ДОБРОТОЛЮБИЕ, том пятый


ДОБРОТОЛЮБИЕ


В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ

ДОПОЛНЕННОЕ



ТОМ ПЯТЫЙ


издание второе


Иждивением Русского на Афоне Пантелеймонова Монастыря
Москва. Типо-Литография И.Ефимова. Бол. Якиманка, собственный дом. 1900
НОВОРУССКАЯ РЕДАКЦИЯ
Киев: PSYLIB, 2006



Предисловие

СВЯТОЙ СИМЕОН, НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Краткое сведение о нём

Деятельные и богословские главы
Подвижническое слово старца Симеона благоговейного

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА СТИФАТ

Краткое сведение о нем

Деятельных глав сотница первая
Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума
Третья умозрительных глав сотница, – о любви и совершенстве жизни

ФЕОЛИПТ, МИТРОПОЛИТ ФИЛАДЕЛФИЙСКИЙ

Краткое сведение о нем

Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание...
О том же девять глав

СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ СИНАИТ

Краткое сведение о нем

Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях...
Наставления безмолвствующим

  1. Как сидеть в келье
  2. Как произносить молитву
  3. Как держать ум
  4. Как отгонять помыслы
  5. Как петь псалмы
  6. Как пищу принимать
  7. О прелести, – и о других предметах
  8. Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света...

О безмолвии и молитве

  1. Как надлежит творить молитву
  2. Внимать себе должно и памятовать Бога
  3. Как петь подобает безмолвникам
  4. Откуда это – различие, что одни учат много петь, другие – мало...
  5. О прелести
  6. О чтении


НИКИФОР УЕДИНЕННИК

Краткое о нем сведение

Слово о трезвении и хранении сердца многополезное



СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, АРХИЕПИСКОП СОЛУНСКИЙ

Краткое сведение о нем

Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях...
Десятословие по христианскому законоположению
О священно-безмолствующих
О молитве и чистоте сердца, три главы

КАЛЛИСТ ПАТРИАРХ И СПОДВИЖНИК ЕГО ИГНАТИЙ КСАНФОПУЛЫ

Краткое о них сведение

Наставления безмолвствующим, в сотне глав

  1. О нужде научать друг друга добру.
  2. Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата...
  3. Программа предлежащего наставления.
  4. Основное начало наставления.
  5. Слава благодати св. крещения, и – что омрачает ее, и что восстановляет.
  6. Во святом крещении мы туне приемлем божественную благодать; когда же закрываем ее страстями, то опять возочищаем исполнением заповедей.
  7. Живущему по Богу надо все заповеди проходить...
  8. Начало всякого Богу угодного действования есть с верою призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, и с ним воссиявающие из него мир и любовь.
  9. Каждым из сих трех и всеми тремя вместе подается нам обилие всех благ.
  10. И Господь наш Иисус Христос, в дни спасительной страсти, их оставил ученикам своим, как окончательные заповеди и наследие божественное, также и по воскресении.
  11. В сих трех совмещены все добродетели.
  12. Дар и присещение Святого Духа подается верным от Бога Отца о Христе Иисусе и о святом имени Его.
  13. Святыми отцами и с живущим в них Духом Святым преподобно определено молиться нам Господу нашему Иисусу Христу и у Него просит милости.
  14. Тому, кто возжелал непадательно шествовать о Господе путем безмолвия, паче всего надлежит со всецелым от всего отречением избрать и совершенное повиновение.
  15. Какие признаки истинного послушания, кои имея истинный послушник, мог бы послушничествовать без падений.
  16. Искренно и по Богу возжелавшему безмолвствовать должно при православной вере стараться быть исполнену и благих дел, – и проч.
  17. О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных.
  18. За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время.
  19. Естественный метод вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание с творением при сем молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Метод сей немало способствует к сосредоточению помышлений ума.
  20. Еще – о естественном методе призывания Господа Иисуса Христа вместе с дыханием.
  21. И Св. Златоуст учит молитве внутрь сердца с словами: Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя.
  22. Свидетельства о том же св. Лествичника и Исихие.
  23. Желающему мысленно трезвенствовать, – всякому, паче же новоначальному, – надо, для удобнейшего упражнения в молитве, жить в келье безмолвной и несветлой, потому что чрез это ум и мысли естественно некако собираются во едино.
  24. Главным образом непарительность подается уму Господом нашим Иисусом Христом при призывании в сердце с верою святого имени Его; а этот естественный метод (прием) схождения в сердце путем дыхания, и это уединение в месте безмолвном и несветлом, и все другое подобное, только способствуют к сему некако.
  25. Как безмолвствующему надлежит проводить время от вечера до пробуждения от сна.
  26. Как, востав от сна, проводить время до утра.
  27. Как подобает жительствовать с утра до обеда.
  28. О том, сколь потребно избегать праздности, и о том, что церковное предание должно соблюдать и безмолвствующему.
  29. Еще о молитве, и что молиться надлежит всегда.
  30. О телесной диете, т.е. как должно питаться безмолвствующему.
  31. Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток.
  32. Как должно питаться во вторник и четверток.
  33. Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных.
  34. Как подобает питаться по Воскресеньям, – и о других вещах, также о труде и смирении.
  35. Какую диету держать и как жительствовать должно в посты, и особенно в пост великий.
  36. О рассуждении в частности, и о том, что умеренному деланию цены нет; и о послушании.
  37. Как подвизающемуся надлежит проводить время от вкушения пищи до заката солнца; и о том, что веровать должно, что по труду и мере делания нашего прибавляется нам и подаяние божественных даров.
  38. Чистая молитва есть больше всякого делания.
  39. О количестве коленопреклонений в продолжении дня и ночи.
  40. О том, что раздаяние даров божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказано, но и по навыку и способности. по вере и естественному нашему предрасположению.
  41. О всеобъемлющей и совершеннейшей рассудительности; и о том, кто живет противоестественно и плотски, – кто – по естеству и душевно, и кто выше естества и духовно.
  42. Еще о рассудительности, в уподоблениях.
  43. О преложении и изменении, бывающем с каждым человеком, и о высокой славе смирения.
  44. О покаянии, чистоте и совершенстве.
  45. О пяти деланиях первоначального, или вводного безмолвия приступающих к нему, именно: молитве, псалмопении, чтении, богомыслии и рукоделии.
  46. С чего начинать надо восхотевшим разумно безмолвствовать, какое сему начало, возращение, преуспеяние и совершенство.
  47. О чине безмолвия новоначальных.
  48. О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ее.
  49. Как святые отцы предали нам говорить молитву.
  50. О том, что не только у св. отцов, но и у св. Апостолов обретаются, тайноводственно изреченные Духом, словеса священной молитвы сей.
  51. О том, что и новоначальным можно молиться иногда всеми словами молитвы, иногда частью их, – внутри однако же сердца и всегда, и о том, что не надо часто переменять речения молитвенные.
  52. О том, что плод внутрь – сердечной молитвы требует долгого времени подвига и нуждения себя, и что вообще все доброе немалым трудом и временем достигается.
  53. О молитве сердечной нечистой; и о том, как достигает кто молитвы чистой и непарительной.
  54. О непарительной и чистой сердечной молитве, и рождающейся от нее теплоте.
  55. Теплота различное имеет порождение; но та, которая происходит от чистой сердечной молитвы есть самая настояще истинная.
  56. Какое непосредственное действие теплоты сердечной.
  57. О вожделении Господа и расположении к Нему, кои рождаются от теплого внимания и молитвы.
  58. О слезах сердечных; и еще о божественном вожделении и расположении.
  59. Увещание – не искать ничего, что выше меры; и – еще – руководство относительно непрестанного сердцем памятования Господа нашего Иисуса Христа.
  60. О теплой ревности, о божественном в нас явлении, и о существенном просвещении благодати.
  61. О действах Божеском и вражеском.
  62. Об учителе просвещенном и незаблудном.
  63. О просвещении истинном и ложном, т.е. о свете Божеском и лукавом – вражеском.
  64. О мечтании непотребном и благопотребном и как должно относиться к ним.
  65. Не только непотребное, но и благопотребное мечтание неуместным признано святыми отцами в чистой молитве и в умном делании простом и единичном.
  66. Об уме, душе и сердце – чистых и совершенных.
  67. Как Пророки видели образные видения.
  68. О чистой молитве.
  69. Иное есть бесстрастие ума, а другое молитва истинная, – что и выше.
  70. Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины.
  71. Об утешении божественном и поддельном.
  72. О сладости божественной из сердца источающейся.
  73. О том, что духовная сия сладость много знамений имеет, и не имеет наименования.
  74. Желающие надлежащим образом безмолвствовать по всей необходимости должны кроткое иметь сердце.
  75. Как преуспеть в кротости; и о трех силах души – раздражительной, желательной и разумной.
  76. Надобно скорее каяться в случае падений каких-либо, и тем мудро укреплять себя против будущих искушений.
  77. О поскользновении и покаянии.
  78. О покаянии, страхе, любви, плаче, слезах и самоукорении.
  79. О внимании, и о том, что с мудрою осторожностью должно твердо держаться на своем пути.
  80. О том, что безмолвствующему надо быть рачительну о всем сказанном, паче же всего, быть тиху и кротку, и всячески стараться чисто призывать Господа Иисуса Христа внутрь сердца.
  81. О добром и восторженном Боголюблении, и о божественной красоте.
  82. О брани, обучительном попущении, и об оставлении по отвращению.
  83. О бесстрастии, – и о том, что есть человеческое бесстрастие.
  84. О бесстрастии и совершенстве.
  85. О страстности, сладострастии, пристрастии и бесстрастии.
  86. Кто страстен, сладострастен, пристрастен и бесстрастен; и о врачевании каждого из них.
  87. О вере, надежде и любви.
  88. О святом причащении, и о том, скольких благ бывает для нас виновно частое с чистою совестью сие причащение.
  89. Необходимо знать чудо Святых тайн, что они суть, для чего даны, и какая от них польза.
  90. Конец всех пространно изложенных вещей; и частное увещание просившему о том.
  91. Как должно слушать и принимать духовные словеса отцов.
  92. Возглавление всего (главнейший пункт), – как должно молиться, – и об истинном просвещении и божественной силе.
  93. Другое возглавление.
  94. О том, что сей есть воистину незаблудный, истинный, и отцепреданный образ жизни по Богу, т.е. безмолвие после послушания, которое достойно названо святыми жизнью во Христе сокровенной.
  95. О том, что хотя и другие есть спасительные пути, но этот предпочтительно царский есть, ведущий к усыновлению.
  96. По причине высоты – делания жительство сие многоименно.
  97. Нравоучение, – что с Божией помощью и благодатью и нам, сколько можно стараться, должно и подвизаться; да сподобимся от – ныне еще в виде залога, таких сверхъестественных и величайших даров, и ради малого разленения, увы! да не упустим их: что да не буди нам!

Блаженного Каллиста патриарха главы о молитве
Господина Каллиста Тиликуды о безмолвнической жизни
О внимании и молитве собрано из святых отцов

БЛАЖЕННЕЙШИЙ СИМЕОН АРХИЕПИСКОП СОЛУНСКИЙ

О священной молитве
"Истолкование молитвы – Господи помилуй!"

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мiре невозможно достигнуть совершенства...
О трех образах внимания и молитвы



ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО
МАКСИМА КАПСОКАЛИВИТА

Об умной благодатной молитве

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
АРХИЕПИСКОПА СОЛУНСКОГО ЧУДОТВОРЦА

О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться


Приложение

ПРЕПОДОБНЫЙ ПЕТР ДАМАСКИН

Предисловие к русскому переводу
Предисловие

Книга Первая



Книга Вторая

  1. О духовной мудрости
  2. О вере
  3. О страхе (Господнем), вводном и совершенном
  4. О благочестии
  5. О терпении
  6. О надежде (будущего)
  7. О беспристрастии
  8. Об умерщвлении страстей
  9. О честных страданиях Христовых
  10. О смирении
  11. О рассуждении
  12. О ведении чувственных творений
  13. О ведении мысленного
  14. Об истинном бесстрастии
  15. О любви
  16. О ведении Бога
  17. О мудрости
  18. О целомудрии
  19. О мужестве
  20. О правде
  21. О совершенном мире помыслов
  22. О духовной радости
  23. О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия
  24. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное


СВЯТОЙ КАЛЛИСТ КАТАФИГИОТ

Предисловие к русскому переводу

Уцелевшие главы св. Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие...

Просмотров: 602
Категория: Библиотека » Религия



---
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:       
Код для вставки в форум (BBCode):       
Прямая ссылка на эту публикацию:       





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь