Панкратова Галина Николаевна. Развитие диалогической речи в режимных моментах

Развитие диалогической речи в режимных моментах

Панкратова Галина Николаевна Тараданчик Елена Васильевна г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 198

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Таким образом, речь является основной коммуникативной функцией.

В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействиями с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связанной речи – диалогической и монологической формах в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

Ещё Л.С. Выготский писал: «Развитие устной речи, вероятно самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения типичных рефлексов.

Развитие речи, представляет прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребёнка в основе его культурного опыта».

Нарушение речевого развития и наличие трудностей в общении – является особенностью у детей с ЗПР. Поэтому, в группе педагоги групп поставили цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей. Что такое диалог? Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственно живого общения.

Диалог – разговор, беседа – являющаяся основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

Формирование способов диалогического общения в детском саду протекает в двух формах:

  1. Это в свободном речевом общении (в режимных моментах, в игре, на прогулке) т.е. формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.
  2. Формирование диалогического общения в различных образовательных областях.

В книге А.Г. Арушиной «Истоки диалога» — одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приёмы. Особую роль, в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий, высказываний детей. Включая побудительный мотив предлагаем рассказать утром о том, на каком транспорте приехали в детский сад и с кем, например: «Ты приехал на автобусе?»«Нет, на газели».

-А газель белая?

- Жёлтая.

- Народу было много в газели?

- А место находилось у окна?

- Да.

- А что ты видел, в окне?

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания (аллипсы и ализии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания Что очень важно для детей с ограниченными возможностями, т.к. приходиться многократно повторятся, чтобы некоторые формы ответов вошли в активную речь. При умывании, побуждая на разговор, используем потешки, это даёт положительный результат (когда самостоятельно умываются).

Организуя сюжетно-ролевые игры, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения – также развивается диалогическая речь детей. В играх с куклами дети проявляют самостоятельность, больше говорят, обращаясь к партнёру по игре.

Если педагог участвует в игре, дети включаются в импровизированные ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Очень важно ненавязчиво, деликатно исправлять аграмматизмы, например: «Я пошёл в магазина». «Ты же девочка – мама, значит надо сказать пошла».

Каждая непосредственная образовательная деятельность, даже такая, как второй завтрак – создаёт среду для развития диалога. Например: приглашение в бар на сок.

- Здравствуйте, продайте пожалуйста, два бокала сока.

- У нас остался только яблочный.

- Хорошо. Два бокала яблочного сока.

-А для кого второй бокал?

- Для моего друга.

Для развития общения со сверстниками это очень интересная форма. Педагог включается тактично помогая в диалоге.

Большое положительное влияние на развитие диалогического общения оказывают дидактические игры с правилами. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему вопросы, аргументировать, отвечать на вопросы собеседника. Совершенствование диалогической речи происходит и в подвижных, народных играх, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету. Например: «Гуси-гуси», «Краски», «Садовник», «Купи слона».

Закрепление диалогического общения происходит в словесных играх: «У меня зазвонил телефон», «Интервью», «Телевидение», «Звонок в поликлинику». Дети любят игры, побуждающие к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссёрские игры с придуманными сюжетами. например:"большой — маленький", "Похож-непохож","Какой формы?".

Прогулка, наблюдение также способствует развитию диалогического общения. например: "Почему сегодня холодно?"

- Потому что мороз и сильный ветер?

- Деревья качаются.

- А ещё, что говорит о ветряной погоде? и т.д.

Трудовая активность продолжает развивать диалог.

- Зачем ты взял лейку с водой?

-Хочу полить колеус.

- А рыхлитель для чего нужен?

- Рыхлить землю в горшочках.

Важную роль в развитии и закреплении диалогического общения играет взаимодействие с родителями, цель которого формирование преемственности ДОУ и семьи, объединение усилий взрослых для успешного речевого развития, для пополнения и развития предметно-развивающей среды.

В результате систематической, последовательной, кропотливой работы будут достигнуты результаты, дети смогут пользоваться диалогической речью, для того перейти к монологической.

Литература:

  • Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. — М. Мозаика- Синтез, 2005
  • Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития. -м: СПб, 1995
  • Глухов В. П. Методика формирования связанной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М-1996
  • Ефиминко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. "Просвещение", 1981
  • Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М-1977
Просмотров: 528
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Менщикова Марина Александровна. Обобщение опыта работы по теме «Развитие диалогического общения у дошкольников»
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие диалогического общения у дошкольников
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Фокина Мария Сергеевна. Овладение детьми преддошкольного возраста речью как средством общения и культуры
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь