Тема: Звуковая культура речи: звук «ч».
Образовательная область: «Развитие речи»
Цель: развитие связной речи детей
Задачи: познакомить детей с новым звуком «ч»; отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; развивать речевое дыхание, воспитывать интонационную выразительность речи, учить произносить звук «ч» медленно — быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас детей.
Оборудование: мягкая игрушка Чебурашка, сундучок с предметами и картинками на звук «Ч».
Предварительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физминуток.
Ход занятия.
Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Теперь улыбнемся мне. И подарим улыбки нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим.
Язык
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (ответы детей)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
Основная часть. Ребята, к нам сегодня пришел гость, который очень любит загадки, поэтому он попросил, чтобы я про него тоже загадала загадку.
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Но заснята на кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется… (Чебурашка).
Правильно! Давайте пригласим его к нам в гости и покажем ему, как мы умеем играть.
Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
1. «Улыбочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та-ком положении следует 10—15 секунд.
2. «Трубочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
3. «Хоботок».
Цель. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
4. «Лопаточка».
Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удер-живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
5. «Иголочка».
Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
Дети: звук (ч).
Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
(Дети произносят звук «ч» сначала хором, затем индивидуально)
А теперь паровозик поехал быстро, потом медленно.
Игра «Громко — шепотом», «Быстро – медленно».
Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
Физминутка «Поезд».
Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью)
Мы сидим, мы сидим,
И в окошечки глядим,
Весело глядим. (повороты головы вправо, влево)
Едет, едет паровоз
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух! — (притопывают, делая круговые движения
согнутыми в локтях руками)
Игра «Найди звук».
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: Чебурашка приготовил для нас сюрприз (достается сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундучка картинки или предметы на ощупь, называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник,, чайка,, черепаха, чай, чашка, черника, часы, Чипполино, чеснок, чучело, червяк, чешки.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили, что делали?
- Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч).
А вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Молодцы, ребята. А в знак благодарности за такую хорошую работу Чебурашка принес нам угощение:
«Мой подарок невелик, но он очень сладенький! Ты держи сейчас в ладошку чупа-чупсик маленький!»
Давайте дружно скажем Чебурашке спасибо!
|