Куропятник Валентина Михайловна. Составление рассказа по картине

Составление рассказа по картине

Автор:

  • Куропятник Валентина Михайловна Воспитатель МАДОУ ЦРР д. с. "Сказка" ЯНАО Г.Губкинский

Когда мы хотим составить рассказ по картине, мы часто задаем такие вопросы

- Что нарисовано на картинке?

- Кто нарисован?

Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на такие вопросы? Пожалуй, да.

Обычно дети отвечают коротко одним – тремя предложениями.

 

Поэтому я выбрала методику Ингрид Николаевны Мурашковска «Картинка без запинки», которую я использую на занятиях по развитию речи.

Методика «Картинка без запинки» включает в себя 6 последовательных шагов по ознакомлению с картиной:

Шаг 1: Состав картинки

  • ограничиваем поле зрения (для этого я использую фотоаппараты);
  • «фотографируем» объекты;
  • схематически их фиксируем;

Детям раздаются фотоаппараты и предлагается сфотографировать каждый объект, сразу же картина проясняется фотоаппарат четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.

Дети стараются не просто ответить воспитателю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом.

Шаг 2: нахождение связи и взаимодействия между объектами;

  • выявляем причины следственной связи;
  • выражаем эти связи в виде предложения;
  • получаем рассказ по картине;

На втором этапе детям предлагается объединить объекты между собой, то есть соединить схемы линией. И обосновать, почему так сделал.

Например мальчик – цветок.

- Мальчик нюхает цветок.

Количество линий на доске все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два объекта, которые еще никто не соединил.

Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это.

Шаг 3: характеристики объектов и действий;

  • входим в картину;
  • исследуем картину, используя все органы чувств;

Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила".

В рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картины. Детям предлагается использовать такие органы чувств как осязание, обоняние и вкус, слух.

И мы увидим, что дети получают удовольствие от работы с этой картиной, и это нас, безусловно, радует.

Шаг 4: копилка образных характеристик;

  • анализ каждого объекта
  • Узнаем значение новых слов.
  • Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках.
  • Используем их для составления сравнений, загадок

На этом этапе дети узнают значение новых слов необходимые для анализов объектов. Для того чтобы дети осознали и поняли новые слова необходимо выполнить определенные этапы.

1-й этап — пассивный.

Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.

2-й этап — полуактивный.

Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя.

3-й этап — активный.

Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.

4-й этап — автоматический.

Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.

Шаг 5: события предшествующие и последующие;

  • вызываем в воображении события, которые предшествуют события на картине, и которые будут в последствии;

Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом.

Шаг 6: разные точки зрения.

  • Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

Еще одна возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом — другое.. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.

Просмотров: 739
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Краснова Светлана Николаевна. Занятие по развитию речи в подготовительной группе 'Рассказ по картинке'
  • Шавлова Валентина Михайловна. Педагогическая статья «Дети с ОВЗ в ДОУ»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Любовь Козак. Конспект занятия по развитию речи. Тема: 'Составление рассказа по сюжетной картине 'Саша и Снеговик'
  • Духина Анна Григорьевна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Петушиная семья» в средней группе
  • Медведева Татьяна Васильевна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Составление описательного рассказа по картине «Семья».
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Вирт Любовь Андреевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Переверзева Валентина Александровна. Сказка и дети
  • Крюкова Екатерина Васильевна. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек.
  • Лекомцева Марина Валерьевна. НОД «Овладение нормами речи» в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Агапова Тамара Владимировна, Моисеева Альбина Николаевна. Конспект образовательного события в подготовительной группе компенсирующей направленности «Солнышко» Тема: «Транспорт разный есть на свете»
  • Ольга Васильевна Межакова. Составление описательного рассказа по картине «Поздняя осень».
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Козловская Валентина Ивановна. ПРОЕКТ «ДЕТИ ВОЙНЫ»
  • Екатерина Лопацкая. Конспект логопедического занятия Составление рассказа по пейзажной картине. Зима.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Никишина Анна Михайловна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы с нарушением зрения. Тема: «Птичий двор»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь