Кириченко Ирина. Мнемотехника, как средство развития речи у дошкольников

Мнемотехника, как средство развития речи у дошкольников

Слово-ключ, которым
открывают сердца!

Много есть различных пословиц и поговорок о речи человека, но в настоящее время, проблема развития связной речи дошкольников хорошо известна педагогам. Давно установлено, что именно в дошкольном возрасте, проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка, является совершенствование монологической речи. В своей практике я применяю различные виды речевой деятельности—это пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине.

Но всё это не давало удовлетворительных результатов, поэтому тему самообразования я выбрала по использованию мнемотехнике, как средство развития речи у дошкольников.

Тревожило то, что мои дошкольники—старшие, им скоро идти в школу, а речь у них односложная, состоящая из простых предложений, недостаточный запас слов, неспособность грамотно и доходчиво сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Практически, в группе, у всех детей плохая дикция.

 

Мнемотехника-в переводе с греческого- «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Ещё К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету», поэтому, взяв за основу мнение великого педагога, я использовала в работе по развитию речи детей-наглядность. Рассматривание предметов, картин-всё это способствовало детскому желанию высказаться.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, позже к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключаетсяледующем: на каждое слово

Или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе, предлагаю готовый план-схему, а по мере обучения, дошкольники уже самостоятельно создают свою схему. Это позволяет закрепить умение работать с линейкой, запомнить цифры. Отрабатывает навык устного счёта.

По этому направлению, мною был создан проект на тему: «Прочитай по картинкам», цель которого, является содействие развитию произвольной памяти у детей, с помощью мнемотехники.

С помощью мнемотехники решены следующие задачи:

  1. Повышен интерес к художественной литературе.
  2. Дети обучены навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.
  3. У дошкольников развита память, внимание, мышление, творческая фантазия и самое главное—речь.
  4. Пополнение словарного запаса
  5. Сформировано умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное.

Анализируя свою работу с дошколятами, я увидела положительную динамику по развитию речи, произвольной памяти через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники. На основе того, что мнемотехника многофункциональна, мы с детьми придумываем и создаём разнообразные дидактические игры. Например, музыкальная игра «Композитор», где дети сочиняют стихотворение, а затем подбирают (или сочиняют свою) музыку. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребёнку чувствовать себя свободно. Во время интегрированной музыкальной деятельности решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь.

Таким образом, многофункциональность мнемотехники способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников. Неоспоримо то, что базой для развития речи становится детский сад. Именно здесь создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей детей.

Просмотров: 613
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Крючкова Елена Юрьевна. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  • Сачкова Надежда Сергеевна. Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
  • Кирута Ирина Робертовна. Семинар – практикум для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Холенкова Светлана Николаевна. Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь