Подготовила: воспитатель Кавылина Наталья Александровна с. Смоленское — 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок»
Цель: развитие связной речи дошкольников с помощью картины «Кошка с котятами».
Программные задачи:
Обучающая:
- пополнить и активизировать словарь детей
- закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания
- формировать умение внимательно рассматривать картину
- продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности
- использовать средства интонационной выразительности в процессе общения
- формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Развивающая:
- развивать у детей: память, внимание, мышление, речь
- умение делать элементарные выводы и умозаключения.
- развитие связной речи, координации речи с движением.
Воспитательная:
- побуждать детей отвечать на вопросы
- воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, учить бережно относиться к животным; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание картины «Кошка с котятами».
Словесный: беседа по картине, вопросы.
Практический: игровые упражнения, рассказывание по картине, соотнесение животных и их детенышей.
Предварительная работа: Наблюдение за кошкой и собакой на территории детского сада, составление описательного рассказа об игрушке, беседа «Домашние животные — наши друзья», рассматривание иллюстраций открыток домашних животных, рассматривание картины «Собака со щенятами»; дидактические игры «Кто где живет», «Животное домашнее или дикое», «Большие и маленькие», чтение художественной литературы В. Сутеев «Кто сказал мяу», С. Маршак «Кошкин дом».
Оборудование для педагога: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – Кошка-мама, котенок, макет леса и макет дома, салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами», «Домашние животные и их детеныши».
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)
- Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, братик или сестренка. Ведь так? Вы их любите? А за что вы их любите?
- А животных как вы думаете, нужно любить?
- А какие бывают животные? (дикие и домашние)
- У кого дома есть животные?
- Вы его любите? (ответы детей)
- Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как-то по тропинке, медленно иду, и вдруг… (снимаю салфетку, а под ней рукавичка).
«Ой! Что за хатка невеличка?
Из овчинки рукавичка!
Плачет кто-то.
Слышу я!
Не помочь ли, нам, друзья?»
- Кто же там может плакать? (ответы детей)
(достаю из рукавички котёнка)
- Ребята, кто это?
Интересно, почему котенок плачет? Спросите у котенка, что у него случилось?
(дети задают вопрос)
-Ребята, хотите помочь котенку? А сможете?
1. Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Актуализация знаний — дидактическая игра «Помоги найти маму».
На столе макеты леса и дома детям необходимо найти детёнышу животного маму и соотнести к правильному макету (дикое или домашнее животное).
- Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать котенку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы — козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, котенок, мама кошка. Вы домашние животные. Ступай, котенок, к домику. Мама-кошка тебя, наверное, обыскалась, и больше не теряйся!)
- Ребята, а теперь давайте с вами немного отдохнем!
Физминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки) Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух, (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (соответствующие движения и мимика)
- Ребята, вы смогли помочь котенку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли котенку найти маму! А теперь мне хотелось бы познакомить вас с семьей нашего нового друга. Хотите?
(выставляю на доску картину «Кошка с котятами».) — Ребята, кто изображен на картине? (кошка и котята)
- Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья) — Ребята, а не хотели бы вы сейчас превратиться в котят и немного отдохнуть?
Фонограмма кошки-мамы.
- Ребята, чей голос мы слышим? (Кошки)
- Она вас благодарит за то, что вы помогли ее котенку.
- А знаете о чем она вас просит? Кошка-мама просит вас рассказать о ней и ее котятах. Ей будет очень интересно услышать рассказ про ее семью. Ну что порадуем кошку-маму? (Да)
- Давайте, обратим внимание на картину и внимательно ее рассмотрим. (делаю паузу, дети рассматривают).
- Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, усатая, с красивой полосатой шерсткой).
- Что делает кошка? (лежит, отдыхает)
-Какое имя можно дать кошке? (Мурка) — Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы держим на руках котенка, погладьте его. Что вы чувствуете? Он какой? (маленький, мягкий, пушистый)
- Как кошка и котята разговаривают? (Мяу -мяу)
- А как они мурлыкают? (Муур – Муур)
- Сколько котят изображено на картине? (хоровые ответы)
- Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три. У кошки трое котят. — Что делает этот котенок? (играет с клубочками)
- Какое имя можно ему дать? (Васька)
- Что делает этот котенок? (лакает молоко; сидит возле блюдца с молоком)
- Какое имя дадим ему? (Пушок)
- Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает; дремлет) — Давайте ему придумаем имя? (Соня)
- Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)
- А теперь подумайте, где котята могли взять клубочки? (Бабушка вязала шарф и уснула, а котята клубочки укатили)
- Что она скажет котятам, когда вернется? (Какие балованные котята, вот я вас накажу, не дам молока.
- Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Какими словами можно начать рассказ? (На картине изображены и т.д.)
- Ребята, я начну первой рассказ, а вы продолжите.
- На картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, красивая и пушистая. У нее острые ушки, зелёные глаза, длинные усы и полосатая шерстка. Кошка лежит на коврике и смотрит на своих котят.
- Кто желает продолжить и описать котят?
- Ребята, а кто из вас хочет рассказать Кошке — маме о ее семье, глядя на картину? Я вам буду помогать. (Дети по очереди составляют 3-4 рассказа. Выслушиваю рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию).
- Молодцы!
Игровое упражнение «Подбери слова-действия»
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Тот, кто поймает мяч, дает ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап — осмысление (итог)
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- А как нужно рассказывать по картине, чтобы рассказ был интересным? Молодцы!
Фонограмма Кошки-мамы.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (достаю мягкую игрушку — кошку из-за доски)
- Да, это наша кошка из картины сама пришла вас поблагодарить за ваши рассказы. А пришла она не с пустыми лапками, а с книжками.
- Давайте поблагодарим кошку-маму за подарки. (Спасибо!)
Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто — то из вас еще порадует кошку, рассказав о том, какая она и ее котята красивые
|