Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»

«Использование мемотехники в развитии речи детей»

Нифонтова Лариса Витальевна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») получила своё название от богини памяти Мнемозины.

Мнемотехника это система искусственных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цвета, так же в школе запоминали падежи, что такое биссектриса.

Цель обучения с использованием мнемотехники — развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения.

Основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для рассказывания, рисования, игр.

 

Для развития речи детей чаще всего используются мнемодорожки, коллажи, открытки и мнемотаблицы.

В своей работе я использую мнемотаблицы. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

  • для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2*2), на 9 клеток (3*3);
  • для дошкольников среднего возраста — на 9 клеток (3*3), на 16 клеток (4*4);
  • для старшего возраста — на 16 клеток (4*4); на 25 клеток (5*5).

Что изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. Можно нарисовать всё то. Что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить следует так, чтобы нарисованное было понятно детям. В каждой таблице может быть свободная клетка, которую можно заполнить вместе с детьми.

Работу с мнемотаблицей начинаем с самостоятельного рассматривания. Необходимо дать ребёнку время познакомиться с таблицей, рассмотреть все символы и рисунки. Когда ребёнок ознакомился с таблицей, начинаем вместе с ним разбирать (рассматривать) каждую клеточку, начиная с первого ряда слева направо. Разобрав первую строку составляем вместе рассказ, затем рассматриваем клеточки в следующей строке. Так разбираем всю таблицу. В итоге получается интересный рассказ.

Благодаря мнемотаблицам дети, которые в начале учебного года не могли составить рассказ из 2-3 предложений, к концу учебного года стали рассказывать с небольшой помощью рассказы из 8-10 предложений.

С помощью мнемотаблиц заучиваем с детьми стихи. Начиная с января в старшей группе заполняем таблицы для заучивания вместе с детьми. Читаю детям стихотворение и вместе обсуждаем, что же нам нарисовать в клеточке, так «зарисовываем» каждую строку стихотворения. А в подготовительной к школе группе ребята сами могут заполнять клеточки таблицы, так же обсуждая что изобразить. Благодаря этому стихи запоминаются со второго- третьего прочтения. Есть дети, которым запоминание стихов даётся с большим трудом. Из-за этого они не любят учить стихи. Привлекая таких детей к заполнению таблиц, удаётся не только развить у них интерес к заучиванию стихов, но и улучшить их память, и научить их верить в свои силы, повысить самооценку.

images/stories/0011/0009/mnemo1.jpgИспользование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет развивать не только грамотную речь, но и улучшить память, развивать логическое мышление, умение схематически изображать предметы, явления, умение ориентировать на плоскости.

В небе гром, гроза!
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит!

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Константинова Юлия Александровна. Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц»
  • Лили Шмыгля. Проект оздоровительной направленности «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровыми хотим»
  • Бархудинова Инна Сергеевна. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
  • Денисова Мария Витальевна. Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме в средней группе. Тема: 'Творим вместе с детьми'
  • Глотова Алевтина Витальевна. Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом разв
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми дошкольного возраста: составить рассказ из известных словосочетаний
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • Добродомова Лилия Анатольевна. Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Наталья Терпигорева. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Вместе с Болгаром растём. Вместе с Болгаром цветём»
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Наталья Юрьевна Атаманова. Спортивно - родительский клуб: «Вместе с папой, вместе с мамой»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми: составить рассказ со словами из списка
  • Игнатьева Анна Валерьевна. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
  • Веселова Надежда Васильевна. Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.
  • Иванова Наталья Александровна. Консультация для родителей о безопасном отдыхе летом вместе с детьми '10 правил безопасности летом с детьми'
  • Редактор. Поделки вместе с детьми
  • Щукина Надежда Сергеевна. Социальный проект: «Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ирина Зимина. Развлечение «мы – вместе!» Совместно с семьей для детей старшего дошкольного возраста
  • Утенкова Оксана Николаевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО-конструирования.
  • Макарова Татьяна Владимировна. Слоговые таблицы в речевом развитии дошкольников
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Карасева Елена Олеговна. Рисуем вместе с детьми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь