Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Крылова Светлана Анатольевна. Обучаем дошкольников младшего возраста связанной речи.



Крылова Светлана Анатольевна. Обучаем дошкольников младшего возраста связанной речи.

Обучаем  дошкольников младшего возраста связанной речи.

Крылова Светлана Анатольевна
Воспитатель МБДОУ комбинированного вида детский сад №14 "Дельфинята"
В дошкольном возрасте ребенок начинает овладевать диалогической речью, которая является основой общения. Посредством диалога ребенок старается понимать окружающих людей,  реагируя в зависимости от контекста ситуации. С   целью развития  у дошкольников умения обмениваться высказываниями в соответствии с планом воспитательной работы проводятся утренние беседы на темы понятные ребенку: о семье, о культуре поведения, о временах года,  об увиденном по дороге в детский сад. Беседы пополняют словарный запас ребенка и способствуют развитию диалогической речи.
Развитие связанной речи предполагает грамматически правильное построение предложений, расширение лексики, управление своим речевым аппаратом при произношении.
Все речевые задачи решаются в комплексе непосредственно во время образовательной деятельности  по обучению детей пересказу, инсценированию литературных произведений, описанию картин и игрушек.
Обучая дошкольников связанной речи на занятиях  по развитию речи,   следует учить  их пересказывать  сказки и произведения детской литературы: короткие рассказы. Первый этап - вопросно-ответный уровень: после выразительного чтения сказки и показа настольного театра  можно  задать детям вопросы по содержанию литературного произведения. Для усвоения смыслового богатства слова  особое внимание необходимо уделить    словарной работе: воспитатель обязан объяснить непонятные и новые  для детей слова, выражения,  должен рассказать о назначении предметов, именуемых этими словами.
На втором этапе обучения пересказыванию  детям предлагается рассмотреть и разложить в нужной последовательности картинки, иллюстрирующие содержание рассказа. Это задание помогает дошкольникам воспроизвести сюжет произведения, понять его композицию: зачин, кульминацию, развитие действий, развязку, дети получают представление о категории времени глаголов. Обращается внимание на предметы, их характеристики, на  героев сказки, тем самым расширяется словарный состав речи у детей. Предлагаются упражнения  по перечислению очередности действий персонажей, проводятся словесные игры «Назови кто, что делает сначала, и что будет потом». В итоге работы с картинками дети могут составлять короткие рассказы минимум из трех предложений, с последующим увеличением их количества, а также пересказать,   учитывая композиционное построение сюжета: начало, главную часть рассказа и конец. Впоследствии   дошкольники знакомятся с лексическим многообразием зачина рассказа например: «Однажды…»,  «Давным давно…», «Жили – были…», «В один прекрасный день…».
Развивая навыки составления повествовательных рассказов, детям предлагается передать  сюжет литературного произведения, используя при переходе от одной рассматриваемой картинки к другой слова-связки: «…вдруг…», «…а в это время…» и т.д..
На следующем этапе, который условно можно назвать инсценирование,   дети играют роли сказочных персонажей. Главной задачей этого этапа является обучение правильной передаче интонации текста роли. В соответствии с характером персонажа формируется умение отчетливо произносить слова, меняя  темп и тембр голоса.
В ежедневной плановой работе по развитию  речи можно использовать логопедические упражнения: по артикуляции и дикции; фонетические и грамматические упражнения: на подражание голосам животных и птиц, на словообразование, по  изменению слов по падежам  числам.
Обучая, составлению рассказа с элементами описания детям предлагается рассмотреть картины и игрушки.
Сначала   дошкольникам  задаются  вопросы по содержанию картины, например: «Что нарисовано на картине ?»; «Какими другими словами можно назвать это?»,  затем вопросы, которые детализируют содержание картины. Обращаем внимание на действия героев,  уточняем: «Что делает герой картины? »; «Что делают другие герои ?», побуждая детей называть глаголы.  После этой предварительной лексической работы переходим к составлению совместного рассказа. Воспитатель начинает рассказ, дети, улавливая смысловую и грамматическую связь предложений, продолжают его, составляя свое новое предложение. Развивая связанную речь у дошкольников, учим их не только описывать картину, но и составлять рассказы повествовательного типа.  Для этого   необходимо    обучать детей   связанному  высказыванию, проводить работу по формированию связей предложений в тексте. Развиваем умение строить  предложения,  используя простую грамматическую схему: субъект, его действие плюс объект, на который направлено действие. Для связи предложений предлагаем цепную местоименную связь, например: «Петушок сидит на заборе. Он поет….» или лексический повтор: «Вот петушок. У петушка красный гребешок…»
При рассматривании игрушек хорошо применить дидактические игры О.С. Ушаковой «Кукла веселая и грустная», «Сравни медвежат», «Сравни кукол» и т.д..[1]. Игры, направленные на развитие связанной речи, учат описывать характерные признаки и действия предметов.
Обучая рассматриванию игрушек или предметов, важно научить детей правильно называть предмет, описывать его свойства, качества, назначение. Составляя совместный рассказ при описании игрушки, воспитатель  начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Затем предлагает детям  повторить рассказ самостоятельно, побуждая их    к связанному высказыванию. В рассказе должно быть начало: ребенок называет игрушку; затем середина: ребенок перечисляет все характерные признаки, качества,  действия игрушки и конец: дошкольник дает оценку своей игрушке.
Анализ  мониторинга целенаправленной деятельности по   развитию речи у дошкольников   показывает положительную динамику уровня развития связанной речи.
Таким образом, обучение дошкольников связанной    речи является важным процессом педагогической деятельности, прививает интерес к родному языку, способствует воспитанию культуры речи, овладению фонетическими, лексическими, грамматическими нормами речи и развитию коммуникативных способностей у детей.
Литература.
1.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.- М.: ТЦ сфера, 2010.
2. Тихеева Е.И Развитие речи детей.- М., 1981.
3.Ушакова О.С. Теория практика развития речи дошкольников. – М., 2008.

Просмотров: 411
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Берученко Наталья Леонидовна. ИГРОВОЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Никишина Валентина Сергеевна. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Степаненко Олеся Александровна. Конспект итогового занятия в средней группе по развитию речи на тему: 'Выявление уровня знаний детей средней группы по развитию речи'
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи. Тема: Пересказ рассказа с элементами творчества «Курочка» Е. Чарушина.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Светлана Овсянникова. Организованный вид деятельности по развитию речи, составление рассказа из личного опыта, тема: 'Мой любимый мультфильм'
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь