Куропятник Валентина Михайловна. Составление рассказа по картине

Составление рассказа по картине

Автор:

  • Куропятник Валентина Михайловна Воспитатель МАДОУ ЦРР д. с. "Сказка" ЯНАО Г.Губкинский

Когда мы хотим составить рассказ по картине, мы часто задаем такие вопросы

- Что нарисовано на картинке?

- Кто нарисован?

Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на такие вопросы? Пожалуй, да.

Обычно дети отвечают коротко одним – тремя предложениями.

 

Поэтому я выбрала методику Ингрид Николаевны Мурашковска «Картинка без запинки», которую я использую на занятиях по развитию речи.

Методика «Картинка без запинки» включает в себя 6 последовательных шагов по ознакомлению с картиной:

Шаг 1: Состав картинки

  • ограничиваем поле зрения (для этого я использую фотоаппараты);
  • «фотографируем» объекты;
  • схематически их фиксируем;

Детям раздаются фотоаппараты и предлагается сфотографировать каждый объект, сразу же картина проясняется фотоаппарат четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.

Дети стараются не просто ответить воспитателю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом.

Шаг 2: нахождение связи и взаимодействия между объектами;

  • выявляем причины следственной связи;
  • выражаем эти связи в виде предложения;
  • получаем рассказ по картине;

На втором этапе детям предлагается объединить объекты между собой, то есть соединить схемы линией. И обосновать, почему так сделал.

Например мальчик – цветок.

- Мальчик нюхает цветок.

Количество линий на доске все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два объекта, которые еще никто не соединил.

Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это.

Шаг 3: характеристики объектов и действий;

  • входим в картину;
  • исследуем картину, используя все органы чувств;

Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила".

В рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картины. Детям предлагается использовать такие органы чувств как осязание, обоняние и вкус, слух.

И мы увидим, что дети получают удовольствие от работы с этой картиной, и это нас, безусловно, радует.

Шаг 4: копилка образных характеристик;

  • анализ каждого объекта
  • Узнаем значение новых слов.
  • Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках.
  • Используем их для составления сравнений, загадок

На этом этапе дети узнают значение новых слов необходимые для анализов объектов. Для того чтобы дети осознали и поняли новые слова необходимо выполнить определенные этапы.

1-й этап — пассивный.

Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.

2-й этап — полуактивный.

Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя.

3-й этап — активный.

Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.

4-й этап — автоматический.

Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.

Шаг 5: события предшествующие и последующие;

  • вызываем в воображении события, которые предшествуют события на картине, и которые будут в последствии;

Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом.

Шаг 6: разные точки зрения.

  • Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

Еще одна возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом — другое.. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.

Просмотров: 730
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Елена Викторовна Какунина. Первый самостоятельный шаг без мамы.
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Ивченко Ольга Михайловна. Сценарий праздника «На знамя Победы равняем шаг!» для детей подготовительной и старшей групп и родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь