Слово-ключ, которым открывают сердца!
Много есть различных пословиц и поговорок о речи человека, но в настоящее время, проблема развития связной речи дошкольников хорошо известна педагогам. Давно установлено, что именно в дошкольном возрасте, проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка, является совершенствование монологической речи. В своей практике я применяю различные виды речевой деятельности—это пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине.
Но всё это не давало удовлетворительных результатов, поэтому тему самообразования я выбрала по использованию мнемотехнике, как средство развития речи у дошкольников.
Тревожило то, что мои дошкольники—старшие, им скоро идти в школу, а речь у них односложная, состоящая из простых предложений, недостаточный запас слов, неспособность грамотно и доходчиво сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Практически, в группе, у всех детей плохая дикция.
Мнемотехника-в переводе с греческого- «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету», поэтому, взяв за основу мнение великого педагога, я использовала в работе по развитию речи детей-наглядность. Рассматривание предметов, картин-всё это способствовало детскому желанию высказаться.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключаетсяледующем: на каждое слово
Или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе, предлагаю готовый план-схему, а по мере обучения, дошкольники уже самостоятельно создают свою схему. Это позволяет закрепить умение работать с линейкой, запомнить цифры. Отрабатывает навык устного счёта.
По этому направлению, мною был создан проект на тему: «Прочитай по картинкам», цель которого, является содействие развитию произвольной памяти у детей, с помощью мнемотехники.
С помощью мнемотехники решены следующие задачи:
- Повышен интерес к художественной литературе.
- Дети обучены навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.
- У дошкольников развита память, внимание, мышление, творческая фантазия и самое главное—речь.
- Пополнение словарного запаса
- Сформировано умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное.
Анализируя свою работу с дошколятами, я увидела положительную динамику по развитию речи, произвольной памяти через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники. На основе того, что мнемотехника многофункциональна, мы с детьми придумываем и создаём разнообразные дидактические игры. Например, музыкальная игра «Композитор», где дети сочиняют стихотворение, а затем подбирают (или сочиняют свою) музыку. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребёнку чувствовать себя свободно. Во время интегрированной музыкальной деятельности решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь.
Таким образом, многофункциональность мнемотехники способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников. Неоспоримо то, что базой для развития речи становится детский сад. Именно здесь создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей детей.
|