Выполнила: Семенихина Н.В. Воспитатель 1 кв. кат. Д.сад. №33 Киселевск 2016г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Юный эколог».
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники: дети 5-6 лет
Срок реализации проекта: один год
Скачать проект
Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.
Задачи:
- закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
- развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
- воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап – подготовительный
(Выявление проблемы)
2 этап — основной
(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)
3 этап – заключительный
(Подведение итогов)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Непосредственно – организованная деятельность:
НОД №1 «Царство животных» Приложение 1
Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).
НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2
Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).
Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.
Чтение художественной литературы после сна.
- Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
- Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
- Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
- Дидактические игры. Приложение 7
- Физкультминутки. Приложение 8
- Презентация проекта – Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»
Перспективно планирование
СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ
1-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне».
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень».
Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.
«Поздняя осень».
Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.
3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти названия деревьев.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».
6-й блок. Занятия:
1. Развитие речи:
- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень».
Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.
- «Литературный калейдоскоп».
Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.
2. Художественное творчество. — «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений». Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.
1- «Осень золотая» (рисование).
Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).
2- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы). Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.
3. Познание:
- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие).
Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.
7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени». Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
- Разучивание с детьми стихотворений.
- Беседы, чтение художественной литературы.
- Подбор иллюстраций, открыток, фото.
- Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»).
- Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
- Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».
- Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе».
- Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
- Выставка «Осенняя фантазия».
ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ
1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».
2-й блок. Экскурсия в зимний лес.
Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:
воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»
Прогулки зимой.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».
Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».
Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».
6-й блок. Занятия:
1. Развитие речи:
- «Зимние развлечения».
Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.
- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»
Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.
- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».
Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.
2. Художественное творчество.
- «Дети на прогулке зимой» (лепка).
Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.
- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).
Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.
- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка).
Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.
- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».
Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.
- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).
Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.
- «Времена года» (рисование).
Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.
3-. Конструирование.
- «В зимнем лесу» (коллективная работа).
Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
4. Познание:
- «Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие).
Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
5Взаимодействие с семьёй:
- Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
- Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях».
- Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
- Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период».
- Изготовление кормушек для птиц.
- Выставка «Зимняя сказка».
- Подбор художественной литературы о зиме для выставки.
|