Панкратова Галина Николаевна Тараданчик Елена Васильевна г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 198
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Таким образом, речь является основной коммуникативной функцией.
В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействиями с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связанной речи – диалогической и монологической формах в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Ещё Л.С. Выготский писал: «Развитие устной речи, вероятно самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения типичных рефлексов.
Развитие речи, представляет прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребёнка в основе его культурного опыта».
Нарушение речевого развития и наличие трудностей в общении – является особенностью у детей с ЗПР. Поэтому, в группе педагоги групп поставили цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей. Что такое диалог? Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственно живого общения.
Диалог – разговор, беседа – являющаяся основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.
Формирование способов диалогического общения в детском саду протекает в двух формах:
- Это в свободном речевом общении (в режимных моментах, в игре, на прогулке) т.е. формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.
- Формирование диалогического общения в различных образовательных областях.
В книге А.Г. Арушиной «Истоки диалога» — одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приёмы. Особую роль, в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий, высказываний детей. Включая побудительный мотив предлагаем рассказать утром о том, на каком транспорте приехали в детский сад и с кем, например: «Ты приехал на автобусе?» — «Нет, на газели».
-А газель белая?
- Жёлтая.
- Народу было много в газели?
- А место находилось у окна?
- Да.
- А что ты видел, в окне?
Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания (аллипсы и ализии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания Что очень важно для детей с ограниченными возможностями, т.к. приходиться многократно повторятся, чтобы некоторые формы ответов вошли в активную речь. При умывании, побуждая на разговор, используем потешки, это даёт положительный результат (когда самостоятельно умываются).
Организуя сюжетно-ролевые игры, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения – также развивается диалогическая речь детей. В играх с куклами дети проявляют самостоятельность, больше говорят, обращаясь к партнёру по игре.
Если педагог участвует в игре, дети включаются в импровизированные ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Очень важно ненавязчиво, деликатно исправлять аграмматизмы, например: «Я пошёл в магазина». «Ты же девочка – мама, значит надо сказать пошла».
Каждая непосредственная образовательная деятельность, даже такая, как второй завтрак – создаёт среду для развития диалога. Например: приглашение в бар на сок.
- Здравствуйте, продайте пожалуйста, два бокала сока.
- У нас остался только яблочный.
- Хорошо. Два бокала яблочного сока.
-А для кого второй бокал?
- Для моего друга.
Для развития общения со сверстниками это очень интересная форма. Педагог включается тактично помогая в диалоге.
Большое положительное влияние на развитие диалогического общения оказывают дидактические игры с правилами. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему вопросы, аргументировать, отвечать на вопросы собеседника. Совершенствование диалогической речи происходит и в подвижных, народных играх, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету. Например: «Гуси-гуси», «Краски», «Садовник», «Купи слона».
Закрепление диалогического общения происходит в словесных играх: «У меня зазвонил телефон», «Интервью», «Телевидение», «Звонок в поликлинику». Дети любят игры, побуждающие к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссёрские игры с придуманными сюжетами. например:"большой — маленький", "Похож-непохож","Какой формы?".
Прогулка, наблюдение также способствует развитию диалогического общения. например: "Почему сегодня холодно?"
- Потому что мороз и сильный ветер?
- Деревья качаются.
- А ещё, что говорит о ветряной погоде? и т.д.
Трудовая активность продолжает развивать диалог.
- Зачем ты взял лейку с водой?
-Хочу полить колеус.
- А рыхлитель для чего нужен?
- Рыхлить землю в горшочках.
Важную роль в развитии и закреплении диалогического общения играет взаимодействие с родителями, цель которого формирование преемственности ДОУ и семьи, объединение усилий взрослых для успешного речевого развития, для пополнения и развития предметно-развивающей среды.
В результате систематической, последовательной, кропотливой работы будут достигнуты результаты, дети смогут пользоваться диалогической речью, для того перейти к монологической.
Литература:
- Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. — М. Мозаика- Синтез, 2005
- Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития. -м: СПб, 1995
- Глухов В. П. Методика формирования связанной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М-1996
- Ефиминко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. "Просвещение", 1981
- Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М-1977
|