Чайковская Наталья Михайловна. Конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста Тема. Тайга. Тундра.

Конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста Тема. Тайга. Тундра.

Цель. Дать детям представления об особенностях климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры.

Программное содержание.

  1. Дать детям представления о том, что тайга – это лес, в котором преобладают хвойные деревья, об особенностях растительного и животного мира тайги.
  2. Дать детям представления об особенностях растительного (деревья, кустарники, ягоды) и животного мира тундры.
  3. Дать детям представление о том, что чистый воздух, чистые реки, озера, чистая земля, леса – это богатство страны, всех людей, природу охраняет человек.
  4. Дать детям представление о том, что за лесом следят специальные люди (лесничие), об особенностях труда лесничего.
  5. Дать детям представления об использовании человеком природного богатства: из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, мебель, строят дома, изготавливают игрушки, разные предметы, из древесины – бумагу.
  6. Формировать у детей бережное отношение к мебели, игрушкам, чистой бумаге (для их изготовления надо много леса, а он растет долго).
  7. Продолжать знакомить детей со способами знаково-символического изображения Земли – объемной моделью (глобусом) и плоскостным изображением (географической картой).
  8. Продолжать знакомить детей со способами знаково-символического обозначения на глобусе участков суши (желтый и зеленый, коричневый цвета) и воды (голубой и синий цвета).
  9. Закрепить умения детей находить на глобусе, карте Республику Коми, городов (Сыктывкар, Ухту, Воркуту), размещение зон тайги, тундры, гор.
  10. Ввести в пассивный словарь детей название гор – Уральские горы.

Организация

Подготовить физкультурный зал: пестро-зеленое или пестро-коричневое коврово-паласное покрытие изображают тайгу и тундру, где пасутся северные олени (несколько картин или правдоподобных игрушек). На шведской стенке коричнево-серой тканью изображена скала с множеством северных птиц (вставленных картинок). Во время занятия в зале включается дополнительный свет (фотолампа), изображающий яркое солнце в полярный день.

Подготовить глобус, карту РК, письмо, слайды с изображением животных, растений тайги, тундры, веревка, коми сувениры.

Предшествующая работа с детьми.

Вместе с детьми собрать предварительные сведения о северном Коми крае – книги, картинки, фотографии. Принести их в детский сад и сообща рассмотреть. Познакомиться по карте или глобусу с расположением РК. К «экспедиции» подготовить оснащение для каждого участника: рюкзак; теплый комбинезон (любая теплая одежда); защитные очки, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы (игровая атрибутика); сухой паек (маленькая шоколадка и одно печенье), а также медицинская аптечка для оказания скорой помощи.

Подготовить трех-четырех ребят для выполнения роли первого и второго пилотов, бортмеханика, стюардессы (экипаж самолета): летчик-пилот ведет самолет – «летит» впереди всех с расправленными крыльями (руками), по бокам от него – второй летчик и бортмеханик, в их руках бумажные вертушки-пропеллеры, стюардесса замыкает «самолет».

Ход занятия

Воспитатель. Дети, в наш детский сад пришло необычное письмо. Вот оно. Давайте его прочитаем:

«Дорогие дети детского сада № 98 г. Сыктывкара! Я приглашаю смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции по Северной Коми Земле. Для этой важной экспедиции подготовлен специальный самолет. Самолет уже готов к отправлению. На его борту могут разместиться дети только одной группы. Поэтому в экспедицию могут отправиться те, кто достаточно отважен, дисциплинирован, осторожен: на Севере много опасностей.

Ты еще не видел тундры! Приезжай!
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох летней сказки,
Слышать звон копыт как в сказке,
Приезжай, мы встретим с лаской!
Приезжайте, погостите,
И на край наш посмотрите!

С уважением и с надеждой скорой встречи Хозяйка Тундры. Город Воркута».

Дети, нас приглашают в тундру. Мы принимаем это приглашение? Как вы думаете, наша группа достойна такой интересной, но сложной экспедиции? Вы считаете себя отважными, дисциплинированными, осторожными?

Прежде чем отправиться в любое путешествие или экспедицию, необходимо четко знать маршрут пути. Где мы можем увидеть сразу всю республику Коми?

Дети. На глобусе, карте.

Воспитатель. Давайте попытаемся по глобусу найти нашу Коми Республику. Мы с вами уже говорили о том, что глобус – это очень маленькое изображение планеты Земля. Глобус по форме – шар. Если посмотреть на Землю из космоса, то можно увидеть, что планета Земля – большой шар. Мы с вами говорили и о том, чем удобен глобус? Кто из вас напомнит нам, чем удобен глобус?

Дети. На глобусе можно увидеть всю Землю целиком, со всех сторон, потому что глобус вертится.

Воспитатель. Попробуйте найти Коми Республику на глобусе.

(Дети ищут расположение РК на глобусе).

Дети, удобно ли глобус носить с собой, перевозить в другое место, брать его с собой в экспедицию?

Дети. Глобус неудобно носить с собой и перевозить куда-то, он большой и занимает много места.

Воспитатель. Знаете ли вы еще какой-нибудь способ изображения Земли?

Дети. Землю можно изобразить на карте.

Воспитатель. Какую карту вы уже знаете?

Дети. Карту Республики Коми.

Воспитатель. Да, существует также карта и для изображения Земли. Эту карту можно сворачивать в трубочку или складывать. Ее удобно переносить с одного места на другое, брать с собой в дорогу. (Демонстрирует карту РК, которая свернута или сложена. Воспитатель разворачивает карту и показывает. Для этого занятия лучше взять физическую карту РК или карту растительности РК (см. Атлас РК, с. 50-51.) Можно показать на слайде).

Посмотрите, дети, на глобусе и на карте разные участки Земли обозначены разными цветами. Голубые и синие пятна – моря и океаны. (Демонстрация одного-двух участков воды.) Желтые и зеленые участки – суша. (Демонстрация одного-двух участков суши).

Найдите на глобусе сначала моря и океаны, потом – участки суши.

(Дети находят и показывают).

А теперь внимательно рассмотрите на глобусе и на карте Республику Коми. Найдите голубые и синие, желтые и зеленые участки.

(Дети находят и показывают).

Дети, много ли синих участков вы нашли на карте РК?

Дети. Мало.

Воспитатель. О чем это говорит?

Дети. В Коми Республике нет морей и океанов?

Воспитатель. Что могут обозначать синие участки на карте РК? Почему они такие маленькие?

Дети. Это реки, озера, болота.

Воспитатель. Как вы думаете, почему с правой стороны на карте нашей Республики мы видим коричневые, темно-коричневые пятна?

Дети. Это горы.

Воспитатель. Правильно. Это знаменитые Уральские горы! Возвышенности и горы на карте показывают коричневым цветом разного оттенка. Чем насыщеннее. ю коричневый цвет, тем выше горы в этих местах. Наша Республика Коми – огромна. На многие тысячи километров протянулись ее границы с севера на юг и с запада на восток. Почти вся Республика – это тайга с непроходимыми хвойными лесами. Север – особый край Республики – это тундра, куда нас и приглашает ее хозяйка.

А теперь давайте по карте найдем маршрут нашей экспедиции – путь от г. Сыктывкара – начала нашего пути – до конечного пункта – г. Воркуты.

(Дети ищут г. Сыктывкар и г. Воркуту).

Такой огромный путь мы должны с вами сделать! Не случайно Хозяйка Тундры подготовила для нашей экспедиции самолет. На самолете мы быстрее доберемся до Воркуты. Так как путь у нас далекий, мы сделаем остановку на лесной поляне близ г. Ухты (показывает на карте).

Итак, маршрут экспедиции нам известен. А теперь проверьте все свои рюкзаки. Посмотрите, все ли вы взяли теплые вещи (в тундре даже летом бывает прохладно), защитные очки (я знаю, что летом в тундре полярный день – целый день светит солнце), фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы (это для того, чтобы издали рассмотреть диких животных – ведь близко к ним нельзя подходить – они хищники, сфотографировать растения), а также сухой паек и медицинскую аптечку для оказания скорой помощи. Итак, все готовы к экспедиции. Прошу всех на самолет. Саша у нас – летчик-пилот. Он должен знать маршрут, будет вести самолет – «лететь» впереди всех с расправленными крыльями (руками). По бокам от него – второй летчик и бортмеханик Вася и Андрей. В их руках пропеллеры. Стюардесса Настя проверяет готовность пассажиров к отлету, предлагает «застегнуть» ремни, желает нам приятного полета.

Во время полета мы будем смотреть в иллюминаторы, любоваться красотой природы. На огромных просторах нашей республики раскинулись леса. Их часто называют зеленым океаном, настолько они велики и могучи. Посмотрите, похож лес на зеленый океан? Ни конца, ни края тайге! Вот мы пролетаем над мелколиственным лесом. Четко видны белоствольные березы (сопровождается показом слайда). Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, символом Родины, России. Береза – самое обычное дерево наших лесов. А вот под нами сосновые леса (сопровождается показом слайда). Мы привыкли к соснам. Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы. Леса с преобладанием сосновых на многих языках мира называют тайгой. А вот и наши знаменитые еловые леса (сопровождается показом слайда). В Коми Республике в основном распространены еловые леса. Пока мы летим над тайгой, я хочу вам прочитать очень красивое стихотворение нашего земляка – коми поэта – Альберта Ванеева. Оно так и называется «Голубая тайга».

От ветров и морозов укроет,
Пропитает весь воздух смолой.
Это в жизни чего-нибудь стоит –
Породниться с тайгой голубой.
Ни конца ей, тайге, и ни края,
Как отеческий дом, широка.
Пусть шумит надо мной голубая,
Мне навеки родная тайга.
Слышу шепот доверчивых елей,
Легкий шелест травы на лугу,
Их баюкают крылья метелей
Зимней ночью родную тайгу.
Здесь, в тайге, не заблудится коми.
Нет земли ему в мире родней.
Все ручьи ему с детства знакомы,
Как морщинки ладоней своей.

Экипаж самолета готовится к посадке. Вот и первая наша остановка на таежной лесной поляне. Стюардесса напоминает пассажирам о том, чтобы они взяли с собой рюкзаки. Уважаемые участники экспедиции. Мы сейчас находимся в тайге. Тайга – это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Мы посмотрим, что растет в тайге, какие звери и птицы живут в таежных лесах. Не отставайте друг от друга, чтобы не заблудиться. (Дети идут по воображаемому лесу). Вы видите, что в тайге мало кустарников, трав из-за недостатка света (показ слайда – темный еловый лес). Зато в тайге много ягод, грибов, мхов, лишайников. В сосновых лесах, березниках и ельниках можно встретить вечнозеленый невысокий кустарник с темно-зелеными кожистыми овальными листьями. Кустики эти живут до ста лет. У коми людей очень ценится это растение. Ягоды брусники можно хранить очень долго в свежем виде или просто их замачивают водой. (Воспитатель показывает слайды с изображением лесных растений и грибов (брусника, черника, голубика, подосиновик, боровик, груздь, волнушка, сыроежка, бледная поганка, мухомор), птиц (сова, тетерев, глухарь и др.) и животных (волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи, кабаны, норки, лисы и др.)

Дети, как вы думаете, как лесные животные живут летом? Чем они занимаются днем? Где они спят? (Рассуждения детей).

Да, летом лесные животные бегают по лесу в поисках пищи, а ночью возвращаются в свои норы, дупла.

Ребята! Обязательно ли лесным животным летом нужны дома? (Рассуждения детей).

Представьте себе, что зайчик или белочка, или какое-нибудь другое животное забегались летом в лесу и под вечер оказались вдалеке от своего дома. Случится ли что-то страшное с лесными зверями? Грозит ли им холод, опасность? (Рассуждения детей).

Вы правильно рассуждаете. В летнем лесу звери могут ночевать не в своих домах, а спрятавшись под деревом (кустом) или в траве, в расщелине пня или под корягой: погода теплая, им не будет холодно; ветви и листья деревьев, трава согреют их и скроют от хищников.

Вместе с детьми комментируют, какие ягоды, грибы, птицы и звери им встретились. Фотографируют их. В «овраге» наталкиваются на семью барсуков, наблюдают издали, как к «ручью» спускается молодой олень и пьет воду. Показ слайдов сопровождается чтением стихотворений).

Кор

По-коми «Кор – это значит красавец олень.
Милый устал он, наверно, за день.
Шорох услышит, умчит напролом.
Лед под копытом звучит хрусталем
То не рога на головке твоей
Это венок из роскошных ветвей.
Много бывает на свете чудес –
Носят олени загадочный лес».

Белки и грибы

Ур – это белка, грибы – это тшак.
Урпиян – так называют бельчат.
С осени белки грибы запасут
Пусть их бельчата зимой погрызут.

Руч

Рыжая руч – так лисицу зовем,
Зверя хитрее ее не найдем.
Волки и лисицы
Коин – волчище, зубастый и злой.
Если голодный, поднимет он вой.
Ждет, дожидается коин лису,
Где она бродит так поздно в лесу?

Зайцы

Коч – это заяц, трусишка лесной,
Белый зимою, а серый весной.
Кочпиян – так называют зайчат
Как одуванчики зайки дрожат.

Кабан

Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спине – щетинка.

Лось

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинул широко.

Бурундук

Полосатый бурундук
Прячет семечки в сундук.
Это – сыну, это – мне…
Он готовится к зиме.

Кукушка

В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь как петух «Ку-ка-ре-ку!»

Хорек

На опушке у пригорка
Кто живет в глубокой норке?
Осторожный, быстроглазый,
Он разбойник и пролаза.
Ходит по лесу зверек,
Как зовут его?..

Сова

Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком,
Глаза пятачком,
Ушастая голова,
Это… (сова).

Бобр

В тихой заводи речной
Бобр построил дом весной.
Без пилы и топора
Дом построен у бобра. Барсук
Встанет за полночь барсук,
Обойдет нору вокруг.
Острый нюх и зоркий глаз.
Наступил охоты час.

Подосиновик

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.

Медведь

По завалам, по оврагам
Ходит зверь хозяйским шагом.
Любит он душистый мед
Да малину с веток рвет.

Рысь

Мягка у рыси лапка,
да коготок востер.

Горностай

Сам не именит,
А мехом на весь мир знаменит.

Мухомор

А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шапкой,
На шапке – горошки.

Боровик

Вот и гриб-боровик.
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.

Бледная поганка

Ишь, поганка-егоза,
Так и лезет на глаза,
Так и лезет, да без толку,
Не возьмем ее в кошелку.

Сыроежка

Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?

Время от времени (для просмотра слайдов) присаживаются то на поляне (ковре), то на бревне или пеньках (стульчиках). Возле «болота» дети идут осторожно (у них вязнут ноги). Обращают внимание на клюкву, морошку, «лакомятся» ими).

А вот мы и снова вышли на лесную поляну, к нашему самолету. Здесь больше солнца. Поэтому можем увидеть разные деревья: рябину, черемуху; кустарники: шиповник, малину, калину. (Показывает слайды). Присядем, дети, отдохнем, полюбуемся цветами (показ слайдов: одуванчики, тысячелистники, зверобой), бабочками, летающими над нами, полакомимся лесной земляникой. В лесу, дети, надо быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Мы ведь гости в лесу. Я знаю очень хорошее стихотворение Н.Красильникова, которое так и называется «Гость в лесу». Послушайте.

Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев:
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!

Дети, а вы заметили, какой в лесу чистый воздух! Пахнет смолой! Чистый воздух, чистые реки, озера, чистая земля, леса – это богатство страны, всех людей. Поэтому природу охраняет человек. За лесом следят специальные люди (лесничий). Они очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому не следует в лесу разводить костров.

Дети, как вы думаете, почему еще люди говорят: «Лес – наше богатство»?

Дети. Из высушенных стволов деревьев люди делают доски, фанеру, мебель, строят дома, изготавливают игрушки, разные предметы, из древесины – бумагу.

Воспитатель. Правильно. Издавна лес был другом и защитником человека. Он его кормил, лечил, одевал, обувал, давал ему приют и материал для строительства жилища. А взамен требовал и сейчас требует только одного – бережного с собой обращения. Надо бережно относиться и к мебели, игрушкам, чистой бумаге, ведь для их изготовления надо много леса, а он растет долго.

Чтобы выполнить это требование, нужно быть, конечно, добрым человеком, любить все живое на Земле. Надо быть еще человеком знающим. Нужно знать, как живет лес, каждое его деревце, каждую травинку, что хорошо для него, что плохо, чем ему можно помочь в трудный час. Без нас лесу не обойтись, как и нам без него!

Отдохнули мы немного, пора дальше в дорогу. Хозяйка Тундры, наверно, нас уже заждалась. Экипаж самолета приглашает вас всех на борт. Не забудьте смотреть в иллюминаторы и любоваться красотой природы родного края. Кругом лес. В Коми Республике есть леса до того дремучие, что в них даже волки жить не могут. В таких лесах царствует лишь медведь.

Дети, посмотрите, как меняется растительность с продвижением на север. Начинается редколесье (показ слайда). Видим много болот (показ слайда). А вот уже под нами равнинная тундра. Скоро Воркута. Экипаж готовится к посадке.

(Помощник воспитателя открывает окна или включает кондиционер с целью создания иллюзии холодной погоды).

Прежде чем выйти из самолета, наденем теплые комбинезоны, которые у нас в рюкзаках. На севере даже летом бывает холодно. Я как руководитель экспедиции проверю, все ли в порядке у вас в одежде, все ли участники готовы отправиться в путь.

Нашу экспедицию встречает Хозяйка Тундры. Здравствуйте, уважаемая Хозяйка Тундры. Мы получили Ваше приглашение, и вот уже здесь.

Хозяйка Тундры. Здравствуйте, отважные, смелые путешественники! Вот вы и добрались до моих владений. Я была уверена, что вы не испугаетесь длинной долгой дороги, трудностей и обязательно прилетите к нам на Север. Я хорошо знаю местные условия и поэтому с удовольствием расскажу и покажу юным участникам экспедиции наш суровый северный край. Чтобы попасть в этот край, нужно пройти по топким болотам, где растут северные ягоды — морошка, клюква, брусника.

Перед нами вязкое болото, покрытое мхом. Ягод здесь видимо-невидимо. Это морошка. А я так люблю северную морошку! Давайте мы соберем эти ягоды и, угощаясь ими, я расскажу вам о тундре.

(Дети «собирают» ягоды и слушают рассказ Хозяйки Тундры. Рассказ сопровождается показом слайдов).

Вы прилетели на самый крайний Север. Он называется тундрой. Как вы думаете, бывает ли лето в тундре? Да, бывает, но очень короткое и не такое жаркое, как у вас в Сыктывкаре. Даже во время короткого лета земля в тундре оттаивает только на несколько сантиметров. Поэтому слово тундра переводится как голая земля. Снег, который тает летом в тундре, превращается во что? Эта вода не может просочиться в землю, потому что земля мерзлая. Поэтому летом здесь очень много луж, ручьев, рек и болот. Как вы думаете, если земля не прогревается даже летом, растет ли что-нибудь в тундре? Конечно, растет. Только в тундре очень короткое лето и долгая без солнца зима. Поэтому деревья и кустарники не успевают вырасти за лето. Земля не успевает согреться, и поэтому жители тундры не могут выращивать овощи. Основная пища жителей тундры – рыба, мясо оленей, песцов, медведей, ягоды и грибы. Растений в тундре очень мало и они особенные: мох, лишайник. Вся земля в тундре покрыта мхом – ягелем.

Есть и низкие кустики, карликовые деревья. Так их называют за низкий рост, но эти малютки – настоящие долгожители. Могут жить до 100 лет. Растут, как вы видели, в тундре и ягоды – клюква, морошка, брусника, голубика. Летом есть несколько дней, когда солнце совсем не заходит за горизонт и светит даже ночью. Такие ночи называют «белыми», а эти несколько дней – полярными днями. А зимой – в декабре, январе, феврале – солнце совсем не светит и темно даже днем. Это – полярная ночь. В такие дни в тундре можно увидеть северное сияние. Все небо озаряется разноцветными красками, как будто запустили много фейерверков.

Животные, которые обитают в тундре, приспособились к таким суровым условиям жизни. У них есть густой, теплый мех, обычно белый, чтобы на снегу их никакой хищник не увидел. Это ласка, песец.

Но самое трудолюбивое, послушное животное тундры, без которого трудно было бы прожить человеку, – это гордый северный олень! Царь всех северных зверей. Целые стада диких оленей вольно пасутся на просторах тундры. Олень сам себе добывает корм: разбивает копытом снег и достает из-под него свое любимое лакомство. Кто вспомнит, как оно называется?

Дети. Ягель.

Хозяйка Тундры. Да, ягель – любимое лакомство оленей, которые пасутся в тундре целыми стадами. Ягель – это самый красивый мох: светло-зеленый, мягкий, ласковый. Если по нему ходить, то кажется, что идешь по пуховой подушке. Дикого оленя поймать не так просто. Для этого нужна длинная веревка с петлей на конце «маут», которую накидывают на его рога. Когда олень пойман, его отправляют в стадо, в стойбище, где живут оленеводы. Вот тогда олень начинает служить людям. Он в тундре и кормит людей, и одевает, и обувает, а еще – это первое средство передвижения по тундре.

А теперь, чтобы вам не было скучно, чтобы вы не замерзли в холодной тундре, я предлагаю вам поиграть в любимую игру детей оленеводов. Вы будете оленями, а я вас буду ловить. Игра так и называется «Поймай оленя».

Вы становитесь в круг, а я – в центр круга. В руках у меня – веревка. Я буду вращать веревку по кругу, а вы должны перепрыгивать. Пойманные «олени» выбывают из игры. (Игра длится до последнего участника).

Согрелись немного. Тогда дальше слушайте мой рассказ о тундре. Я хочу, чтобы вы знали, что и здесь, на крайнем холодном севере, в тундре, живут замечательные люди – охотники и оленеводы. Они очень сильные, смелые и ловкие. Оленеводы разводят и пасут оленей. Когда олени съедят весь мох на одном пастбище, то их перегоняют на другое. Поэтому оленеводы не строят дома, а ставят чумы. Такое жилище очень быстро собирается, покрывается сверху оленьим или медвежьим мехом, вход очень плотно закрывается, чтобы не вышло тепло. В середине жилища топится печь, на ней готовится пища. Здесь же люди спят, едят, отдыхают. (Показ слайда). Вот как говорят сами оленеводы:

В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла.

Расстояния в тундре от одного пастбища до другого очень большие. Поэтому олень здесь является основным средством передвижения и очень ценится. Передвигаются оленеводы на оленьих упряжках. Когда мха на одном пастбище становится мало, жители тундры разбирают свои дома, грузят свои вещи на сани (нарты), запрягают в них оленей и переезжают на новые места, где мох еще не тронут. Оленями управляет каюр, который погоняет оленей длинной палкой – хореем. С криком «Вхэй-ехэй» каюр садится в сани (нарты). Нарты бывают легковые и грузовые. Как вы думаете, кого везут легковые и грузовые нарты? (Ответы детей.)

Как вы думаете, а на чем еще могут передвигаться люди, живущие на севере?

Дети. Лыжи. Санки.

Хозяйка Тундры. Правильно, это лыжи. Конечно же, лыжи появились там, где есть снег и где нужно уметь быстро передвигаться по нему. А еще у них есть одно средство для передвижения – снегоступы. Давно заметили, что если на снег поставить дощечку и встать на нее, то ноги не проваливаются в снег. Можно свободно передвигаться, не утопая в снегу. Но на таких лыжах можно было только передвигаться, а не катиться. Затем додумались к одной ноге привязывать небольшую дощечку – деревянную подошву. На ней и скользили, а другая лыжа была совсем маленькой, ее называли «подметкой» и использовали для толчка. Как же сделать, чтобы лыжи скользили? Стали подбивать лыжи мехом животных: хорошо скользят и не скрипят, значит, можно неслышно подкрасться к зверю. Но лыжи оставались короткими. Потом придумали загибать носы лыж, чтобы они не цеплялись за снег при езде. И только потом стали пользоваться палкой, чтобы отталкиваться. На ней был крючок, которым цеплялись за ветку, поднимаясь в гору. Почему палка была одна? Да потому, что вторая рука должна быть свободной и держать оружие для охоты. Сейчас лыжи длинные, узкие, с прогибом посередине и сделаны из легкой пластмассы.

А еще древние люди заметили, что при езде снег под полозьями саней становится гладким и хорошо скользит. Так потом придумали санки.

Вот вы и узнали, откуда и как к нам пришли санки и лыжи, очень нужные средства передвижения на Севере, а для нас – просто зимние забавы и прародители зимних видов спорта.

Вот так и идет жизнь северного коми народа: суровый климат, короткое лето, пастбища, охота и редкие, но веселые праздники.

Дети, мне очень приятно, что вы откликнулись на мое приглашение. Уж очень мне хотелось вас познакомить с моими владениями.

Вам, ребята, была рада,
Приезжайте чаще к нам.
В память о приезде вашем
Коми сувениры дам.

(Передает сувениры воспитателю).

Спасибо вам, ребята. К сожалению, скоро должен самолет вас отвезти назад в Сыктывкар. А на прощание я хочу вам пожелать:

Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

До свидания, дети! До скорых встреч!

Воспитатель. Спасибо тебе, Хозяйка Тундры, за приглашение, интересный рассказ, игру. Мы обязательно приедем к вам еще раз. До свидания. Нам пора на самолет. Экипаж нас уже ждет.

(Возвратившись в самолет, все снимают теплую одежду, едят сухой паек. Самолет взлетает, летит. Все возвращаются домой. Вечером фотографы «проявляют» фотопленки, делают фотографии (рассматривают слайды, рисуют рисунки). Рассказы детей вместе с рисунками могут быть оформлены в самодельную книгу с названием «Наша экспедиция по Республике Коми»).

Просмотров: 376
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Качкачова Татьяна Анатольевна. Сценарий праздника «Мы поздравляем наших мам и это так приятно нам» в старшей группе ко дню Матери.
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Главный Редактор. Стихи Детям - Вот это да! - Ескен Елубаев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь