|
Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.Категория: Психодиагностика, Психология | Просмотров: 39236
Автор: Самоукина Н.
Название: Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Формат: PDF Размер: 5,81 Мб Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Скачать по прямой ссылке - зеркало В книге разбираются содержательные и организационно-методические вопросы, связанные с разными формами работы психолога в школе. Книга насыщена большим количеством примеров, проблемных ситуаций и упражнений, полезных для успешного профессионального самоопределения школьного психолога.
Для школьных психологов, студентов психологических и педагогических вузов, учителей и родителей. Обращение к читателю ...3 Глава I. Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика …4 §1. Психотехнология лекционной работы в школе …4 Кому? Когда? Где? Что читать? Что интересно школьной администрации, учителям, школьникам и их родителям? (Программы лекционных курсов). §2. Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии ...9 Как преодолеть волнение и страх? Упражнение "Как понять самого себя". Общие и конкретные советы. Как подать "образ себя" на психологической лекции. Внешний вид. Психологические роли лектора. Ценностная направленность лекционного выступления. Фразы и рассуждения, с которых желательно начинать психологическую лекцию. Упражнение "Выбирайте по вкусу. §3. Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации) ...20 Частое употребление сложной психологической терминологии. Демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога. Демонстрация на лекции психологического высокомерия. Демонстрация менторской позиции. Чтение лекции в описательной манере. Неэффективная организация лекционного материала. Глава II. Психологическое консультирование в школе …29 §1. Методика психологического консультирования…29 Принципы психологического консультирования в школе. Поиск клиентов. Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте. Методика обобщения независимых характеристик. Кого следует опрашивать при сборе социально-психологической информации о клиенте? О чем следует спрашивать? Формы психологического консультирования. Типичные причины обращений учителей, учащихся и родителей к школьному психологу. Декларируемые и скрытые причины обращения к школьному психологу. Позиции психолога в ходе консультации. Какую позицию выбрать на консультации? Организация пространства общения. Приглашение к беседе. Упражнение "Опыт интуиция". Советы и рекомендации школьного психолога-консультанта. §2. Применение психодиагностических методик при консультировании …50 Когда, как и с какой целью? Психолог как "диагностический инструмент". Методика включенного наблюдения. §3. "Диагностические пробы" при консультировании младших школьников …57 Методика "Моя семья". Анализ рисунков младших школьников. Цветовое решение рисунка. Практикум по методике "Моя семья". Методики "Автопортрет", "Необитаемый остров". §4. Психологическое консультирование подростков и старших школьников …68 Как начать беседу с подростком или старшим школьником? Методические приемы "Давай думать вместе!" "Психологический контакт", "Человечек", "Проблемная ситуация", "Зеркало", "Вербальное пространство". Консультация с трудным подростком (практикум). Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников. Методика "Самохарактеристика", пример ее использования, ситуация Маши К. Методика полярных профилей, пример ее использования на психологической консультации. Методика "Нарисуй свое настроение". §5. Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников …80 Ситуация Дмитрия Н. Упражнения "Фокусировка", "Пресс". Консультант обсуждает условия эффективной психотехники. Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования. Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? - вопросы подростков и старшеклассников психологу-консультанту. Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку. Начало консультации (элементы телесной терапии). Упражнения "Походка", "Яблоко", "Интегративное дыхание". Процесс консультирования (психологическая поддержка). Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита). Упражнения "Нарисуй автопортрет" "Я - хороший", я - плохой", "Письма к самому себе", "Опора на самого себя", "Покричи на самого себя". Советы психолога Ф.Зимбардо. Как заканчивать консультацию (эффект мажорного аккорда). §6. Психотерапевтическая помощь учителям при консультировании …94 Психотерапевтическая помощь учительницам в решении профессиональных проблем (релаксационное консультирование). Первая фаза релаксационного консультирования: знакомство с опытом коллег-учителей. Вторая фаза релаксационного консультирования: естественные релакс-методы. Третья фаза релаксационного консультирования: психотехника расслабления и восстановления. Упражнения "Дыхание", "Сейчас я осознаю "Проблема". Психотерапевтическая помощь учительницам в решении личных проблем. Упражнение "Встреча". Овладение психотехникой уверенности в себе. Сценарий "Посмотреть на себя глазами, полными любви". §7. Психологическое консультирование по телефону …108 Десять правил психологического консультирования по телефону §8. Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации) …112 Самоутверждение психолога на консультации. Излишняя естественность или искусственность в поведении психолога-консультанта. Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет. Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта. Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на проблемы клиента. Психолог оценивает клиента. Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Многочасовая консультация как ошибка психолога. Психолог как объект манипулирования со стороны клиента. Глава III. Педагогический тренинг в школе …112 §1. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя? ...112 §2. Принципы и цели педагогического тренинга в школе …126 Организация партнерских отношений психолога с учителями. Коррекция имеющихся у учителей представлений о природе психических процессов и функций в учебной деятельности школьника. Анализ, расширение и преобразование профессионального опыта учителя. Развитие педагогической рефлексии. Формирование позитивных проектов. Формирование у учителя способности гибко перестраивать внутреннюю позицию. §3. Этапы организации психологической помощи учителям …131 Формирование у учителей интереса к практической психологии. Организация специализированной психологической помощи. Игры "Отгадай", "Шериф и убийца", "Мафия", "Подарки". Создание в школе Педагогического клуба. §4. Организационная структура занятия по педагогическому тренингу ...141 Начальный этап - разминка. Знакомство психолога с группой. Упражнения "Презентация", "Скульптура" Снятие напряжения и усталости у учителей. Упражнение "Убежище". Формирование у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Упражнения "Песочный домик", "Дипломатический прием". Основной этап - собственно педагогический тренинг: построение модели профессиональной ситуации; обсуждение; проигрывание ситуации "Как надо делать". Заключительный этап - позитивное окончание занятия. Упражнения "Унисон", "Скажи приятное". §5. Психотехника ведения группы педагогического тренинга …147 Единоличное управление группой. Подготовка психолога к ведению группы. Как начать вести группу. Приемы "эмоционального штурма" и "мягкого вхождения в контакт с группой". Построение содержания группового занятия. Сценирование занятий. Авторская позиция психолога. Коммуникативные и содержательные связи между упражнениями и играми. Динамика группового занятия. Диалог и полилог в группе. Трансляция психологом эмоционально-позитивного отношения к группе и ее участникам. Психологическая активизация группы. Упражнения "Великан", "Да-Нет". Молчание и пауза в групповом тренинге. Если группа или ее отдельные участники отказываются играть? Актуализация "личного материала" психолога в тренинге. Удовлетворенность психолога своей работой. Восстановление психолога после тренинга. §6. Педагогический тренинг для учителей начальных классов (программа практических занятий) …159 §7. Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов (программа практических занятий) …178 §8. Типичные ошибки психолога в педагогическом тренинге (анализ и рекомендации) …185 Заключение ...187 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|