Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Основная цель речевого развития детей младшего возраста:
- формирование устной речи и навыков речевого общения
Основные задачи развития речи:
- формирование словаря
- развитие звуковой культуры речи
- развитие грамматического строя речи
- развитие связной речи
- приобщение детей к художественной литературе.
Существует факторы способствующие развитию речи у младших дошкольников. Начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого ребенка (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должен быть замечен.
Полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания на протяжении всего дня, во всех режимных моментах. Проводить их можно как с небольшим количеством детей (2-6 человек) так и со всей группой.
Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.
Детям нужно ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а также любые другие хрестоматии и книжки. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке.
Например, потешка «Ладушки, ладушки…» поможет завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
А перед зарядкой либо при одевании обуви на прогулку можно рассказать такую потешку:
Посчитаем первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки.
А после прочтения спросить у ребят: «А какая обувь у наших ребят на ножках?», дети начнут отвечать если кто-то затрудняется можно подсказать, также здесь можно задать вопрос: «А какого цвета, твои Маша сандалики?», «А какие они у тебя большие или маленькие?».
При умывании и мытье рук обязательны потешки:
«Знаем, знаем — да-да-да…», «Водичка, водичка умой мое личико…», «Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить.», «Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро!». В группе раннего возраста такие потешки нужно проговаривать с каждым ребенком, с которым моешь руки.
Потешки во время приема пищи:
Это ложка! Это чашка! В чашке гречневая кашка. Ложка в кашке побывала – Кашки гречневой не стало!
Здесь можно спросить у детей: а как вы думаете, какая кашка у вас в тарелочках? Или — а что у вас в тарелках?
На прогулке: дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ), при этом у детей формируется умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
В следующий раз можно взять куклу, побаюкать ее и прочитать стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Спойте, что ей нравится, И она поправится.
Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.
Пение воспитателем детских и взрослых песен прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.
Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Педагоги-психологи констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.
Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой.
В младшем возрасте педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, нужно подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.
Известно, что детям очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку) …" и т. п.).
Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.
Также на занятиях по речевому развитию нужно использовать такие приемы:
- Чередование различных приемов – таких как пояснение, указание и показ с игровыми заданиями. Например:
Воспитатель говорит детям: "Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав".
- Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными.
Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).
- Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.
- Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.
- Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать. Например, терем и теремок удобнее рассмотреть на картинках, а туесок или короб лучше потрогать, а еще лучше примерить.
- Многократное повторение нового слова или фразы. ("Это помидор. Что это?" – говорит педагог, показывая овощ. "Помидор", – хором и индивидуально отвечают дети. "У меня в правой руке… (помидор). И в левой руке тоже помидор. А теперь остался только один помидор".)
- Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. ("Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?")
- Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. ("Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро".)
- Поручения, предполагающие ответ действием. ("Найди…", "Принеси…", "Покажи…", "Дай…", "Сделай…") Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.
К приемам активизации словаря можно отнести следующие.
- Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: "Кто?", "Что?", так и в более сложной: "Во что одет?", "Что везет?", "Кому и что шьет?", "Чем чистит?" и т. п.
Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делают дети на картинке?), но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами: "Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". И хотя такие вопросы трудны для детей этого возраста, тем не менее педагогу следует использовать их чаще, потому что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.
- Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает), что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
- Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы. Например, педагог начинает рассказывать. Не договорив какую-то фразу, он задает детям вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы. ("Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… что дала? (Молока.) Молоко Катя налила… куда? во что? (В блюдечко.) И так далее.)
- Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них). Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
- Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. ("Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим".) Поручения должны широко использоваться и вне занятий. ("Саша, попроси Анну Ивановну: "Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста, матрешку. Сам я не могу – высоко стоит"; Женя, скажи Кате: "Катенька, я принес тебе интересную книжку").
Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д.), несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.
При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывается дикция. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносят изолированный звук и несложные звукосочетания. При этом чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать его с определенным образом (у-у-у -гудит паровоз, тук-тук-тук — стучит молоточек, га-га-га — кричит гусь и т.п.).
На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом важно следить не только за правильным произношением детьми звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов (изолированных и включенных в предложение).
Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у – так сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ), а теперь давайте послушаем, как сигналит Сашин паровоз, Колин, Машин и т.д.)
Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием. (пример)
Также большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Так, например, игра «Какого цвета». Раздать детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем показать квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.
В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.
|