Скульбеда Е.С.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка без оценки его речевого развития невозможно. В психологическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, есть дети:
- Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
- Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.
- Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
- Умеют читать.
Причины низкого уровня развития речи:
- Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.
- Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
- Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
- Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
- При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.
- Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
- Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в перинатальный период.
Условия для успешного развития речи:
- Интересно организовывать жизнь ребенка.
- Постоянно побуждать ребенка говорить.
- Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети.
- не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребенка. Из всех талантов самый главный – общение.
- Дать детям одинаковые стартовые возможности.
Речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении:
- В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
- Сотрудники задают детям образцы правильной литературы речи.
- Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
- Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи.
- Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.
- Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
- Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Факторы успешного речевого развития (памятка для родителей):
- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого – пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику для руки, это ведет к развитию речи ребенка.
- Словесные игры взрослого и ребенка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”.
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
- Чтение стихов руками.
Литература:
- Белая К.Ю. методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 2000.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Елжова Н.В. Три кита дошкольного образования: педсоветы, семинары, педагогические объединения – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005.
|