Автор:
- Куропятник Валентина Михайловна Воспитатель МАДОУ ЦРР д. с. "Сказка" ЯНАО Г.Губкинский
Когда мы хотим составить рассказ по картине, мы часто задаем такие вопросы
- Что нарисовано на картинке?
- Кто нарисован?
Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на такие вопросы? Пожалуй, да.
Обычно дети отвечают коротко одним – тремя предложениями.
Поэтому я выбрала методику Ингрид Николаевны Мурашковска «Картинка без запинки», которую я использую на занятиях по развитию речи.
Методика «Картинка без запинки» включает в себя 6 последовательных шагов по ознакомлению с картиной:
Шаг 1: Состав картинки
- ограничиваем поле зрения (для этого я использую фотоаппараты);
- «фотографируем» объекты;
- схематически их фиксируем;
Детям раздаются фотоаппараты и предлагается сфотографировать каждый объект, сразу же картина проясняется фотоаппарат четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.
Дети стараются не просто ответить воспитателю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом.
Шаг 2: нахождение связи и взаимодействия между объектами;
- выявляем причины следственной связи;
- выражаем эти связи в виде предложения;
- получаем рассказ по картине;
На втором этапе детям предлагается объединить объекты между собой, то есть соединить схемы линией. И обосновать, почему так сделал.
Например мальчик – цветок.
- Мальчик нюхает цветок.
Количество линий на доске все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два объекта, которые еще никто не соединил.
Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это.
Шаг 3: характеристики объектов и действий;
- входим в картину;
- исследуем картину, используя все органы чувств;
Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила".
В рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картины. Детям предлагается использовать такие органы чувств как осязание, обоняние и вкус, слух.
И мы увидим, что дети получают удовольствие от работы с этой картиной, и это нас, безусловно, радует.
Шаг 4: копилка образных характеристик;
- анализ каждого объекта
- Узнаем значение новых слов.
- Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках.
- Используем их для составления сравнений, загадок
На этом этапе дети узнают значение новых слов необходимые для анализов объектов. Для того чтобы дети осознали и поняли новые слова необходимо выполнить определенные этапы.
1-й этап — пассивный.
Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.
2-й этап — полуактивный.
Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя.
3-й этап — активный.
Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.
4-й этап — автоматический.
Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.
Шаг 5: события предшествующие и последующие;
- вызываем в воображении события, которые предшествуют события на картине, и которые будут в последствии;
Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом.
Шаг 6: разные точки зрения.
- Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.
Еще одна возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом — другое.. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.
|