Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной помощи педагогов и специалистов. Увеличивается количество практически не говорящих детей, усложняются дефекты, связанные со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников. Подведя итог из родительского собрания на тему «Я и книга» выяснилось, что многие родители не читают своим детям художественную литературу. Им проще всего отделаться от детей, чтобы они к ним не приставали планшетами и прочими гаджетами. 2 слайд — «Дааа… Детство круто изменилось. Раньше у соседей яблоки воровали, а теперь WIFI». А мы с вами знаем, что непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является — это умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи.
Таким образом, воспитатель является главным помощником учителя-логопеда и принимает активное участие в подготовке дошкольников. И для того, чтобы работа по развитию речевой культуре детей была максимально успешной и наиболее эффективной, мы, воспитатели, создаем условия в группе для развития речевой деятельности детей: организовываем и поддерживаем речевое общение в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, в процессе игр и развлечений, побуждаем воспитанников внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, привлекаем внимание к интонационной стороне речи окружающих; создаем ситуацию общения; формируем у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи; подбираем игры для развитие речи; проводим работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти. Таким образом, мы формируем у детей навыки общего и речевого поведения, активизируем полученные знания в ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., мы стремимся развивать пассивный и активный словарь детей, тактично исправляем ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказываем слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляем ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко. Используем разные методы речевого развития:
- наглядные
- словесные
- практические.
Организуя работу над речью в повседневной жизни, исходим из того, что дети нуждаются в постоянном повторении материала, в чтении художественной литературы и театрализации, проводим экскурсии в библиотеку «Стихи детям. Агния Барто», «Любимый дедушка Чуковский». По прочитанным произведениям, на следующий день, дети приносят свои рисунки и рассказывают сверстникам, какое произведение читали и что нарисовали (само презентация книжек-малышек «О чем моя книжка…»).
В первой младшей группе в игровой деятельности от детей требовалось лишь правильное выполнение словесных инструкций. По мере овладения речью дети комментировали свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные: «Я взял один кубик из коробки. Я повесил полотенце на крючок».
Если ребенок обращался с молчаливой просьбой, мы помогали ему выразить ее, подсказывали отдельные слова и обороты, предлагали облегченный вариант предложения, исправляли речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.
Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.
Таким образом, рассмотрев направления работы можно сказать, что во время режимных моментов и занятий мы создаем практическую базу для активной отработки необходимого словаря сначала на уровне понимания, а затем и употребления.
В старшем дошкольном возрасте речевое развитие детей обеспечивается при тесном взаимодействии учителя — логопеда, воспитателя и узких специалистов. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Дети легко общаются со сверстниками, проявляют свою любознательность при общении с педагогом.
Для формирования и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста используем такие игры:
- «Эхо» — взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты, выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями.
- «Назови кто (что) это?» — взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово. Например, взрослый: «Кресло». Ребенок: «Мебель». «Воробей» (птица). «Жук» (насекомое).
- «Кто я такой?» — ребенок говорит от первого лица: «Я живу рядом с человеком. У меня есть свой дом-будка. Я охраняю дом и сад. Я люблю грызть кости. Громко лаю. У меня бывают щенки. Кто я? (Собака.) Почему так думаете?».
- «Что пропало? Кто исчез?» — взрослый на столе раскладывает три-четыре предмета (игрушки). Ребенок называет и запоминает их и закрывает глаза. Взрослый убирает один из предметов, а ребенок называет, что пропало или кто исчез и т.д.
Немало важную роль в речевом развитии играет развитие мелкой моторики.
Также по ФГОС взаимодействие ДОУ и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по речевому развитию дошкольников, так как наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.
ФГОС трактует, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, культуру поведения и речи родителей, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
С введением ФГОС ДО к формам взаимодействия стали предъявляться следующие требования: востребованность, оригинальность и интерактивность. В соответствии с этим наметились новые, перспективные формы сотрудничества.
Задача детского сада — помочь родителям получить педагогические знания, в частности знания по методике речевого развития. Для этого используются различные формы работы.
В нашем детском саду существуют следующие формы сотрудничества: речевые театрализованные праздники, тренинги игрового взаимодействия, выставки по прочитанным произведениям, конкурсы, проектная деятельность, презентации, КВН, ребусы, «Телевидение», где дети принимают участие в роли ведущего либо диктора телевидения.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе со специалистами ДОО и родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
|