УЧАСТНИКИ ПРЕКТА:
воспитатель по физической культуре, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: Долгосрочный
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ:
Президент России Владимир Путин предложил возродить существовавшую в СССР программу физической подготовки детей и взрослых ГТО.
В СССР в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и спортивных организациях существовала программа физкультурной подготовки под названием «Готов к труду и обороне», или ГТО.
Скачать конспект
Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08 июля 2014г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отметим, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Все это и натолкнуло нас на мысль о создании проекта по реализации комплекса ГТО.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья нации, начиная с дошкольного возраста, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Повышение нравственного воспитания граждан, воспитание патриотизма.
- повышение уровня физической подготовленности, укрепления здоровья
- формирование у дошкольников осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни
- повышение общего уровня знаний дошкольников о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом
- модернизация системы физического воспитания в ДОУ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП (сентябрь-ноябрь)
Постановка проблемы и задач исследовательской деятельности.
ПРОБЛЕМА:
- Что такое ГТО?
- Значки ГТО.
- Участники ГТО
- Нормативы ГТО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- народные игры, подвижные игры, спортивные игры
- игровые упражнения, игровые задания
- гимнастика пальчиковая
- гимнастика для глаз
- динамическая пауза
- релаксация
- прогулка
- утренняя гимнастика
- закаливание
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная профилактическая работа
- свободная двигательная активность.
ВТОРОЙ ЭТАП (декабрь-февраль) (3р в неделю по 30мин)
Организация деятельности детей в рамках проекта
Виды деятельности:
1. Экспериментальная деятельность
- Познавательные эксперименты (на познавательных занятиях)
- Физические соревнования «Быстрее. выше, сильнее»
«Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»
«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
«Каковы мои физические возможности?»
2. Сбор и систематизация информации
- Рассматривание картинок и фотографий с изображением значков и др. символики ГТО
- Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».
- Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене.
- Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в физкультурном зале).
- Беседы: «Что такое ГТО?» «Участники ГТО»
- Фоторепортажи с соревнований.
- Физкультурная деятельность детей
- Физкультурные занятия;
- Прогулки;
- Подвижные игры;
- Утренняя и бодрящая гимнастики;
- Спортивные досуги, праздники;
- День здоровья;
- Спортивные упражнения;
- Спортивные игры, эстафеты, соревнования.
- Творческая деятельность детей
- Придумывание рассказов о спорте и спортсменах.
- Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество».
- Мир музыки:. Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва» и т. д.
Работа с родителями
Собрания 1. «Как провести выходной день с детьми»
Беседы, консультации,
анкеты 1.. «Спорт в жизни людей»
2. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
3. «Детский фитнес дома»
4. «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?»
Практические задания
- Систематизация стихов и загадок о спорте (в форме альбома);
- Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»;
- Разработка символики ГТО. Выставка работ;
- Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».
- Участие в спортивном развлечении «Папа, мама, я – спортивная семья»
Работа с педагогами
- Перспективное планирование по теме.
- Конспекты занятий по теме проекта.
- Альбомы с художественным словом.
- «Большая энциклопедия ГТО».
- Презентация проекта.
ТРЕТИЙЭТАП (март-май) (один раз в месяц)
Презентация материалов проекта
- Выставка рисунков детей на тему «Галерея спорта»;
- Сборник стихов, загадок о разных видах спорта (при участии родителей);
- Выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
- Презентация проекта.
- Спортивное развлечение «Папа, мама. я –спортивная семья» -
- Сдача норм ГТО — итог проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- Сформированность у детей представления о комплексе ГТО, как о мероприятиях направленных на укрепление здоровья с помощью систематической физической подготовки.
- Повышение у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом,
- Развитое у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
- Воспитанная у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для педагогов:
- Созданная информационная база
- Созданы условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.
- Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
- Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
- Участие социума в спортивной жизни ДОУ;
- Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
- Пополнение знаний о комплексе ГТО;
Для родителей:
- Информированность о комплексе ГТО;
- Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Развитые творческие и физические способности в спортивной деятельности.
- Методическое обеспечение:
ПРОЕКТ БЫЛ СОЗДАН С ОПОРОЙ НА ДОКУМЕНТЫ
-УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ
«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
- -Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
-Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Рекомендуемая литература для педагогов реализующих проект
- Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
- Занозина А.Е., Гришанина С.Э. – Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 80 с.
- Картушина М.Ю. – Сценарии досугов для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Пензулаева Л.И. – физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
- Пензулаева Л.И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
- Фролов В.Г. – Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
- Харченко Т.Е. – Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009 – 88 с.
- Шебеко В.Н. – Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с.
- Шишкина В.А. Движение +движение: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
10.
Историческая справка
ГТО — три буквы, значение которых знает любой житель нашей страны.
Комплекс «Готов к труду и обороне» — это своего рода некий венец советской системы физического воспитания, ее программная и нормативная основа.
Комплекс ГТО направлен на то, чтобы сформировать моральный и духовный облик советских людей, гармонично и всесторонне развить их физические и нравственные качества, укрепить здоровье и повысить творческую и трудовую активность.
Вот перечень основных задач, которые решал комплекс ГТО:
- использование физической культуры как важнейшего составного элемента советского образа жизни
- достижение высокого уровня физической подготовленности советского народа, обеспечивающей творческое долголетие, необходимое состояние здоровья, высокопроизводительный труд, готовность к защите Родины
- широкая и всесторонняя пропаганда физической культуры среди различных категорий населения
- воспитание у советских людей потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями на протяжении всей жизни
- овладение основными положениями советской системы физического воспитания, знаниями и практическими навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями, по гигиене и гражданской обороне
- массовое вовлечение населения в активную деятельность по участию в управлении самодеятельным физкультурным движением
- содействие развитию разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме учебы, труда, отдыха
- организация рационального двигательного режима для всех возрастно-половых и социально-демографических групп населения
- развитие массового спорта, выявление и воспитание спортивных талантов.
Начиналось это так... Физкультурой и спортом в царской России занимались одиночки. Не до спортивных рекордов и не до оздоровительной гимнастики было питерскому рабочему или тамбовскому крестьянину. С первых же дней Советской власти вопросы физического воспитания стали одной из самых актуальных задач: молодой республике Советов нужны были здоровые люди, Красной Армии требовались сильные, выносливые и умелые бойцы, физическая культура и спорт должны были стать мощным средством нравственного воспитания молодежиИ, выражая мнение Центрального Комитета ВЛКСМ, предложила ввести нормативы, которые смогли бы проверить готовность трудящихся Страны Советов к труду и обороне. Каждый, кто сдаст эти нормативы, получает право носить почетную награду — значок с надписью «Готов к труду и обороне». Всесоюзный совет физической культуры при Центральном Исполнительном Комитете СССР 11марта 1931 года утвердил комплекс «Готов к труду и обороне СССР».
Ответственные работники партийных и комсомольских организаций, председатели и члены президиумов райисполкомов, передовики труда были во главе сдающих нормативы ГТО.
Фотографии сдавших нормативы ГТО вывешивались на доске Почета вместе с фотографиями передовиков производства. Сдаче норм большое внимание уделяли газеты, журналы, радиовещание. «Сдача норм становится делом не только физкультурников: массовая учеба, подготовка к сдаче норм становится делом всех трудящихся.
«Физкультурным орденом» назвал значок ГТО маршал К.Е. Ворошилов. Значок этот был изготовлен в 1931 году, после того как журнал «Физкультура и спорт» объявил конкурс, победителем которого вышел пятнадцатилетний школьник Г. Тактаров.
В окончательной доработке эскиза школьнику помог известный художник М. Ягужинский, и значок — серебряный кружок на маленькой цепочке с цифрой I — получил полное одобрение.
По мере того как комплекс ГТО все больше и больше становился общенародным делом, вносились коррективы и поправки в этот комплекс. Уже в 1932 году появилась вторая, более сложная, ступень ГТО. В 1934 году для подростков 13-14 и 15-16 лет были введены нормативы на значок «БГТО» — «Будь готов к труду и обороне». Сдача этих нормативов стала начальной ступенью всестороннего физического развития.
Жизнь не стоит на месте. Менялись условия жизни наших людей, и закономерно встал вопрос об изменении нормативов ГТО, утвержденных в 1939году. В разработке и обсуждении нового комплекса приняли участие ученые, тренеры, преподаватели физкультуры, ветераны-значкисты первого комплекса ГТО, работники спортивных организаций. Ценные предложения внесли Министерство просвещения СССР, Министерство среднего и высшего образования, Министерство обороны СССР, Министерство здравоохранения СССР, Центральный комитет ДОСААФ и многие другие организации. 17 января 1972 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса „Готов к труду и обороне СССР" (ГТО)», который начал действовать 1 марта того же года. «Новый комплекс ГТО, — говорилось в постановлении, — являющийся программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, призван сыграть важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенных людей, активных строителей коммунистического общества, стойких защитников Родины».
Десятки миллионов людей сдали нормативы нового комплекса. Комплекс значительно раздвинул возрастные рамки, охватив как самых младших, так и самых старших. Как сказал академик АМН А. Покровский, новый комплекс ГТО в сочетании с принципами рационального питания, гигиены труда и отдыха является мощным фактором, способствующим сохранению более молодого биологического возраста для каждого человека. «Неверно, что спорт — прерогатива молодежи и студентов, — писал он — Я смею утверждать, что надобность в занятиях физической культурой и спортом возрастает вместе с возрастом. Физическая культура и спорт для молодежи — это одновременно источник силы, здоровья и развлечения. Для лиц же старшего возраста это абсолютная необходимость, это источник работоспособности, здоровья и продления активной деятельности. Однако успех, может быть достигнут только при включении физкультуры, и в частности элементов комплекса ГТО, в общую систему гигиенического режима жизни человека».
|