Конспект НОД по развитию речи "Снежная королева"
ЦЕЛЬ:
- развитие лексико –грамматического строя средствами мультипликации.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- расширение словарного запаса
- обогащение словаря антонимами и синонимами
- подбор родственных слов к словам снег и лед
- практическое употребление приставочных предлогов за, под, над
- составление рассказа – описания с опорой на вопросы и картинку.
Скачать занятие
Коррекционные:
- развитие зрительного и пространственного восприятия
- внимания
- памяти (тренировка в припоминании событий, происходящих в мультфильме)
- мыслительных процессов.
Воспитательные: воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ
Мультфильм «Снежная Королева»; предметные картинки; картинки: с изображением дворца, спрятавшихся животных, фигур изо льда.
Предварительная работа воспитателя: просмотр мультфильма «Снежная Королева»
Организационный момент — приглашение к путешествию.
Логопед. Ребята, я приглашаю вас в царство Снежной Королевы. Чтобы попасть туда, нужно сказать, сколько месяцев в году.
Дети. В году 12 месяцев. Пальчиковая гимнастика «12 месяцев» А сейчас запоминай: Дети грозят пальцем
Это март, апрель и май, - Загибают по очереди пальцы на одной руке. Три сыночка месяца У весны – кудесницы.
Поднимают вверх три пальца Шаловливы и ловки Лета красного сынки: Хлопают в ладоши и кулачки (попеременно)
Вот июнь, июль, за ним, Отводят поочередно руки в стороны. Август рыбку ловит им. «Рыбка»
Вот прошли весна и лето Пальцами идут по столу. Осень в золото одета – На дворе сентябрь, октябрь.
Ставят руки на пояс и поворачивают их в стороны. С дождиком всегда ноябрь. Стучат указательным пальцем по ладони другой руки. У зимы же, посмотри,
Вытягивают обе руки вперед. Дети есть – их тоже три: Поднимают три пальца Декабрь, январь и февраль
Загибают по очереди пальцы Одели все в снежную шаль Постепенно опускают скрещенные руки на плечи Упражнение «Зима»
(речь с движениями)
Логопед. Ребята, а какое сейчас время года? Дети. Сейчас зима (слайд) Наконец пришла зима, Дети отводят руки в стороны
Стали белыми дома, Ставят руки в виде крыши над головой Снег на улице идет, Двигают руками сверху вниз.
Дворник улицу метет, Подметают. Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперед.
Пишем на катки круги, Ставят руки за спину. Ловко бегаем на лыжах. Бегут.
И играем все в снежки.
Кидают «снежки».
Беседа по серии сюжетных картинок к сказке «Снежная Королева»
Звучит сказочная музыка. На экране появляется замок снежной Королевы.
Логопед. Ребята, мы с вами попали в царство Снежной Королевы. Вспомните, как зовут мальчика и девочку из этой сказки? (появляется картинка Кая и Герды).
Дети. Мальчика звали Кай, а девочку – Герда.
Логопед. Расскажите, пожалуйста, какие дети в этой сказке?
Дети. Дружные, добрые, отзывчивые.
Логопед. Что случилось с Каем?
Дети. Кая забрала в свое царство Снежная Королева.
Логопед. Как поступила Герда?
Дети. Герда отправилась на поиски Кая.
Логопед. Где побывала Герда?
Дети. Герда побывала у цветочницы, во дворце, у разбойников.
Логопед. Кто помог добраться Герде до дворца Снежной Королевы?
Дети. До дворца Снежной Королевы помог добраться Северный олень.
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева» (олень от усталости падает на снег и Герда продолжает свой путь одна).
Упражнение «Посмотрите, мы олени»
(речь с движениями).
Логопед. Поможем Герде? Сейчас представьте, что вы олени.
Посмотрите, мы олени, Дети скрещивают напряженные руки над головой Рвется ветер нам на встречу. Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. Двигают руками по тексту.
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева» (Герда сквозь снежную бурю добирается до дворца Снежной Королевы).
Игра «Прятки»
Логопед. В такую погоду все звери и птицы прячутся от холода. Ребята, посмотрите на картинку. Звери и птицы испугались Снежной Королевы и спрятались. Найдите животных и скажите, кто, где (за чем?) спрятался.
Дети. Ворона спряталась за кустом. Один зайчик спрятался за кустом. Другой зайчик спрятался за пеньком. Лиса спряталась за снеговиком.
Сова спряталась за деревом.
Подбор слов – признаков (проводится с макетами)
Появляется картинка Замка Снежной Королевы.
Логопед. Какое время года в царстве Снежной Королевы?
Дети. В царстве Снежной Королевы – Зима.
Логопед. Какая погода в ее царстве?
Дети. Погода снежная, морозная, студеная, холодная, метельная.
Логопед. Чем покрыта земля в королевстве Снежной королевы.
Дети. Земля покрыта снегом.
Логопед. Снег какой?
Дети. Снег белый, пушистый, серебристый, мягкий, сверкающий, искрящийся.
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева» (Герда добирается до дворца Снежной Королевы).
Логопед. Из чего сделан дворец Снежной Королевы?
Дети. Дворец сделан изо льда.
Логопед показывает детям настоящий лед, дети его берут в руки, рассматривают.
Логопед. А лед какой?
Дети. Лед прозрачный, скользкий, блестящий, холодный, твердый, хрупкий.
Подбор слов – родственников (с мячом).
Логопед. Ребята, мы поможем Герде, если назовем слова – родственники к словам снег и лед.
Как называется девочка из снега? – Снегурочка
Человечек из снега? – снеговик.
Явление, когда идет снег? – снегопад. Зимующая птица? – снегирь. Ласково назвать снег – снежок. Назвать ласково лед – ледок,
- льдина
- ледоход
- леденец
- ледянка
Составление рассказа – описания дома Снежной Королевы.
Логопед. Ребята, мы видим, какой дворец у Снежной Королевы в мультфильме.
А у меня есть другой дворец Снежной королевы. Давайте рассмотрим и ответим на вопросы. Что находится в середине дворца?
Дети. В середине дворца находится крыльцо и дверь.
Логопед. Что находится по бокам крыльца?
Дети. По бокам крыльца находятся перила.
Логопед. Что находится справа и слева от крыльца?
Дети. Справа и слева от крыльца расположены окна.
Логопед. Что находится над окнами?
Дети. Над окнами находится балкон.
Игра «Чего не хватает у дома Снежной Королевы?»
Логопед. Ребята, посмотрите внимательно, чего не хватает у дома?
С изображения замка убираются, балкон, крыльцо, окно.
Дети. У дворца не хватает балкона и т.д.
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева» (Кай во дворце Снежной Королевы).
Игра «Узнай ледяную фигуру».
Из льдинок нарисована картинка, дети должны узнать, кто изображен.
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева» (Герда отгорела сердце Кая).
Подбор слов – антонимов.
Логопед. Ребята, давайте сравним Герду и Снежную Королеву.
Дети. Герда – добрая, отзывчивая, хорошая, веселая. А Королева – суровая, строгая, холодная, красивая, гордая.
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева» (возвращение Герды и Кая домой).
Итог занятия.
Логопед. Ребята, с какой сказкой мы сегодня продолжали знакомиться? Кто помог Герде искать Кая? Что помогло Герде найти Кая? Что учились делать на занятии?
Дети отвечают.
|