Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»

«Использование мемотехники в развитии речи детей»

Нифонтова Лариса Витальевна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») получила своё название от богини памяти Мнемозины.

Мнемотехника это система искусственных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цвета, так же в школе запоминали падежи, что такое биссектриса.

Цель обучения с использованием мнемотехники — развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения.

Основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для рассказывания, рисования, игр.

 

Для развития речи детей чаще всего используются мнемодорожки, коллажи, открытки и мнемотаблицы.

В своей работе я использую мнемотаблицы. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

  • для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2*2), на 9 клеток (3*3);
  • для дошкольников среднего возраста — на 9 клеток (3*3), на 16 клеток (4*4);
  • для старшего возраста — на 16 клеток (4*4); на 25 клеток (5*5).

Что изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. Можно нарисовать всё то. Что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить следует так, чтобы нарисованное было понятно детям. В каждой таблице может быть свободная клетка, которую можно заполнить вместе с детьми.

Работу с мнемотаблицей начинаем с самостоятельного рассматривания. Необходимо дать ребёнку время познакомиться с таблицей, рассмотреть все символы и рисунки. Когда ребёнок ознакомился с таблицей, начинаем вместе с ним разбирать (рассматривать) каждую клеточку, начиная с первого ряда слева направо. Разобрав первую строку составляем вместе рассказ, затем рассматриваем клеточки в следующей строке. Так разбираем всю таблицу. В итоге получается интересный рассказ.

Благодаря мнемотаблицам дети, которые в начале учебного года не могли составить рассказ из 2-3 предложений, к концу учебного года стали рассказывать с небольшой помощью рассказы из 8-10 предложений.

С помощью мнемотаблиц заучиваем с детьми стихи. Начиная с января в старшей группе заполняем таблицы для заучивания вместе с детьми. Читаю детям стихотворение и вместе обсуждаем, что же нам нарисовать в клеточке, так «зарисовываем» каждую строку стихотворения. А в подготовительной к школе группе ребята сами могут заполнять клеточки таблицы, так же обсуждая что изобразить. Благодаря этому стихи запоминаются со второго- третьего прочтения. Есть дети, которым запоминание стихов даётся с большим трудом. Из-за этого они не любят учить стихи. Привлекая таких детей к заполнению таблиц, удаётся не только развить у них интерес к заучиванию стихов, но и улучшить их память, и научить их верить в свои силы, повысить самооценку.

images/stories/0011/0009/mnemo1.jpgИспользование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет развивать не только грамотную речь, но и улучшить память, развивать логическое мышление, умение схематически изображать предметы, явления, умение ориентировать на плоскости.

В небе гром, гроза!
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит!

Просмотров: 459
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Стихи детям - Просто так - Александр Апарцев
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Глотова Алевтина Витальевна. Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом разв
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Константинова Юлия Александровна. Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Артемьева Наталья Александровна. Конспект открытого занятия. Аппликации в средней инклюзивной группе (с использованием ватных дисков). «Вот так подарок для мамы мы сделали сами своими руками!»
  • Лили Шмыгля. Проект оздоровительной направленности «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровыми хотим»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Денисова Мария Витальевна. Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме в средней группе. Тема: 'Творим вместе с детьми'
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ирина Зимина. Развлечение «мы – вместе!» Совместно с семьей для детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Иванова Наталья Александровна. Консультация для родителей о безопасном отдыхе летом вместе с детьми '10 правил безопасности летом с детьми'
  • Бархудинова Инна Сергеевна. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Растем вместе' часть 2
  • Качкачова Татьяна Анатольевна. Сценарий праздника «Мы поздравляем наших мам и это так приятно нам» в старшей группе ко дню Матери.
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь