных физических качеств - ловкости, точности, скорости, равновесия, чувства ритма и другое. Сюда добавляются и специализированные упражнения с основательной спортивной нагрузкой – аэробика, йога, гимнастика с элементами акробатики и силовых упражнений, ритмика, занятия на тренажерах, с азами силовых тренировок, не забывая о том, что у дошкольников еще мягкая костная ткань, а опорно-двигательный аппарат еще не сформировался. Кроме того, они быстро устают.
Таким образом, внесение новизны в программное содержание способствует развитию интереса детей к занятиям по физической культуре.
Важно помнить, что в целях достижения конечного результата каждое фитнес-занятие, особенно учебно-тренировочного типа, должно включать в себя упражнения во всех основных движениях, что обеспечивает их преемственную связь. А во всех этих упражнениях, разумеется, присутствует и необходимый тренировочный минимум, призванный справится с детскими недугами – сколиозом, плоскостопием и др.
Помимо борьбы с функциональными расстройствами организма, плоскостопием и сутулостью, Фитнес – одно из эффективных средств укрепления детского иммунитета. Примечательно, что здесь большую роль играет не только физическая активность, но и положительные эмоциональные впечатления.
«Детский» фитнес решает не только специфические оздоровительные задачи, он становится серьезным подспорьем в деле эмоционального и социального развития.
Литература:
- 1.Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте.-СПб.,2011.
- 2.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.-СПб.:-Речь,2001.
- 3.Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. «Танцы на мячах» .-С-Пб., 2008.
|