|
В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТАВильям Джемс
Перевод В.Г.Малахиевой-Мирович и M.B.Шик William James Предисловие Лекция I РЕЛИГИЯ И НЕВРОЗ Введение: религия будет рассматриваться нами не с антропологической точки зрения; материалом для нашего исследования послужат "человеческие документы". Вопрос об установлении факта и вопрос о ценности. Религиозные люди часто бывают психически неуравновешенными. Критика медицинского материализма, отвергающего ценность религии. Опровержение теории сексуального происхождения религии. Все без исключения состояния сознания обусловлены органическими процессами. Значение состояний сознания определяется не их происхождением, но ценностью их результатов. Три критерия для определения ценности; происхождение не может быть таким критерием. Преимущества психопатического душевного склада в тех случаях, когда ему сопутствует одаренность большими интеллектуальными способностями. Преимущества такого склада в религиозном отношении. Невозможность отвлеченного определения религии. Не существует специфического "религиозного чувства". Религия, как учреждение, и религия, как личное переживание. Настоящая лекции ограничатся рассмотрением религии, как личного переживания. Определение религии в этих границах. Определение термина "Божество". "Божеством" мы называем то, что вызывает в нас особого рода "торжественное" чувство. Невозможность точного установления терминов, относящихся к области религиозных переживаний. Необходимость изучать религиозные переживания на примерах, наиболее резко выраженных. Два способа приятия мира. Эмоциональные элементы играют гораздо большую роль в религии, чем в философии. Характернейшей чертой религиозного переживания является восторженность, окрашенная торжественным чувством. Способность религии преодолевать страдания. Биологическое значение этой способности. Объекты чувств и объекты умозрения. Значение последних для веры. Взгляд Канта. Существует чувство и восприятие иной реальности кроме той, которая воспринимается внешними чувствами. Чувство "присутствия невидимого". Чувство ирреальности. Чувство присутствия Бога. Мистический опыт. Еще о чувстве присутствия Бога. Убедительность иррационального опыта. Бессилие рационализма в области веры. Элементы радости и печали в религиозных переживаниях. Основная цель человеческой жизни счастье. Типы один раз и дважды рожденных душ. Уот Уитман. Смешанный характер религиозного настроения древних греков. Сознательное душевное здоровье. Его целесообразность. Рост либерального движения в христианстве служит наглядным доказательством его целесообразности. Оптимистическое мировоззрение встречает поддержку в популярно-научных сведениях. Движение "духовного врачевания". Верования, лежащие в его основе. Его учение о зле. Его сходство с лютеранством. Чтобы "спастись", нужно отказаться от активного проявления личной воли. Методы духовного врачевания: внушение, размышление, "самоуглубление". Духовное врачевание проверяет свое учение и методы применением их на практике. Возможность и правомерность глубоко различных отношений к миру. Приложение. Душевное здоровье и раскаяние. Плюрализм философии душевного здоровья. Две степени душевной болезненности. Неустойчивость "порога скорби". Ненадежность счастья. Неудачи и страдания удел каждой души, Пессимизм неизбежный вывод из чисто натуралистического мировоззрения. Пессимизм эллинов и римлян. Патологическое преувеличение тягостного ощущения действительности. "Ангедония". Меланхолия, сопровождающаяся озлобленностью и раздражительностью. Способность чувствовать прелесть мира и быть им очарованным есть дар, независящий от нашего сознания и нашей воли. Потеря этого дара изменяет для нас весь облик мира. Толстой. Баньян. Аллайн. Патологический страх. Корень религиозной проблемы лежит в беспросветном отчаянии и чувстве гибели. Антагонизм религии душевного здоровья и религии страждущих душ. Нельзя закрывать глаза на проблему зла. Гетерогенные личности. Внутреннее "я" достигает полного единства лишь постепенно. Примеры раздвоения личности. Процесс внутреннего объединения души не всегда принимает религиозную форму. "Контр-обращение". Другие примеры. Постепенное и внезапное объединение личности. Толстой. Баньян. Опыт Брэдли. Психология изменений характера. Эмоциональные возбуждения создают новые центры личной энергии. Схематическое изображение этого процесса. Параллель, проводимая проф. Старбэком между обращением и нормальным процессом нравственного роста в отроческие годы. Мнение проф. Леуба. О людях, которые кажутся неспособными пережить обращение. Два типа обращений. Подсознательное созревание процесса обращения. Безволие. Его значение в религиозной жизни. Примеры. Мгновенное обращение. Существенен ли для этого явления признак внезапности Внезапность обращения зависит от индивидуальных психических особенностей личности. Сублиминальное сознание. "Автоматизм". Явление мгновенного обращения объясняется наличностью в субъекте, пережившем его, очень развитой сублиминальной жизни сознания. Ценность обращения определяется не течением процесса, но его плодами. Внезапность обращения не отражается на его плодах. Мнение проф. Джорджа Ko. Плодом обращения является "состояние святости". Психологическое объяснение процессов обращения не исключает предположения о непосредственном вмешательстве Бога. Чувство вмешательства "высшей силы". Взаимоотношение эмоциональных и интеллектуальных элементов веры. Мнение проф. Леуба. Характерные черты "состояний веры": утверждение жизни; чувство познания истины; изменение всего облика мира. Сенсорный и моторный автоматизм. Прочность результатов обращения. Сент-Бев о результатах обращения. Тот или иной характер человека определяется соотношением побуждающих и задерживающих моментов его психики. Господствующее побуждение. Гнев. Значение высших побуждений. Руководящим началом праведной жизни являются высшие духовные побуждения. Последние почти совсем уничтожают влияние чувственных побуждений. Схематическое изображение в механических терминах процесса изменений характера. Характерные черты состояния святости. Чувство реальности высшей силы. Душевный покой, милосердие. Покорность, мужество, терпение и т.д., Их связь с прекращением напряженной деятельности личной воли. Чистота жизни. Аскетизм. Послушание, Нищета. Демократизм и гуманность. Ценность святости определяется ценностью ее плодов для человеческой жизни. Кроме того, она определяется тем или иным представлением о Боге, которое связано с ней. Религиозный опыт удаляет из религии лишенные ценности элементы. Эмпиризм далек от скептицизма. Личная и групповая религия. Одиночество и уединенность основателей религий. Успех проповеди религиозного учения неизбежно ведет к искажению первоначального учения. Крайности религиозного фанатизма. Фанатическая набожность. Теопатические состояния. Чрезмерное стремление к чистоте. Чрезмерное милосердие. Человек может быть совершенным только в совершенной среде. Святые являются созидателями добра в мире. Чрезмерный аскетизм. Аскетизм служит символом стремления к героизму. Культ милитаризма и нищеты, как эквивалент аскетизма. Положительные и отрицательные черты святости. Противоположность святого и властного характера. Борьба двух идеалов: святости и силы, борьбы и непротивления. При оценке этих идеалов необходимо учесть их социальное значение. Определение понятия "мистицизм". Четыре характерных признака мистических состояний сознания. Простейшие примеры таких состояний сознания. Мистицизм и алкоголь. "Откровения", являющиеся следствием влияния анестезирующих средств. Религиозный мистицизм. Мистические состояния, навеянные красотой природы. Сознание присутствия Бога. "Космическое сознание". Йога. Буддистский мистицизм, Суфизм. Христианские мистики. Их чувство откровения. Тоническое действие мистических состояний. Мистики передают содержание своих переживаний только в отрицательных терминах. Чувство единения с Абсолютным. Мистицизм и музыка. Три заключения. 1) Авторитетность мистических состояний для лиц, переживших их. 2) Их неавторитетность для остальных людей. 3) Мистический опыт разрушает притязания рационалистических состояний сознания на исключительную авторитетность. Первенство чувства в религиозной жизни; философское умозрение является производной функцией. Интеллектуализм требует освобождения богословских построений от субъективизма. "Догматическое богословие". Критика установленных им атрибутов Бога. "Прагматический" критерий ценности отвлеченных построений. Метафизические атрибуты Бога не имеют жизненного значения. Нравственные атрибуты Бога имеют практическое значение, но богословие подводит под них слабые доказательства; общая несостоятельность схоластического богословия. Трансцендентальный идеализм; его принципы, Джон Кэрд. Несостоятельность его теории. Философия может иметь большое значение для религии, если обратится в "науку о религиях". Роль эстетических элементов в религии. Противоположность католичества и протестантства. Жертвоприношение и исповедь. Молитва. Религия полагает, что в молитве совершается реальный духовный процесс с реальными последствиями. Три отношения к реальности процесса молитвы. Первое отношение. Второе отношение. Третье отношение. Автоматизм у религиозных вождей. Еврейские пророки. Магомет. Джозеф Смит. Религия и сублиминальная область сознания. Обобщение характерных черт религиозного сознания. Возможность и правомерность различных религий и верований. "Наука о религиях" может лишь указывать на истинность того или иного верования, но не может научить верить в него. Критика утверждения, что религиозное сознание является "пережитком" примитивного мышления. Современная наука отрицает личный аспект вселенной. Антропоморфизм и персонификация явлений природы есть типичная черта до-научного мышления. Реальное значение личного аспекта природы. Объекты науки абстрактны, только индивидуальный опыт конкретен. Религия, в противоположность науке, живет в области конкретного. В основе своей религия есть биологическое явление. Простейшей формой его является страдание и освобождение от него; описание процесса освобождения от страдания, Реальность "высшей силы". Гипотеза, предлагаемая автором: 1) "Подсознательное я" является посредствующим звеном между природой и высшим миром; 2) Высший мир, или "Бог" 3) Его реальные воздействия в мире природы. Философская точка зрения автора этой книги может быть определена, как "частичный" или "грубый" супранатурализм. Критика универсального супранатурализма. Различие в принципах должно вести к различию в практических следствиях из них. Практические следствия из бытия Бога. Бессмертие. Вопрос о единстве и бесконечности Бога: религиозный опыт не дает положительного ответа на этот вопрос. Плюрализм и политеизм более всего согласуется с обычным сознанием. Категория: Библиотека » Религия --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|