Кирюхина Ирина Николаевна. Консультация для родителей в старшей группе 'Природа в познавательном и эстетическом виде'

Консультация для родителей в старшей группе Природа в познавательном и эстетическом видеМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 "БЕРЕЗКА" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ"
Выполнил: Воспитатель группы № 16 Кирюхина Ирина Николаевна

ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И потому в этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далекое, холодное, а летом – жаркое), а луна – не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Скачать конспект

Ребенок как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя можно сказать «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастит бездумным, жестоким. 
Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испыты¬вать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейза¬жей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п. Эти истины ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «откры¬вают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.
Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ко¬локольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: "Здравствуй, Са¬шенька!". И нам будет грустно». Так мама формирует у малыша доброе, лас¬ковое, нежное чувство - чувство любви к живому.


Какими еще приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?
• Давать возможность полнее воспринять природный объект отметить цвет, запах, фор¬му, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
• Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувст¬вом» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Са¬шенька, что ты меня ласково погладил!».
• Вводите в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
• Отождествляя природный объект с чело¬веком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.
Вводить элементы игры, побуждая малы¬ша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой, и ка¬кой она стала, когда выросла, и т.п.)
В присутствии малыша не допускать не¬ благовидного поведения по отношению к при¬роде со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать».
Природа - это бесконечный источник эмоци¬ональных состояний, неугасимого желания по-знавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые про-гулки в лес, на луг... Кто из родителей не наблю¬дал этой бесконечной радости, счастья. Взрос¬лый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, на¬правляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повсед¬невной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.
Главное, научить замечать необыкновен¬ное в обыкновенном, сопровождать чувствен¬ное познание словом, развивать ориентиров¬ку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д. Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш на¬чинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает много¬образие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста рас¬тения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание на луг - желтый, белый или голубой от распустившихся на нем цветов. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучаю¬щий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить вни¬мание ребенка на природное явление, побу¬дить задуматься над ним. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприя¬тием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), за¬бывая о развитии эстетического восприятия. Помощником образного, яркого, эстетичес¬кого отражения явлений природы в слове яв¬ляется художественная литература. Дети лю¬бят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей. Каждое время года имеет свои неповтори¬мые особенности. Развивая тонкое восприя¬тие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезон¬ный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, за¬пахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой - рассмотреть строение ветвей деревьев, заме¬тить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстети¬ческого развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!
1. Помните, природа— наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
2. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
3. Учите детей правильному общению с живыми существами.
4. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
5. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
6. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
7. Учите исправлять свои ошибки.
8. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, на¬пример, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
9. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
10. Разучите пословицы:
•    Много леса – не Руби, мало леса – Береги, нет леса – Посади.
•    Кто не сажал дерево, тому не лежат в тени.
•    Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча пуст
•    Добрые дела целыми веками живут.
•    Доброе дело веками, помнится.
•    Доброму везде добро.
•    Не одежда красит человека, а его добрые дела.
•    Добро помни, а зло забывай.Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.
11. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
12. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
13. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
14. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
15. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бу¬маги.
16. Поощряйте экспериментирование детей.
17. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.
1.Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
2. Горячо — холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
3. Лото «Что, где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь,
развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
5. Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
6. Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Просмотров: 554
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Завьялова Юлия Анатольевна. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе На тему: «Жизнь растений»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Будёхина Людмила Николаевна. Роль дидактической игры в познании природы.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Морозова Елена Петровна. Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
  • Анисимова Гальфия Зямаловна. Досуг для детей с родителями. Викторина по экологии для детей подготовительной группы компенсирующего вида «Знатоки природы»
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь