МБДОУ «Детский сад №10 «Радуга». Выполнила: Абрамова Наталья Анатольевна. Воспитатель первой квалификационной категории. Владимирская обл. г. Кольчугино.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Александрович Сухомлинский
В последнее время, с внедрением ФГОС ДО, у педагогов дошкольных организаций повысился интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми.
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную — осязательную). При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.
Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – "правополушарные" люди.
Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.
Одна из функций правого полушария это пространственное мышление. Лучше тренинга, чем занятие живописью в данном случае просто не найти. Именно на таких уроках развиваются навыки видения объекта целиком. Правое полушарие, в отличие от левого стремится не к анализу, а к синтезу, к обобщению информации.
Эмпатией называют способность не просто сочувствовать, а интуитивно понять мысли, чувства другого человека. Это как бы увидеть мир глазами другого человека. Эта способность опять же лежит в сфере правого полушария. Она не связана с отстраненным анализом другого человека, а наоборот, основана на глубокой сопричастности к нему.
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).
Развитие речи детей, безусловно, тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная, воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.
Если особо не вдаваться в научные объяснения, то: одна третья часть площади коры головного мозга (т. н. двигательная проекция) соответствует проекции кистей рук, которая расположена рядом с зоной, отвечающей за речь. Отсюда предположение учёных: чем раньше и эффективнее будет развиваться моторика пальцев рук, тем раньше ребёнок заговорит. К этому можно добавить и такие навыки как: усидчивость, внимательность, сообразительность, координация движений, память и т.д.
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка.
Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.
Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.
Как показывает мой педагогический опыт, особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная терапия.
Всем известно, что дети просто обожают играть с песком. Однако не все могут позволить это себе в холодную зиму. А до лета еще достаточно много времени. В данном случае можно предложить своему малышу довольно увлекательные игры с манкой. Ею можно рисовать также как и песком. Для ребенка это занятие окажется весьма занятным и полезным.
Такой способ творчества сравнительно недавно стал набирать популярность у маленьких детей. В чем же его преимущество?
Манкатерапия — это средство, посредством которого данные цели можно достигнуть.
Да, да. Самая обыкновенная манка, которая есть в каждом доме. Предлагаю вариант – рисование на манке.
В чем польза рисования манкой
- Во-первых, манку можно брать в рот. Что согласитесь важно для малышей и их мам. Экологически чисто, безопасно и практично, а главное, сохраняет покой и нервы обоих.
- Еще эту крупу можно брать в ручки, пересыпать из ладони в ладонь, водить рукой и пальчиком, рассыпать манку на подносе и на лист бумаги, что обожают совершать все ребятишки. Такие простые движения способствуют развитию мелкой моторики, следовательно, влияют на развитие речи и мозга детей.
- Играть и рисовать манкой можно круглый год, по сравнению с играми в песок, которые носят сезонный характер. Так что, это второй фактор за манку.
- Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование с манной крупой способом лечения для снятия стресса и часто рекомендуется психологами.
- Занятия с крупами влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений. Настоящие сенсорные занятия, не требующие ни специальных навыков, ни предметов для их проведения.
- Дети старшего дошкольного возраста формируют характер, тренируют точность движений, укрепляют усидчивость и трудолюбие.
Рисование манкой на подносе. Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта «прохладного морского песочка»), можно положить манку ненадолго в холодильник. Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе.
Развивающей средой в играх с манкой будут выступать: пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки, сито, мелкие игрушки и т.п. Все это нужно поставить в доступном для ребенка месте.
При игре с манкой (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками
- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять
- поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.
Предлагаю следующие игры с манной крупой:
Насыпьте на поднос манку тонким слоем, покажите ребенку, как можно оставлять следы, отпечатки от рук, ног, пальчиков, различных предметов.
Предложите ребенку пересыпать манную крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или попросить его насыпать ее поровну в три маленькие чашечки.
Можно предложить пересыпать крупу через воронку или через сито.
Возьмите пластиковый контейнер насыпьте в него манной крупы, закопайте в глубине мелкие предметы, например маленьких зверушек и предложите ребенку найти их.
Насыпьте на поднос манку тонким слоем, приготовьте соломинку, покажите ребенку, как можно делать дырочки в манке, дуя в соломинку.
Насыпьте на поднос манку тонким слоем, покажите ребенку как можно пальчиками рисовать все, что захочется: круги, дороги, солнце, дом, машину, а можно учиться писать буквы и цифры.
- Рисование разноцветной манкой
Так же очень хорошо использовать следующие упражнения:
Игровые упражнения «Обыкновенное чудо», «Рука друга»
Тактильное упражнение «Буквы на манке»
Рисование на манке «Сказочный сон»
Тактильная игра «Сундучок с сюрпризом»
Игра – тренинг на снятие напряжение «Путешествие по манной реке»
Упражнение на расширение представлений детей об эмоциях «Портрет на манке»
Игра на снижение тревожности и незащищенности «Что же спрятано в манке»
На манке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает большой интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, манкотерапия позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Этот вариант использования манкотерапии имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Принципиальных различий они не имеют.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи.
Предусмотренное использование художественного слова: проведение игр, рассказывание сказочных сюжетов для привлечения внимания детей. Помогает в фантазировании о том, кто и что будет рисовать, как изображать, какие формы, штрихи стоит использовать.
По-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
При подготовке и проведении работы со сказками я выделила несколько форм работы со сказками:
- Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.
- Рассказывание сказок. Рассказывание сказок может проходить по нескольким принципам: рассказывать может сам ребенок, либо рассказчик психолог.
а) Рассказывание известной всей группе сказки.
Если рассказывание проводится в группе подростков или взрослых, ведущему полезнее не участвовать в процессе рассказывания, т.к. больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом рассказа и на основе этого проводя обсуждение.
б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
в) Групповое придумывание сказки.
3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед ребенком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки. Изначально можно предложить десять не связанных по смыслу слов, из которых необходимо сочинить сказку.
4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный метод применяется когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичым, т.к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему.
Любое рассказывание сказки уже само по себе терапевтично. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. это дает возможность наблюдать за реакцией ребенка.
Взрослый и ребенок могут сочинять сказку совместно, драматизируя ее либо всю, либо ее отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку и самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком дает возможность выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит ребенка нарисовать на манке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее воспитатель предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.
Задачи:
- закрепить представление детей о композиции сказки (начало, середина, конец);
- формировать умение придумывать сказку на предложенную тему;
- формировать умение составлять сказку по плану;
- учить развивать сюжет, начатый педагогом;
- учить включать в составление сказки описание природы, окружающей обстановки;
- развивать умение самостоятельно придумывать сказки;
- развивать связную монологическую речь;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Решение сказочных задач
Направлены на развитие творческого мышления и воображения, при решении задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него
способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть
учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
- Неопределенность места действия главного героя.
- Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
- Победа Добра. Психологическая защищенность.
- Наличие Тайны и Волшебства.
Разнообразие сказочных форм
Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских сказок. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.
Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мыслей человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные сказки) и индивидуальные (авторские сказки).
Чему нас учат сказки?
- Сказки учат нас добру, справедливости. Учат выручать своих товарищей из беды, не бояться бороться с такими коварными героями как Лисица. Учат побеждать ложь и зло.
- Хорошо когда много друзей. Они всегда приходят на помощь. Много друзей только у хорошего героя. А у лисы друзей нет, потому что она злая, хитрая и завистливая.
- Добрый никогда не обидит слабого, беззащитного. Добрый не будет грубить другим. Спешите делать добро! Не откладывайте его на потом.
- Золотое правило:
«Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе».
В заключении стоит добавить, что правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.
Список литературы:
- Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 1999. – 160 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 176с
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии» СПб 2008
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. — М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
- Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8.
- Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 44 стр.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д.Ю. Соколов. – М.: Эксмо-пресс, 2005. – 224с.
- Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. – М.: Педагогика, 2000
«Манкатерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
«Манкатерапия в познавательно-речевом развитии
ребёнка дошкольного возраста»
|