Цель: Научить ребенка связно передавать воспринятую на слух информацию (сказку, рассказ), используя умение рисовать пиктограммы (упрощенное изображение предмета).
Программное содержание (задачи):
- Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие слухового внимания и речевой памяти.
Оборудование и материалы:
Карандаши, лист А4.
Организационная часть.
Логопед читает детям басню «Мартышка и очки» и просит ее пересказать.
– Скажите, трудно вам рассказать о том, что вы услышали? (Да).
– Хотите научиться запоминать и рассказывать большие рассказы и сказки? (Да).
– Вы любите рисовать? (Да).
– Рисование поможет нам научиться запоминать слова, словосочетания; пересказывать сначала короткие рассказы, а затем и большие.
Скачать конспект
Основная часть
(описание хода работы)
Сначала будем пробовать запоминать отдельные слова с помощью рисования пиктограмм. Пиктограмма – это простой рисунок, который вы сможете легко сделать сами. Он не обязательно должен быть красивым. Самое главное, чтобы рисунок был понятен вам и помог запомнить слово.
I. На первом этапе детям предлагается запомнить 6 слов с помощью готовых пиктограмм, которые предлагаются детям как образец.
Логопед:
– Сейчас я прочту слова рядом с картинками, а затем вы вспомните их, глядя на рисунки-пиктограммы (лес, сад, лето, дождь, радость, девочка).
После того, как дети запомнили и назвали слова с помощью готовых пиктограмм, им предлагается самим нарисовать пиктограммы к следующим словам: зима, дом, река смех, школа, мама, друг, телевизор, снег, дерево. А затем назвать их, используя собственные зарисовки.
II. На втором этапе дети запоминают словосочетания, рисуя пиктограммы. Педагог учит выделять основную деталь, которая и послужит основой для рисунка.
Логопед:
– Теперь я предлагаю вам, ребята, научиться запоминать трудные слова и словосочетания (врач, ссора, большой лес, грусть, родной брат, стихотворение, пышный букет, первое сентября). К каждому слову и словосочетанию вы рисуете пиктограмму (простой рисунок).
III. На третьем этапе дети слушают русскую народную сказку «По ягоды». Педагог читает сказку, разбивая ее на смысловые части, к которым дети будут рисовать пиктограммы, выделяя основную мысль каждой части.
- Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя – в рот.
- Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
- На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
– Кушай!
– А сама что же?
– А я вчера ела.
– Вчера не считается, – сказал дедушка.
– Давай вместе, – и они стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку и дед – ягодку, Надя – ягодку и дед – ягодку. Так все и съели.
После того, как дети сделали зарисовки, они пересказывают сказку, используя на собственные пиктограммы.
(пересказывать дети могут как по цепочке, так и один ребенок весь текст целиком)
Заключительная часть.
Ребята, на занятии мы учились рисовать пиктограммы, которые помогали вам запоминать слова, словосочетания, пересказывать сказку. Какой способ пересказа вам понравился больше: рассказывать сказку при помощи готовых картинок, как мы это делаем на обычных занятиях, или когда вы сами рисовали пиктограммы.
– Когда мы сами делали рисунки.
– Почему?
– Потому что рисунок помогает нам запоминать. Когда мы рисуем, вспоминаем то, что услышали. И это помогает запомнить текст и пересказать его.
Методические рекомендации.
- Детям предлагается последовательная методика, которая учит запоминать сначала отдельные слова с помощью простых рисунков, которые делает сам ребенок.
- Далее создается упрощенное изображение (пиктограмма), и малыш учится запоминать словосочетания, фразы и предложения. Используя текст и конкретное изображение, ребенок с помощью взрослого выделяет деталь, которая и станет пиктограммой. Малыш постепенно подводится к самостоятельному выделению главных деталей и моментов в тексте и закреплению их с помощью пиктограммы.
- Конечной целью является создание ребенком «картинного» плана в виде пиктограмм к связному тексту, который и поможет пересказать его. Данная методика поможет малышу в первом классе запомнить вербальную информацию, которую он еще не способен записать словами.
|