Составили:
- педагог-психолог Сонина Ирина Александровна
- учитель-логопед Сивагина Светлана Евгеньевна
МУ ПСЦ «НАДЕЖДА» г. Заречный, Пензенская область
Цель. Развитие связной речи и логического мышления детей в процессе познавательного досуга.
Задачи. Пополнять словарный запас детей. Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать существительные с прилагательными. Развивать мелкую моторику рук. Расширять представления детей о разнообразных профессиях, знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий. Развивать интерес к советским мультфильмам. Обобщать знания детей о сказках. Развивать логическое мышление, внимание, память, активность, воображение. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, доброжелательность, умение работать в коллективе, вызывать положительный эмоциональный отклик, желание взаимодействовать с товарищами.
Предварительная работа. Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве».
Материалы и оборудование. Мультимедийная презентация «Вовка в тридевятом царстве», музыкальное сопровождение, приглашение, зеркало, письмо царя, картинки с изображением профессий и рабочих инструментов, относящихся к этим профессиям, картинки с изображением продуктов, поделка «платок», картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, карандаши.
Содержание
Ведущий приходит в группу, приносит приглашение.
Ведущий. Ребята, я принес вам приглашение, но оно зашифровано. Как его расшифровать? Что может нам в этом помочь? (Ответы детей). Верно, с помощью зеркала мы прочитаем полученное приглашение.
(Ребята, жду вас в гости, в зал, где живет музыка).
Дети читают приглашение при помощи зеркала.
Ведущий. Ребята, вы поняли, куда вас пригласили? (Ответы детей)
Звучит музыка. Дети вместе с ведущим входят в музыкальный зал, где сидит Вовка и решает задачи в тетради.
Ведущий. Ребята, посмотрите, кто это сидит? Здравствуй, Вовка, мы получили приглашение. Это ты его нам прислал?
Вовка. Ну, конечно же, я! Слышал я, что вы смотрели про меня мультфильм. Понравился? Сколько я там прошел испытаний, но все не зря, потому что я многому научился. А теперь и вам предлагаю пройти похожий путь. Согласны? А помните, с чего началась моя история? Я пришел в библиотеку!
Ведущий. Дети, ходите ли вы в библиотеку? Любите ли вы читать книги?
Вовка. А мы сейчас проверим! Когда я вас ждал, все пытался вспомнить названия некоторых сказок.
Ведущий. Вовка, а что же это за сундучки у тебя стоят?
Вовка. Это волшебные сундучки. Они раскроют свою тайну только в том случае, если задание будет выполнено правильно.
Ведущий. Вовка, мы готовы помочь тебе выполнить первое задание.
Викторина по книгам, сказкам, фильмам.
- Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? (По щучьему велению)
- А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
- На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому. (Заюшкина избушка)
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Летает он всех выше. (Карлсон) и др.
- Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Вовка. Какие же вы начитанные! Теперь можно посмотреть, что же в сундучке храниться.
Дети открывают сундучок и достают оттуда клубок.
Вовка. А зачем он нам нужен? (Ответы детей)
Ведущий. Вовка, я думаю, мы разгадаем тайну сундуков, когда откроем их все.
Вовка. Как же не терпится. Ну ладно, я потерплю. Тогда предлагаю двигаться дальше, чтобы можно было открыть следующий сундучок.
Звучит музыка
Ведущий. Мы вместе с Вовкой оказались в сказочной книге, вспомните, кого он первого встретил?
На экране появляется сцена из мультфильма «Вовка и Царь».
Вовка. Ребята, чем занимался царь, когда я его увидел? (Ответы детей) А для вас царь передал письмо.
Письмо «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Царь! Решил я узнать у своих придворных, какие профессии они знают. Удивился я, потому что придворные мои с заданием не справились. Может быть вы справитесь?»
Картинки лежат на столе, рисунком вниз.
Детям раздаются карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо профессией и карточки с изображением инструментов, одежды и материалов, относящихся к профессиям. Дети объединяются в пары по принципу «Профессия – рабочий инструмент».
Картинки: повар – кастрюля, продавец – весы, врач – фонендоскоп, швея – иголка с ниткой, учитель – указка, пожарный – шланг, слесарь – гаечный ключ, строитель – мастерок, художник – кисточка, парикмахер – ножницы.
Вовка. Ребята, какие вы молодцы. Я бы не смог так быстро справиться с заданием царя. Скорее открывайте еще один сундучок.
Дети вынимают из сундучка вырезанный треугольник из картона.
Ведущий. Вовка, а куда же мы отправимся дальше?
Вовка. Вспомните, ребята, кого я встретил, когда ушел от царя?
(Ответы детей)
Когда я встретил золотую рыбку, не правильно себя с ней повел. Она махнула хвостом и уплыла, да еще и меня забросила в волшебный лес. А ждали меня там Василисы. Ох, и премудрые они оказались, такие задания сложные выдумывают.
На экране появляется сцена из мультфильма «Вовка и Василисы премудрые».
Ведущий. И что же там за задания такие?
Вовка. А я сейчас покажу, у меня все с собой, до сих пор думаю, и выполнить не могу.
Ведущий. Вовка, так давай мы тебе в этом поможем.
Логические задачи
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
Что длится дольше: год или 12 месяцев?
Вовка. Ох, и устал же я от Василис Премудрых.
Ведущий. Вовка, да ты что, учиться это же интересно. И к тому же мы сможем открыть еще один сундучок.
Дети вынимают из сундучка ножницы, клей, карандаши.
Ведущий. И нам уже не терпится отправиться дальше. Ребята, кого встретил Вовка, когда ушел от Василис?
Ответы детей. На экране появляется сцена из мультфильма «Вовка и Двое из ларца».
Вовка. Да! Как было сложно объяснить этим неумехам, чего я хочу. Все перепутали! А до чего же они смешно истории рассказывают.
Ведущий. Ну что ж, послушаем. Дети, а если вы заметите ошибки, тут же исправляйте их.
Небылицы
Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
- Тише, братцы, это лес!
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница.
Дети вынимают из сундучка цветную бумагу.
Вовка. Утомился я! Подкрепиться бы. Пойдемте, тут недалеко есть печка знакомая. Она научила меня печь пирожки.
Ведущий. Ребята, а вы знаете, что пирожки бывают с начинкой? Вовка будет бросать мяч и называть продукт, а вы, кидая мяч обратно, будете говорить, какая начинка получится из него.
Игра «Какая?»
Если начинка из яблок, то она яблочная. Какая начинка получится из вишни (сливы, груши, картошки, мяса, творога и пр.)
Ведущий. Вовка, посмотри какие у нас дети молодцы! Со всеми заданиями справились. Пришла пора помочь старухе сделать корыто.
Вовка. Да зачем ей корыто, я ей уже его сделал.
Ведущий. Ой, Вовка, мы же забыли открыть последний сундук!
Вовка. Точно, может он поможет нам придумать, чем бабушку мы можем порадовать.
Дети вынимают из сундучка образец готового платка.
Ведущий. Какую же хорошую идею подсказали нам сундучки.
Вовка. Эх, сейчас как наделаем бабушке платков! А как она обрадуется!
Дети рассаживаются за столы. На столах лежат: готовая основа для платка, цветная бумага, ножницы, клей, нитки (уже нарезанные), карандаши.
Ведущий. Но прежде чем начнем … разомнем наши пальчики.
Крепко Вовка наш заснул,
Даже глазом не моргнул.
Что — же снится то ему?
В его сон я загляну.
Будем пальчики считать, (показывают ладошки, сжимают и разжимают пальцы)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (изображают рукавичку, соединяя пальцы, складывают руки домиком)
Колобок — румяный бок. (показывают кулачки)
Про жар-птицу сказку знаем, (скрестить руки и помахать ладошками)
Репку мы не забываем (соединить основания ладоней, подвигать пальцами)
Знаем Волка и козлят. (изображают пасть и рожки)
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши)
Ведущий объясняет детям, как сделать платок и они приступают к выполнению задания.
Вовка. Ребята, какие вы молодцы! Бабушке очень понравятся ваши подарки, она каждый день в новом платке будет ходить! Спасибо вам за помощь!
|