Рычагова Елена Сергеевна. Родителям о коммуникативно-речевом развитии дошкольников

Родителям о коммуникативно-речевом развитии дошкольников

Арушанова Алла Генриховна – ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО (лаборатория Проектирования и экспертизы инновационных образовательных систем)

Коренблит Станислав Соломонович – композитор, научный руководитель авторского проекта «Веселый день дошкольника» ( «ВеДеДо»), директор малого предприятия «Авторский проект»

Рычагова Елена Сергеевна – доцент кафедры психологической антропологии Института детства «Московский педагогический государственный университет»

Речь – способность, творческая психическая функция, свойственная только человеку. Передача информации, коммуникация присуща многим животным, например, муравьям, пчелам, млекопитающим. Можно научить обезьяну азам языка жестов глухонемых. Но только человек – единственное существо на земле, которое создает культуру, накапливает социальный опыт, хранит и передает его следующим поколениям при помощи языка, членораздельной речи.

 

Речь – деятельность, опосредствованная знаками языка, символами, пронизывает всю жизнь человека, все виды деятельности и общение. Классик культурологии Лесли А.Уайт так писал об этом: «Наш мир с небесами и богами, с политическими институтами и законами, с моралью и ритуалами, с искусством, философией и наукой – это дом, выстроенный из символов, и лишь мы одни можем в нем жить. Мы можем, как друзья, играть с собаками, работать с верблюдами и быками. Но наши друзья-животные никогда не смогут переступить порога нашего дома и разделить с нами наши символы. Символы – наша собственность, наша частная жизнь». И далее: «Все поведение человека зиждется на использовании символов. Именно символ превратил наших антропоидных предков в людей и наделил их человечностью. Использование символов создало все цивилизации и обеспечило их дальнейшее развитие. Символ превращает ребенка Homo sapiens во взрослого человека… Символ – это вселенная человечества» [Уайт 1996: 67; 79].

Человеческий детеныш при рождении имеет мозг, способный к освоению символической деятельности, к «самонаучению» языку (Н. И. Жинкин). Саморазвитие языка происходит в общении с матерью, близкими взрослыми, а в дальнейшем – со сверстниками. Это процесс взаимно направленной активности партнеров по общению и деятельности. Обеспечивает удовлетворение многообразных познавательных, деловых, личностных потребностей.

Речь не просто передает познавательную информацию. При помощи речи люди устанавливают личностный контакт, диалогические отношения (М. М. Бахтин), делятся чувствами, эмоциями, налаживают практическое взаимодействие, совместную деятельность. Все высшие психические функции – логическое мышление, восприятие, произвольное внимание, «умные эмоции», произвольная память, способность к самоорганизации, произвольному управлению своим поведением опосредствованы знаками языка (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Для нормального хода освоения языка дошкольником необходим ряд условий. Язык, речь служат средством общения. Коммуникативная функция – основная функция языка и речи. Необходимо, чтобы ребенок с рождения был включен в общение с близкими взрослыми, а в дальнейшем и с детьми. Случаи дефицита общения нередки, и они всегда сопряжены с нарушениями в становлении речевой функции.

Описаны многочисленные случаи воспитания младенцев животными (волками, леопардом). Это так называемые «дети маугли». Попав снова в человеческое общество, они не умели говорить и не были способны научиться говорить заново. Во время войн, социальных катаклизмов, многие младенцы лишаются родителей, и, будучи воспитываемы в домах малютки, без личностного эмоционального общения плохо развиваются, болеют, а нередко и умирают (явления «госпитализма»). В научной литературе зафиксирован такой факт: у глухонемых родителей родились слышащие дети. Чтобы они научились устной речи, взрослые постоянно держали включенным телевизор. Дети слышали богатую грамотную устную речь, видели картины, к которым эта речь относилась, но так и не научились говорить или понимать речевые сообщения. Телевизионные монологи и диалоги не были обращены лично к детям, не были включены в их коммуникативную ситуацию. Выступали как звуковой фон наряду с бытовыми и природными шумами [Бонвиллиан, Нельсон, Чарроу 1984].

Речь для ребенка существует не просто как звучание, речевая (акустическая) среда, но как неотъемлемая часть реальной коммуникативной ситуации, которая удовлетворяет жизненные потребности ребенка, включает речевое и практическое взаимодействие партнеров, оперирование предметами и объектами окружающего мира (Е. С. Кубрякова, Ю.Н. Сорокин, А.М. Шахнарович).

Немаловажный фактор речевого развития – эмоциональный комфорт, богатство чувств и настроений, с которыми ассоциируются слова и выражения, связные тексты. Депрессивное либо перевозбужденное эмоциональное состояние ребенка сопряжено с нарушениями внимания, памяти, интеллектуальных операций.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольный возраст является уровнем общего образования, и субъектами образовательной деятельности выступают наряду с воспитателями и другими специалистами ДОО – родители (законные представители). В нашей статье мы постараемся ответить на вопросы родителей, связанные с выполнением ими педагогических функций. Наиболее часто задаваемые вопросы следующие.

1. Есть ли нормы развития речи у детей? Когда нужно начинать беспокоиться, что ребенок не разговаривает?

Разобьем этот вопрос на два.

Есть ли нормы развития речи у детей? Да, есть нормы развития речи. Но они задают широкий диапазон индивидуальных различий и стратегий овладения речью. У разных детей, у мальчиков и девочек речь формируется по-разному.

Речевая функция формируется в процессе общения ребенка с носителями родного языка, в совместной с ними деятельности. От характера взаимодействия, языковой среды, в которую погружен ребенок, зависят и сроки, и глубина освоения родного языка.

Мозг новорожденного генетически приспособлен к овладению языком. Все дети – и слышащие, и глухие – гулят. Это врожденная программа. Есть и другие врожденные программы. В том числе программа импринтинга – мгновенного запечатления информации. Но без общения и практического взаимодействия развитие речи задерживается, а может и вообще не произойти, как у детей маугли. Очень важный момент в речевом развитии – эмоциональное благополучие ребенка, любовь, которую ему дарит мать.

В бодром состоянии младенец активно гулит, лепечет. «По тому, как лепечет ребенок, опытные логопеды могут, как правило, предсказать, как он будет говорить, будут ли у него какие-нибудь проблемы с речью. Чем разнообразнее и выразительнее лепет ребенка, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития» [Цейтлин 2000: 18].

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.

Данные о логике речевого развития можно найти, например, в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», в программе развития ребенка дошкольника «Истоки».

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

К. И. Чуковский. От двух до пяти. — М.: Педагогика, 1990.

Когда нужно начинать беспокоиться, что ребенок не разговаривает?

Беспокоиться о том, чтобы ребенок заговорил, надо еще до его рождения. Заботиться о зачатии желанного ребенка в любви, о благополучной беременности и родах. Об ауре любви с первых мгновений жизни малыша.

В современной нестабильной социальной ситуации и неблагоприятной экологии материнство и детство подвергается воздействиям агрессивной среды и испытывает многообразные трудности. В том числе в речевом развитии.

Нормально, чтобы младенец гулил и лепетал, чтобы к концу первого года жизни у него появились первые слова, чтобы на втором году жизни появились двух-трехсловные грамматически неоформленные фразы, а на третьем году произошло освоение грамматического строя: способов изменения и согласования слов в предложении.

Если на первом году ребенок не реагирует на неприятные звуки, например, не вздрагивает, если что-то уронили, уже в это время надо обращаться к специалистам. Не исключено, что нарушен слух. И чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов ее разрешения.

Если на втором году не появляются первые «детские» слова – следует обратить внимание на то, понимает ли ребенок речь, адекватно ли реагирует на вопросы, поручения. Проанализировать собственное поведение. Не исключено, что Вы слишком понятливы, и у ребенка нет причин для речевого общения с Вами. Все понятно без слов. Необходимо перестроиться, целенаправленно играть и заниматься с ребенком, побуждая его к речевому общению. Полезные советы, как это делать, Вы можете найти в книгах для родителей. Например, в книгах Л.Н. Павловой.

Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет – М., 2004.

Ребенка, который в два с половиной года не говорит, надо показать логопеду (это уже симптом задержки речевого, а может быть и умственного развития), разбираться в причинах.

2. Что нужно сделать, чтобы повысить интенсивность развития речи у ребенка?

Перед тем, как точно ответить на заданный вопрос, приведем слова видного отечественного психолога В.П. Зинченко о том, как происходит зарождение речи у младенца.

«Слово не только переплетено во многих языках с делом, вещью, образом, легендой, событием, личностью и т.д., но и реально вплетено в них, а они в него. Между человеком и языком (словом) устанавливается прочная эмоциональная связь, порой – даже деятельная любовь к слову, к поэзии» [Зинченко 2012: 8].

«Не станем, вслед за Л.С. Выготским, Ж.Пиаже, Дж. Брунером и многими другими, откладывать на 1,5 – 2 года речевое развитие ребенка. Такое развитие начинается с «верхнего до». Слово сопутствует младенцу со дня рождения. Мать, которую Л.Витгенштейн назвал первым психоаналитиком ребенка, непрерывно комментирует все его поведенческие акты, равно как и свои собственные, связанные с заботой о нем. В таком слиянном общении и совокупном действии любящая и преданная мать дарит ему душу, заботу, слово. Слово, как паутина смысла (М. Вебер) постепенно обволакивает ребенка снаружи, проникает в его чувства, образы, движения, действия, становится кровеносной смысловой системой (Г. Г. Шпет) его внутренней формы. … Мать выступает в роли сеятеля «семенного логоса», который созревает и растет в плодородной почве действий и образов, обильно орошаемых ее собственными эмоциями и эмоциями ребенка» [Зинченко 2012: 14].

Зинченко В. П. Как слово становится домом бытия // Человек. – 2012. — № 5. – С. 5 – 19.

Забота о речевом развитии ребенка должна проявляться в процессе всей жизнедеятельности малыша. Забота о речевом развитии – это и забота о его здоровье, хорошем самочувствии, режиме двигательной активности, сна и отдыха. О его эмоциональном благополучии. Об интересных играх и игрушках, картинках, книжках. Впечатлениях от жизни. О грамотной речи окружающих.

Сейчас распространенной стала практика, когда уход за младенцами в семье перепоручают няням из ближнего зарубежья, которые плохо владеют русским языком. Это чревато потерей эмоциональной близости с матерью и усвоением образцов нелитературной речи.

Чтобы нормально развивалась речь, с ребенком надо играть, обеспечивать приток живых впечатлений от окружающего, общаться с ним, даря любовь и радость. Делать все это необходимо с учетом возраста ребенка. Вместе с тем, переизбыток впечатлений, чрезмерная интенсивность общения могут приводить к логоневрозам, заиканию.

В распоряжении ребенка должны быть игрушки, материалы и пособия для самостоятельной деятельности: манипулирования с предметами, образных игр, рисования, конструирования. Мозаики и шнуровки для развития мелкой моторики руки. Полезны разнообразные вопросы (где птичка?) и поручения (Как птичка пищит? Как она летает?) с целью вызвать у ребенка подражание действиям и голосам разных персонажей, животных, движущихся объектов. (Организация «имитационной деятельности».)

И не забудьте перед сном рассказать ребенку сказку, спеть колыбельную песню, подарить ласковые слова с пожеланием спокойной ночи.

3. Есть ли отличия речевого развития у мальчиков и девочек?

Индивидуальные различия в стратегиях овладения языком изучены крайне недостаточно. В том числе различия по гендерному (половому) признаку.

За рубежом такие исследования проводятся с использованием современных технических средств фиксации речи и поведения детей. Наблюдаются различия в сроках наступления того или иного этапа речевого развития, в составе усваиваемых слов разных частей речи, преобладающих структур предложений, способности к подражанию, имитации речи, в фонетической, слоговой структуре первых слов. Исследователи склоняются к мысли, что существуют разные стратегии овладения языком, и при этом разные типы преимущественно соотнесены либо с мальчиками, либо с девочками.

В индивидуальных различиях речевого развития проявляется действие ряда факторов.

Биологические факторы: различия в строении мозга и функциях его отделов. У мальчиков ярче выражена межполушарная асимметрия мозга, и их стратегия освоения языка резко отличается от стратегии девочек.

Стратегии овладения языком различаются у левшей и правшей.

Выделены по крайней мере две категории детей с преобладанием в речи предметного содержания и с преобладанием экспрессии. При этом мальчики, как правило, относятся к первому типу, а девочки ко второму.

Индивидуальные различия в речи могут определяться факторами среды.

Многое зависит от того, как строит свою речь мать, обращаясь к ребенку. Слишком сложная организация речи без учета возрастных особенностей ребенка может приводить к задержкам речевого развития. Такой же эффект проявляется, если мать слишком понятлива, не дает ребенку проявить свои потребности в форме речи. Аналогичная картина задержек речи при «сверхпонятливости» в близнецовой ситуации.

Матери принадлежат к разным типам: директивному и декларативному. Одни обращаются к своим детям по преимуществу с требованиями, приказами, указаниями, поручениями, советами. Вторые – объясняют и комментируют происходящее, задают вопросы, обсуждают ответы. Наблюдения показали, что дети матерей второго типа лучше развиваются в речевом отношении.

Неблагоприятно сказывается на освоении языка эмоциональный дискомфорт, агрессивный социум. Наряду с неблагоприятными условиями зачатия и вынашивания плода, характера вскармливания это наиболее значимый фактор, проявляющийся в индивидуальных и гендерных различиях речевого развития дошкольников.

4. Как выбрать хорошего логопеда?

Хороший логопед – это, прежде всего, профессионал, с которым у ребенка складываются доверительные отношения.

Поскольку в разном возрасте требуется разный стиль общения и характер логопедических занятий, проблема не в том, чтобы логопед в принципе был хорошим, но чтобы он был хорошим конкретно для Вашего ребенка.

Прежде всего, надо поставить точный диагноз: нуждается ли Ваш ребенок в специализированной помощи, в чем состоит проблема? В каждом округе имеются Центры медико-психолого-педагогической помощи. При детских поликлиниках работают врачи логопеды. Вам помогут с постановкой диагноза, предложат в случае необходимости логопедическую группу или логопедический детский сад. В зависимости от степени речевой патологии и индивидуальных особенностей Вашего ребенка Вам предстоит самостоятельно отвечать на вопрос, который Вы поставили.

В логопедическом детском саду с детьми работают профессиональные педагоги. Работа осуществляется постоянно и систематически. Логопед ведет дневники, тетради с заданиями для детей. Это должен быть совместный труд педагогов и семьи. Не стоит думать, что сложные проблемы со здоровьем Вашего ребенка решит какой-нибудь волшебник, классный логопед.

Мы уже говорили о том, что логопедические проблемы часто берут начало в нарушении межличностных отношений между ребенком и его родителями, в эмоциональном дискомфорте. И если не устранить влияние этих неблагоприятных факторов, вряд ли удастся благополучно решить и речевые проблемы.

Речь – это еще сложная система стереотипов, умений и навыков. Отработка навыка требует настойчивости, многократных повторений, тренировки. Это Ваша работа. Ее за Вас не выполнит никакой хороший логопед. Поэтому хороший логопед тот, который правильно выстроит отношения с семьей, сможет убедить родителей включиться в процесс речевого воспитания своего собственного ребенка.

5. Что делать, если у ребенка «каша во рту»?

Прежде всего, надо разобраться в причинах картины. Одни и те же проявления могут быть вызваны разными причинами, и их устранение потребует разных мер.

Необходимо обследование слуха, умственного развития, состояния органов речепорождения, характера социализации, общительности ребенка. После установления характера речевой патологии необходимо разобраться в причинах, породивших ее. И только потом принимать меры к устранению, как Вы выразились, «каши во рту».

Поскольку причинами могут быть нарушения слуха, снижение интеллекта, особенности строения артикуляционного аппарата, челюстно-лицевой системы, нервные расстройства, педагогическая запущенность и т.п., устранение причин может потребовать медикаментозного лечения, хирургического вмешательства, слухового протезирования, работы с логопедом.

Начинать надо с постановки диагноза. Обращайтесь к специалистам в детской поликлинике, медико-психолого-педагогоическим службам. И поторопитесь: развитие речи в дошкольном возрасте протекает под контролем генетических программ, обеспечивающих обучаемость, чувствительность к речевой информации. К школьному возрасту эти программы перестраиваются на решение других задач. И то, что можно сделать в дошкольном возрасте, почти не решаемо во взрослом состоянии.

6. С какого возраста пора обращаться к логопеду?

В предыдущих беседах мы уже затрагивали этот вопрос. Повторимся. Проблемы речевого развития дошкольников 3 – 7 лет зарождаются в раннем возрасте.

С самого рождения следует обратить внимание, не снижен ли слух у ребенка. Вы уронили ключи, громко звякнули, разбили тарелку, хлопнули дверью, обратились к младенцу, когда он Вас не видит, — и ребенок не отреагировал. Безмятежно пребывает в спокойном состоянии. Это может быть сигналом тревоги: слышит ли ребенок нормально, почему не реагирует на резкие, неприятные звуки? Обратитесь с вопросом к педиатру. Чем раньше выявлено снижение или отсутствие слуха и начата реабилитация, тем больше шансов, что возможно обеспечить нормальное освоение устной речи слабослышащим или даже глухим ребенком.

Речь формируется как средство общения, и следует контролировать, как происходит становление общения ребенка с взрослыми уже в младенческом возрасте, на первом году жизни. В период, который называют предречевым.

Нормально, чтобы мать и младенец вели дуэты любыми доступными им способами: мать сопровождает все действия с ребенком, уход, ласки, забавы — речью. Рассказывает этому несмышленышу об их совместном житье-бытье, о папе, о сороке, козе, мишке. И ребенок оживляется, гулит, лепечет, улыбается, двигает ручками, сучит ножками. У него пока нет речи как деятельности, в которой слово звучит и что-то обозначает, выражает мысль. Но есть эмоциональное общение, сопровождающееся «комплексом оживления». Чем интенсивнее лепечет ребенок в младенчестве, тем лучше сформируется у него речь. Если у Вашего ребенка не наблюдается «комплекса оживления» после 2 с половиной месяцев, если он не гулит, а постоянно плачет – обращайтесь к педиатру. В чем причина? Что не так?

Во вторую половину первого года жизни, к 6 месяцам, в общение с матерью включается предметная деятельность, манипуляции с предметами и игрушками. К концу года появляются первые слова. Ребенок понимает обращенные к нему вопросы, поручения. Где папа? Где у Никиты носик? Где ушки у мишки? Возьми мячик. Покажи лялю. Отсутствие понимания таких форм речи должно озаботить родителей. Обратитесь к педиатру. Скорее всего, Вы не догадались вовлекать ребенка в это опосредствованное предметами, игрушками, картинками, книжками общение. Не исключено, что имеют место причины, о которых говорили по отношению к младенцу первой половины первого года жизни (нарушения слуха, дефицит эмоционально-личностного общения).

На втором году жизни должны появиться двух-трехсловные грамматически не оформленные фразы. Но так бывает не всегда. Есть «поздно говорящие» дети, которые до двух лет лепечут, но активная речь у них отсутствует. Понаблюдайте, понимает ли ребенок обращенную к нему речь. Способен ли показать по просьбе взрослого ту или иную игрушку, тот или иной предмет. Выполнить задание, поручение. Как у него развивается предметная деятельность, мелкая моторика руки. Способен ли он собрать матрешку, пирамидку, взять в руки мелкий предмет (пуговицы, желуди, фасолины и т.п.). Убедитесь, что сохранен слух, нормально развивается интеллект, понимание ситуативной речи.

К сожалению, все специалисты отмечают тенденцию позднего появления активной речи у современных детей, особенно мальчиков. Но если Вы наблюдаете нарушения слуха, понимания речи, недоразвитие предметной деятельности, мелкой моторики руки – обращайтесь к логопеду. Есть категории детей, которым логопедическая помощь необходима уже с двух лет.

На третьем году жизни должно состояться освоение основных грамматических категорий. Если к трем годам ребенок не изменяет слова, не согласует их в предложении, обращайтесь к логопеду. Если не усвоено произношение простых звуков – гласных и согласных, кроме шипящих и звуков р, рь, л, ль – стоит тоже проконсультироваться у логопеда. Чем раньше вы осознаете необходимость заниматься речевым воспитанием своего ребенка, тем больше вероятность, что речевое развитие будет протекать нормально.

7. К каким специалистам нужно идти в случае, если у ребенка задержка речевого развития?

На этот вопрос мы уже частично ответили.

Ребенок должен иметь квалифицированное медико-психолого-педагогическое сопровождение с первых дней жизни. Истоки недоразвития речи в раннем возрасте. Младенца наблюдает педиатр и контролирует сохранность слуха, эмоциональный комфорт и отсутствие дефицита общения – сначала эмоционально-личностного, потом ситуативно-делового, опосредствованного предметами и игрушками.

На втором году педиатр консультирует родителей, как проконтролировать своевременность развития понимания речи, мелкой моторики руки, отсутствие дефицита новых впечатлений и общения. А также сохранность слуха, если это не было сделано ранее.

Отсутствие активной речи и грамматического оформления высказывания на третьем году жизни ребенка – симптомы задержки речевого развития. Необходима консультация специалиста. Это, прежде всего, логопед районной детской поликлиники, консультанты окружного медико-психолого-педагогического Центра.

Специалисты должны поставить точный диагноз: в чем причина задержки. В зависимости от выявленных причин будет определена стратегия речевого воспитания малыша. Либо это Ваши речевые занятия с ребенком с использованием книг и пособия для родителей. Дополнительные занятия с педагогом в детском саду. Либо это логопедический детский сад.

«Задержка речевого развития» — специальный термин. Он касается детей раннего возраста. Родители иногда говорят о задержке речевого развития по отношению к детям более старшего возраста тогда, когда профессионал поставит другой, точный диагноз, например, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, задержка психического развитии. Все эти вопросы в ведении логопеда. Как его найти, мы с вами уже говорили.

В завершение хотим дать дружеский совет. Все, что можете сделать и понять сами, сделайте. Не пытайтесь переложить на специалистов Ваши функции воспитателей своих детей. Если не можете справиться самостоятельно, не бойтесь обращаться к специалистам и слышать от них профессиональные термины, диагнозы. Диагноз – не приговор, а компас, который показывает, в каком направлении Вам двигаться.

И еще: учитесь понимать своих детей. Будьте близки с ними. Заботьтесь не только о материальном благополучии. Духовная и душевная близость с ребенком, эмоциональный контакт, вера в силы малыша и мудрость природы, любовь помогут Вам благополучно справиться со всеми медико-психолого-педагогическими, логопедическими и прочими проблемами.

И еще один ответ на не поставленный Вами вопрос.

Как строить речевое воспитание ребенка, если он здоров и не нуждается в помощи логопеда? Нужно ли что-то делать?

Обязательно нужно. Где ничего не положено, там ничего не вырастет. Или вырастет не те, чего бы Вы хотели.

С ребенком любого возраста надо играть. Если это младенец – играете в Сороку, Козу рогатую, Прятки (накрыли голову ребенка платком: Где же Вася? Сжали ладошку в кулачок – где пальчики?). Если ребенок раннего возраста или младший дошкольник – игры с предметами (манипуляции с матрешками, пирамидками, бочатами, формочками), образными игрушками (зверушки, куклы, посуда, мебель), образные игры с переодеванием (зайка, мишка, бабочка), игры-забавы с мячиками, шариками, самолетиками, машинками, вертушками, парашютиками. Наряду с забавами дети 3 – 6 лет затевают сюжетно-ролевые творческие игры, содержание которых отражает их социальный опыт, знания, почерпнутые из книг, мультфильмов, Интернета. «Подготовишки» играют в настольные игры с правилами (лото, домино, маршрутные). Творческие игры часто ограничиваются договором, во что играть, сочинением сюжетов (игры фантазирование, похожие на совместное творческое рассказывание). Все дошкольники любят игры с мелкими предметами (пуговицы, палочки, кусочки меха, нитки и т.п.) и игрушками, в которых они выполняют одновременно роль режиссера, актера и комментатора (режиссерские игры).

Дети охотно вовлекают в свои игры родителей. Не отказывайтесь. Примите партнерскую позицию, равноправного участника действия. Не стесняйтесь быть несерьезным, шутить, быть ведомым. У Вас все получится.

Родители часто ограничиваются покупкой игрушек. У современных дошкольников, как правило, их такое количество, которого никогда не было у сверстников в не столь отдаленные времена. Но играть с ними дети не умеют. Проявите фантазию, творчество. Готовность к импровизации. Речь в игре выступает в двух качествах: как ролевая речь персонажей и как средство общения по поводу игры, когда дети распределяют роли, придумывают сюжет, комментируют происходящее, строят реальные (не игровые) отношения. Ваши несерьезные игры – развлечения – очень серьезное средство развития речи.

Дошкольный возраст в прошлом веке психологи называли возрастом сказок, такое значительное место они занимали в жизни ребенка. В современном мире у сказки много конкурентов: телевидение, Интернет, игровые приставки, звукозаписывающие приборы. Постарайтесь, чтобы эти замечательные продукты человеческого гения, это чудо техники не стали причиной утраты культурных ценностей предыдущих поколений, да и творчества современных детских писателей. Сказки надо рассказывать ребенку на ночь, читать в семейном кругу, смотреть замечательные отечественные мультфильмы, разыгрывать сказочные сюжеты как театрализованное зрелище, театр игрушки на столе, бибабо. Рисовать к любимым сказкам свои иллюстрации, сочинять вместе свои истории. Можно смастерить книжки-малышки, в которые записывать пересказы любимых сказок, собственные забавные истории. В такой форме осуществляется развитие связной речи, поэтического слуха – умения слышать, понимать выразительные речевые средства, образные слова и выражения. Обогащается и активизируется словарь, осваиваются правила грамматики устной речи.

Неиссякаемый источник языкового развития – познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с водой, песком, бумагой, природными и неоформленными материалами; художественный труд и конструирование из деталей конструктора, из природного материала; изобразительная деятельность. Наблюдения и труд в природе, другие виды самостоятельной активности детей, в процессе которых обогащается их сенсорный опыт, словарь наполняется живыми образами и ощущениями; формируются грамматические категории, отражающие временные, пространственные, причинно-следственные, целевые отношения. Познавательную информацию дети получают также из книг познавательного характера, энциклопедий, кинофильмов о природе, из Интернета, рассказов взрослого. Это разные области образовательной деятельности, которую родители осуществляют в неформальной обстановке, вне форм учебного процесса.

Все виды деятельности дошкольника пронизаны речевым общением, личностно значимым диалогом. Рассказывайте детям о себе, о своих впечатлениях, чувствах, находках, предстоящих делах. Общайтесь во все режимные моменты, в транспорте, во время прогулки, досуга. Так называемые разговоры ни о чем, неформальное доверительное общение бесценны в плане установления диалогических отношений, выполнения речью эмотивной функции (обмена эмоциями). Коммуникативная функция речи – ее основная функция. Общаясь, Вы тем самым развиваете речь своей дочери или сына. Осуществляете образовательную деятельность непринужденно и с удовольствием. Не в форме школьного урока.

Многие века язык передавался от взрослых детям вне форм организованного обучения. Народом (этнопедагогикой) накоплен богатый опыт речевого воспитания подрастающих поколений: пестушки, потешки, прибаутки, загадки, считалки, скороговорки, традиционные игры, игры-забавы, словесные игры, театр Петрушки, сказки, юмористические перевертыши, небывальщина, детский фольклор. Находками народной педагогики активно пользуются детские писатели, педагоги. Все эти формы родители могут использовать в своей образовательной деятельности.

В жизни ребенка неразрывно слиты Слово, Движение, Музыка. Распевая частушки, танцуя под веселый мотив песни, импровизируя на детских музыкальных инструментах, сопровождая пение выразительными пластическими движениями, ребенок одновременно осваивает выразительные средства поэтического текста, интонации русской речи, культурные способы выражения эмоций.

Всех родителей и учителей начальных классов волнует вопрос об обучении дошколят чтению. Это особая область речевого развития, которой следует посвятить отдельный разговор. Поэтому здесь скажем только: дошкольники хотят и могут осваивать азы письменной речи, но в специфических не урочных формах педагогической работы. Главный принцип: не навреди! Любое учение дошкольника должно быть приятным и желанным для него. И обучение чтению должно быть грамотным, чтобы не сформировать ущербные способы, например, побуквенное чтение. Такое обучение может только навредить, затормозить процесс воспитания читателя – того, кто умеет и любит читать, понимает, что прочел.

В помощь родителям журналом «Обруч» опубликована образовательная программа «Веселый день дошкольника» ( «ВеДеДо») (научный руководитель С.Коренблит) и выпущены 20 выпусков Учебно-методических комплектов с песнями и иллюстрациями к ним, посвященными разным сторонам жизни и учения дошколят. Программа имеет приоритетом художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка. Включает выпуск, специально посвященный развитию предпосылок чтения. Эти материалы помогут родителям в выполнении ими образовательных функций в процессе интересной и даже веселой деятельности, досуга. (Продолжение следует.)

Коренблит С. С. Веселый день дошкольника ( «ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб. -метод. пособие / С.С. Коренблит; под ред. Т.В. Волосовец и Е.А. Ямбурга. – М.: Обруч 2015.

Просмотров: 338
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Кочетова Наталья Борисовна. Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь