Возраст: старший дошкольный
Виды деятельности: игровая, познавательная,
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекционно-развивающая:
- развивать у детей фонематические процессы: звуковой анализ слогов, слов
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.
- способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности
Оборудование: серебряный шар со вставленными цветными трубочками «антенками», раскрывающийся на две половины; серебристый конверт, предметные картинки, в названии, которых присутствует звук «Ф», «Фь»; «шарики марбис» для проведения акватерапии: большой таз, сачки по количеству детей; су-джок шарики, два картонных круга синего и зеленого цвета, прищепки, рабочие тетради, цветные карандаши, шнурки по количеству детей, бусинки красного, зеленого и синего цвета, песочные часы.
Предварительная работа: беседы о космосе, компьютерная презентация «Загадочная вселенная», хромотерапия: знакомство с оттенками (изумрудный, ультрамариновый, пурпурный, медный.)
- Воспитатель незаметно для детей приносит серебряный шар, похожий на космический объект, серебристый конверт, ожидает реакцию детей (дети увидели шар и начали его обследовать. Предложения детей…)
- Здесь есть конверт, может из него мы узнаем что-то о загадочном шаре? (вскрывают конверт)
- Вот что здесь написано: этот шар прилетел к нам с одной загадочной планеты, чтобы его открыть, нужно пройти испытание состоящее из нескольких уровней. В каждой цветной трубочке зашифровано задание. Если мы пройдем все уровни, то шар откроется, и мы узнаем какой сюрприз в нем спрятан. Вы согласны пройти испытания? (Воспитатель ждет предложения детей)
- Вы готовы? Тогда начнем!
-Первой мы вытащим из шара трубочку изумрудного цвета. Чтобы пройти первый уровень мы должны со дна морского достать все «шарики марбис», справиться с заданием в течение одной минуты, а песочные часы нам в этом помогут.
Проводится акватерапия (каждый ребенок должен как можно больше с помощью сачка, достать из воды «шарики марбис)
Задание второго уровня заключено в трубочке ультрамаринового цвета, давайте её вытащим из шара (Дети показывают нужный цвет)
-В этом задании нам предлагают сделать
Артикуляционную и дыхательную гимнастику
Для челюсти: движение нижней челюстью вправо-влево.
Для губ: Подражаю я слону-
Губы хоботком тяну Чтоб понравиться лягушкам Тянем губы прямо к ушкам! Для языка: попеременное покусывание (зубами)
Пошлепывание (губами) языка
Развитие дыхания и голоса: волк воет- «в-в-в»
Филин кричит — «фубу-фу-бу»
Самолет летит — «у-у-у»
-Пришло время выполнить задание третьего уровня.
-Возьмем из шара медную трубочку (Ребенок вытаскивает из шара медную трубочку. Из шара начинает выходить воздух, слышится фь-фь-фь)
-Давайте вместе произнесем этот звук (Хоровые и индивидуальные произношения звука фь-фь-фь)
-Вы слышите, дырочка в шаре становится все больше и уже слышим Ф-Ф-Ф, давайте снова вместе произнесем эти звуки (Хоровые и индивидуальные произношении).
На доске вывешиваются карточку с изображение буквы «Ф». Даются сведения об особенностях артикуляции «Ф»: нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам верхняя губа слегка приподнята, верхние зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов язык плоский, выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (дети проверяют, приложив ладони к горлышку, или закрыв ладонями уши)
Звук Ф — согласный, твердый, глухой, обозначаем фишкой синего цвета.
Особенность артикуляции «Фь»: нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (дети проверяют, приложив ладони к горлышку, или закрыв ладонями уши)
Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, обозначается фишкой зеленого цвета.
-Чтобы вы лучше запомнили эти звуки, нам надо раскрасить «одежду» звуков Ф и Фь в соответствующие цвета (синий и зеленый)
Работа в рабочих тетрадях
-Вы очень хорошо потрудились. Предлагаю отдохнуть и набраться сил для следующего испытания
Игра на ковре «Путешествующий шарик»
- Нам осталось преодолеть самый сложный уровень и тогда тайна загадочного шара откроется. В готовы? У нас осталась очень яркая и красивая трубочка. Какого она цвета?
(Ответы детей)
-Давайте посмотрим, что в ней (Ребенок вытаскивает из шара пурпурную трубку, знакомятся с заданием.
- Нам предлагается два задания:
1. Собрать «Звуковые круги»
(Дети находят картинки, в изображениях которых звук «Ф» твердый и мягкий и с помощью прищепок прикрепляют иллюстрации к соответствующим кругам — синему и зеленом).
2. Собрать слово из бусинок (звуковой анализ слова «кофе»)
На доске с помощью цветных квадратов обозначается звуковая схема слова «кофе»
(индивидуальная работа), затем схема убирается и дети по памяти нанизывают бусинки, соответственно цвету звуков. Произносят слово «кофе», передвигая бусинки.
Хоровые и индивидуальные ответы
Зрительная гимнастика «Космос»
Это космос
-Раз, два, три
Ремни пристегни (моргание двумя глазами) Ракета ввысь лети (переводить взгляд вверх-вниз)
Космонавт, глубже дыши (закрывать и открывать глаза)
Посмотри в иллюминатор
Вдруг! (смотреть влево — вправо)
Чудеса одни вокруг! (круговые движения глазами)
- Посмотрите шар открылся, а в нем загадочные шарики они называются «Су-Джок», игры с этими шариками очень полезны для здоровья людей. Вы хотите с ними поиграть?
Этот шарик не простой Он колючий — вот какой! Будем с шариком играть. Сильней на шарик нажимать
Раз катаем, два катаем И в кулачок его сжимаем!
Рефлексия:
-Все уровни пройдены! Вы успешно справились с испытаниями! Шар открылся!
-Вам было интересно? С каким звуком познакомились? Дайте ему характеристику.
-Какое задание было для вас самым трудным?
-Мы будем использовать в играх су — джок шарики?
Учитель – логопед Тюрнина Ирина Лифоновна воспитатель компенсирующей группы Карлышева Лариса Николаевна МАДОУ детский сад №10 ст. Каневская, Краснодарский край.
|