Разработчик: Задёра Ираида Александровна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО»
Тема: Развитие у детей связной речи и памяти
Разработчик проекта: Задера И.А., воспитатель средней группы
Руководитель проекта: Задера И.А., воспитатель средней группы
Тип проекта: педагогический
Срок реализации проекта: сентябрь – январь
Краткое описание проекта:
Заучивание стихотворений — один из эффективных приемов развития речи и памяти. Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка.
Скачать проект
Заучивание стихов методом иллюстрации с использованием зрительных опор позволяет развивать интерес к стихам, даже при многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает память, внимание, мышление, делает запоминание осмысленным.
Использование элементов мнемотехники в работе с детьми с невысоким речевым уровнем повышает эффективность заучивания стихов: сокращает время заучивания, облегчает его процесс. За счет зрительной памяти, увеличивает длительность запоминания стихов, что способствует развитию долговременной памяти, развитию ассоциативного мышления, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей: расширяет пассивный словарь и обогащает словарный запас.
Результаты диагностики детей моей группы в начале учебного года показали, что у многих детей есть проблемы в развитии речи по разделу «связная речь»: у детей бедный словарный запас, невысокая культура речи. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, а также тесное взаимодействие воспитателя, детей и родителей в работе в этом направлении.
Актуальность, новизна
Доказано, что чем лучше будет развиты речь и память ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.
Все исследователи дошкольной педагогики и психологии отмечают, что заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей.
Наиболее значимым средством в педагогической практике для развития у ребенка памяти, обогащения его словаря является художественная литература, в т.ч. и стихи. Они открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношении, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, развивают воображение и дают ребенку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных срок.
Но не всегда можно добиться высокого уровня развития речи и памяти у детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Мнемотехника – это относительно новая система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми разнообразных знаний, эффективное запоминание структуры рассказа и стихов, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и памяти.
Анализ ситуации в своей группе:
По наблюдениям, а также из бесед с детьми и родителями своей группы, можно сделать вывод, что из детской жизни «уходит» речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Родители отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. В результате дети не всегда могут выразить словами то, что они хотят сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.
Многие дети имеют ограниченный объем памяти и неточность воспроизведения текстов. Родители не проявляют заинтересованности в разучивании детьми стихов: часто не выслушивают детское чтение до конца, разучиванием дома занимаются только к праздникам в детском саду.
Проблема:
Невысокий результат диагностики детей по развитию связной речи и памяти.
Цель:
Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
- Обогатить словарный запас.
- Способствовать у детей развитию объема памяти.
- Формировать умение воспроизводить информацию с опорой на наглядность.
- Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель средней группы.
Возможные риски:
- Заболеваемость детей в период реализации проекта.
- Пассивное участие родителей.
Пути преодоления:
- Профилактика заболеваемости.
- Консультации (групповые и индивидуальные) для родителей; выступления на родительском собрании.
Предполагаемый результат:
Высокий уровень у детей развития связной речи и памяти.
Анализ ресурсов:
Временные: 5 месяцев.
Организационные: план реализации проекта, диагностика детей, НОД, ОД в РМ, самостоятельная детская деятельность, выступление на родительском собрании, индивидуальные консультации и беседы с родителями, домашние задания.
Научно методические: Интернет.
Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей.
Нормативные: проект, протокол родительского собрания.
|