«Пресноводные и морские рыбы»
Немирко Елена Анатольевна
(занятие по экологии, используемые технологии: диалоговая, здоровье сберегающая в старшей группе).
Задачи:
- Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, вызвать восхищение красотой окружающего мира.
- Показать многообразие рыб, внешнее строение, основные жизненные функции (питание, движение, рост и развитие).
- Связь между строением органов рыбы и их функциями. Например у рыбки обтекаемая форма тела, которая позволяет ей быстро плавать.
- Показать различные сферы обитания (река, море, глубокое море).
Оборудование: открытки с рыбами, сделанные из картона рыбы, сачок, весла, открытки с аквалангистами, ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Сейчас я вам загадаю загадки:
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком По земле не хожу Рот есть, да не говорю
Глаза есть — не мигаю Крылья есть – не летаю (рыба)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыба)
Сегодня мы с вами поговорим о морских (живущих в море) и пресноводных (живущих в реках и озерах) рыбах. Попробуем для начала разобраться кто такие рыбы. Чем рыба дышит? (Воспитатель показывает картинку рыбы) – Дети отвечают – жабрами. У рыбы есть обтекаемая форма тела (как торпеда). Для чего? (Дети: «Чтобы удобнее было плавать»). Почему если живую рыбу вытащить на сушу – она задыхается и умирает? Дети: Потому что рыба дышит воздухом, растворенным в воде только. Как плавает рыба? Чем отталкивается? Дети: Плавниками и хвостом отталкивается рыба.
Давайте с вами нарисуем рыбку на спине у вашего соседа (соседки). Начинаем рисовать корпус рыбы, потом хвост и плавники. Не забудьте нарисовать глаз.
Сейчас мы с вами отправимся в жаркую страну на лодках (поставьте стульчики друг за другом, возьмите весла и мы поплыли. Воспитатель берет сачок и ловит рыбу (фотография анабаса). Мы видим удивительную рыбу в речке – анабас. Я вам только что рассказывала, что рыба на суше погибает. Эта рыба исключение. Когда реки пересыхают, она ползет по суше и дышит тем же воздухом, что и мы с вами (рыба дышит легкими). Потом льет дождь, река наполняется, и рыба плывет под водой и дышит жабрами. А вы можете дышать под водой? Конечно нет – вы захлебнетесь. Вот я поймала другую рыбу – илистого прыгуна. Илистый прыгун может тоже выбираться на сушу. Он выбирается на дерево, торчащее из воды, а при опасности прыгает в воду, поэтому он и называется «прыгун». Глаза у этой удивительной рыбы вращаются в разные стороны. Плывем дальше. Воспитатель: Ой в меня кто-то плюнул! Посмотрим что за рыба в нашем сачке. Эта рыба – брызгун. Эта рыба подплывает к поверхности и плюет (стреляет водой) в пролетающую муху. На этот раз она плюнула в меня. Сейчас мы на лодках из реки выплываем в море и начинаем ловить морских рыб. Я поймала рыбу, но она улетела на своих плавниках. Это летучая рыба. А вот еще рыбка морской конек. Это рыба – папа, а мама-рыба отложила ему икру в специальную сумку и уплыла насовсем. У морских коньков всю заботу о мальках (о детях) берет на себя морской конек – папа. Теперь давайте опустимся поглубже на дно морское. Я сейчас раздам фото аквалангистов. А вы представите, что вы одели акваланг. Так называется костюм, чтобы можно было опустится поглубже и было чем дышать. Посмотрите на картинку. У аквалангистов помимо маски и ласт есть еще два баллона с воздухом. Вот им то и дышит аквалангист под водой. Вот под водой я вижу свет: это рыба удильщик. Светом рыба привлекает к себе внимание и освещает себе путь. А что мы видим за отросток у нее внизу. Это рыба папа. Рыбам очень трудно найти друг друга на очень большой глубине, где очень темно. Поэтому если папа рыба находит маму, то прикрепляется к ней замертво, так они и плавают.
Теперь поставьте стульчики на место и поиграем в игру «Караси и щука». Дети делятся на две команды: караси и камешки.
Выбирается водящий-щука. Дети-камешки встают в круг. Караси плавают в круге. Щука вне круга ждет команды. На команду «Щука!» дети прячутся за «камешки» (других детей). Кто не успел – выбывает. Дети меняются местами, выбирается новая «щука» считалкой. Игра продолжается.
А теперь давайте сделаем оригами — рыбка. Детям раздаются квадраты. Из квадратов дети делают треугольники с одной стороны и с другой. Лишняя бумага заправляется под треугольники, вырезаются плавники рыбы, делаются глаза и чешуя. По желанию дети рисуют недостающие части рыбы фломастерами.
|