Автор: Елена Михайловна Ермошкина, Генеральный директор ООО СП «СОДРУЖЕСТВО»
Аннотация. В статье рассматривается лингводидактическое сопровождение единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования. Также в статье представлены модели реализации лингводидактического сопровождения.
Ключевые слова: лингводидактическое сопровождение, единый речевой режим, метапредметное обучение, межпредметное обучение, коммуникативные компетенции.
Термины и сокращения:
- ЛС – лингводидактическое сопровождение;
- ЕРР – единый речевой режим;
- МО – метапредметное (межпредметное) обучение;
- КК – коммуникативные компетенции.
Введение
Скачать конспект
Новые вызовы времени, социально-экономические и культурные изменения в обществе, а также перспектива интеграции российской образовательной системы в единое европейское образовательное пространство послужили импульсом для целого ряда процессов, которые в настоящее время наблюдаются в системе образования: в частности, речь идёт о гуманитаризации, гуманизации, модернизации и информатизации всех этапов обучения. Сегодня перед российской школой стоит новая глобальная задача: эффективно обеспечить обучающихся таким комплексом знаний и навыков, который будет способствовать личностному росту и сформирует потенциал для продуктивной адаптации и развития в социуме. В рамках этой задачи на первый план выходит роль русского языка и необходимость формирования в образовательных организациях единых подходов к разработке и оцениванию основных видов речевой деятельности или единого речевого режима (ЕРР). Под единым речевым режимом следует понимать комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих развитие речевых, языковых и социо-культурных компетенций в широком смысле всех участников образовательного процесса. В рамках данного комплекса мер лингводидактическое сопровождение учебных процессов и дисциплин является одним из ключевых инструментов формирования ЕРР, поскольку именно лингводидактическое сопровождение представляет собой универсальную систему, способную в равной степени эффективно функционировать как в формате предметного, так и в формате метапредметного (межпредметного) обучения (МО).
Лингводидактическое сопровождение
На наш взгляд, наиболее точно стратегические цели российской системы общего образования выражены в работе под редакцией А. Г. Асмолова и Г. В. Бурменской «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.»: от системы передачи знаний перейти к формированию совокупности универсальных способов действий, «порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира». Практические шаги по реализации данной цели привели к появлению такого понятия, как «ключевая компетенция», то есть личностно и социально ориентированный результат обучения, а также «коммуникативная компетенция» (КК).
По мнению Н. С Рубиной, коммуникативная компетенция объединяет ряд компетенций: языковую, речевую, компенсаторную, учебно-познавательную и социокультурную, включающую социолингвистическую, предметно-тематическую, общекультурную и страноведческую компетенции, которые являются пронизывающими для всей коммуникативной компетентности будущего учителя иностранных языков. Кроме того, в составе коммуникативной компетентности выделяются лингвистическая, речевая, социокультурная наблюдательность, способность к обобщениям, речевая контактность, речевая наблюдательность и находчивость, речевую образность, социокультурная восприимчивость, социокультурная непредвзятость, склонность к полилингвальному и поликультурному образованию. Иными словами, целью школьного образования и воспитания в современной концепции образования является система ключевых задач (компетенций), направленных на общекультурное и когнитивное развитие учащегося и ориентированных на результаты обучения.
С этой точки зрения курс русского языка в школе рассматривается не просто как процесс овладения определёнными знаниями о языке, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника в результате его активной деятельности. И в этом случае лингводидактическим сопровождением к формированию ЕРР должно стать метапредметное обучение русскому языку. Таким обучением следует называть обучение, при котором дидактическим полем для освоения явлений и фактов русского языка, а также универсальных учебных действий с ними во всех областях образовательного процесса. Прежде всего речь идет о когнитивных универсальных учебных действиях, т. е. о поиске информации, рефлексе, анализе, синтезе, работе с научными понятиями, установление причинно-следственных связей и т. д. Еще раз необходимо подчеркнуть, что лингводидактическое сопровождение (ЛС) является конкретизацией метапредметного обучения (МО) в отношении той или иной школьной дисциплины и, в частности, курса русского языка.
Лингводидактическое сопровождение школьных дисциплин также можно рассматривать как частный вид педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение» некоторое время назад было введено в педагогической психологии и определяется как «педагогически целесообразная система мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающая снижение отклонений от оптимальной траектории их развёртывания». То есть для того чтобы обеспечивать педагогическое сопровождение надо понимать, какая траектория должна быть оптимальной. Именно поэтому особенно важно осознавать, что лингводидактическое сопровождение предусматривает повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов, поскольку они должны понимать, как оптимально обучать их предмету с учётом особенностей русского языка.
Модели реализации лингводидактического сопровождения
В рамках формирования ЕРР учителям различных предметов можно предложить модель реализации лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин, состоящую из трех блоков.
1. Мотивационный блок
Данный блок модели реализации ЛС, в первую очередь, ориентирован на то, чтобы наглядно продемонстрировать учителям, какие проблемы им поможет решать системная работа с языком. Кроме того, и это необходимо подчеркнуть, работа с языком открывает новые возможности в самом преподавании предмета, а это – эффективный способ повысить мотивацию изучения предмета. Также к мотивационному блоку относится формирование ценностной установки на выделение языковых аспектов в процессе познания любой предметной области. Эта ценностная установка как раз и формируется по мере того, как учителя начинают осознавать, какие проблемы им помогает решать языковая работа.
2. Организационный блок
Данный блок связан с ознакомлением с понятийной базой предметного обучения русскому языку и механизмами реализации этого обучения. К организационному блоку также относится выбор того варианта адаптации метапредметного обучения русскому языку, который подходит к условиям данной школы.
3. Содержательно-деятельностный блок
Данный блок связан с освоением или актуализацией лингвистического минимума терминов и понятий всеми учителями. Лингвистический минимум при разработке и введении лингвистического сопровождения предмета надо освоить учителям разных предметов.
Заключение
Итак, можно сказать, что метапредметное обучение русскому языку может происходить и на других уроках, и тогда это – лингводидактическое сопровождение уроков различных дисциплин. Метапредметное обучение также может происходить и на факультативных занятиях, и во внеклассной работе.
В свою очередь, эффективное формирование единого речевого режима, успешность реализации метапредметного обучения русскому языку в целом и лингводидактическое сопровождение отдельных дисциплин зависят от целого ряда факторов:
от активности учителей русского языка, которые инициирует эту работу и являются координаторами и консультантами этой работы;
от сотрудничества русистов с учителями других языковых предметов;
от участия учителей неязыковых предметов.
Соответственно, основными задачами лингводидактического сопровождения единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в образовательных организациях должны стать:
- Разработка лингво-педагогической методологии и инструментария (в частности, мини-словарей терминов и понятий) для формирования и оценивания основных видов речевой деятельности.
- Повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам речевой и контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательной деятельности.
- Создание современного организационно-методического обеспечения системы единых требований к формированию и оценке основных видов речевой деятельности в соответствии с ФГОС.
- Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы единых требований к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном.
- Разработка единой информационно-технологической платформы, стандартизация форматов собираемой информации и разработка технологии её использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений на региональном, муниципальном, школьном уровнях; совершенствование анализа полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение желаемого результата.
По материалам проекта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.
|