Маркова Н.Ф, Воспитатель МБДОУ Д/с № 52 «Белочка» г. Якутск, РС (Я)
Обучение рассказыванию начинается в младшей группе детского сада. В начале, на занятие Мишка приносит чашку, мы её рассматриваем с детьми, что у неё есть донышко, ручка. Зачем, это нужно. Затем проводим опыт, а что будет если я возьму колечко и налью туда воду, она вытечет, нет дна. Зачем всем нужна чашка? (пить с сок, молоко, чай) Какая она красивая зеленая или белая с цветами и т.д.
Так проводим два занятия. Затем на третье занятие приходит Мишка, но не хочет брать чашку, надо его уговорить. Для этого даются вопросы:
- Какого цвета чашка?
- Что у неё есть?
- Зачем она нужна?
Спрашиваю трёх — четырёх детей. А затем каждого индивидуально, записывая ответы, и читаю то, что он мне рассказал.
Так же примерно проводится обучение рассказыванию «Уговори Мишку взять платье», кукле и т.д.
В средней группе вводится пересказ сказки от лица героя.
Воспитатель спрашивает: Зачем нас Мишка ждет? Как мы сможем о нем позаботиться? Он даже забыл с кем колобок встретится. Называйте мне персонажи. Колобок видел бабушку, зайчика, волка, медведя, лису. Дети повторяют.
Мишка: Это я знаю. Еще дедушку видел.
Воспитатель: Как вы думаете дедушка видел колобка? Опять Мишка всё перепутал. Послушайте, как мы Мишке расскажем сказку. Пусть Мишка расскажет сказку бабушке. Бабушка расскажет то, что знает про колобка, или зайчик расскажет, что он знает про колобка. А кто ещё может рассказать про колобка? (Лиса, волк, медведь).
Садитесь. Послушайте, я расскажу про то что бабушка знает:
«Я по амбару помела, по сусекам поскребла, муку набрала, тесто сделала, сметанки положила, маслица полила, в печку посадила колобок.
Испекся колобок румяный и горячий, положила на окошко студить. Пришла, а колобка нет»
Воспитатель: Может бабушка рассказать? Нет, потому что не видела. А кто хочет рассказать про колобка то что знает зайчик?
Во второй половине дня записываю рассказы детей от лица героя сказки «Колобок».
Так же проводятся занятия по сказке «Три медведя»;
Есть ещё обучение рассказыванию из опыта жизни детей: «Как я отдыхал летом», «Что интересного было на в празднике новый год». Например: Елена Александровна заболела и не пришла на ёлку. А праздник кончился вечер ёлку уберем. Как она узнает о празднике? Надо письмо ей написать и рассказать в нём о празднике. Только рассказывать надо по порядку.
Воспитатель: А что же мы сделаем, чтобы не забыть, как по порядку рассказывать? Картинку поставим.
Воспитатель: (ставит первую картинку изображающую нарядную ёлку) Здесь мы будем говорить, какой праздник был.
Вторая картинка (комнаты) здесь мы будем говорить, где был праздник.
Третья картинка (петрушка), рассказали, как дети были одеты.
Четвертая картинка (с квадратом) — абстрактное обозначение, потом расскажем, что больше всего понравилось.
Так же проводится занятие «Придумывание сказки про игрушки»:
Первая картинка (мяч) — она спрашивает, какая игрушка?
Вторая картинка (девочка). Эта картинка обозначает вопрос у кого жила игрушка?
Третья картинка (матрёшка раскрытая). Надо рассказать, какая была игрушка.
Четвёртая картинка (пустая). Надо придумать что с ней могло случиться.
В старших группах по картинкам, обучение рассказыванию усложняется.
Например: «Расскажем Незнайке про овощи или фрукты, так что бы он увидел их красоту».
Модель рассказа
Первая картинка (огород) — где выросло.
Вторая картинка (квадрат) — какую форму имеет овощ или фрукт.
Третья картинка (радуга) — какого цвета овощ
Четвертая картинка (тарелка) — что делают с овощами, какие они на
вкус.
И к своему рассказу, потом рисуют рисунки овоща и фрукта, и получается книга об овощах и фруктах. Так же продолжается обучение рассказыванию от лица героя сказки: «Лиса, заяц и петух». Составление рассказа про снеговика. Или придумать конец сказки.
|