Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять! В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. В природу другом надо приходить!
Информационная справка
Скачать конспект
МКДОУ Детский сад № 9 «Лесная сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому развитию детей. Участок детского сада в летнее время утопает в зелени. Вблизи детского сада состояние окружающей природной среды из-за бездумного и потребительского отношения жителей поселка являет собой отрицательный пример влияния человека на природу.
Педагоги нашего учреждения решили эту проблему улучшением условий для знакомства с объектами природы на самой территории детского сада собственными силами, с привлечением родителей воспитанников и с помощью действия законов природы. За несколько лет «появился» Уголок леса. Растения «живут» уже в естественных для них условиях. Влияние человека, на данный момент, заключается в продуманной посадке недостающих для наблюдений растений и поддержании в нужном состоянии экологической тропинки (безопасной для детей и самих растений).
Проект имеет в названии смысловую установку для ребенка «Стань для природы другом». Дошкольники ищут ответы на вопросы, как стать другом природы и, что для этого нужно делать? Для ребенка – понятие «друг» знакомо по практике социальных отношений. Задачи социально-нравственного развития направлены на формирование у дошкольников понятий «зеленый друг», «друзья природы», навыков отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь – помоги».
Автор проекта:
Кожанова Валентина Николаевна, воспитатель высшей категории
Классификация проекта:
- по продолжительности – июнь, июль, август
- по составу детей – дети старшего возраста
Практическая цель: организовать содержательный и интересный досуг детей в условиях природного пространства детского сада. Создать продукты детской и взрослой деятельности.
Педагогическая цель: повысить результат педагогической деятельности по экологическому воспитанию на объектах экологической тропы детского сада.
Задачи:
- развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, коммуникативные навыки
- воспитывать правильное отношение ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от симпатий
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту и неповторимость, понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать.
Презентация работы по проекту:
- Конкурс знатоков природы.
- Праздник «Огородные чудеса»
- Представление материалов (фотографии, работы детей) по реализованному проекту на родительском собрании.
Материалы к опыту работы
Паспорт экологической тропы детского сада «Лесная сказка»
Постановление о создании учебной экологической тропы: решение педагогического Совета от 28. 09. 2007 года
Задачи учебной тропы: просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе.
Краткое описание маршрута
Тропа проходит по территории детского сада.
Состоит из участков:
- отдельные деревья по территории и на групповых участках
- уголок леса, созданный на отдельной территории с лесной тропинкой, полянкой, местом для отдыха
- уголок цветущих кустарников
- ягодник
- цветник
- огород
- грядка — «зелёная аптека»
- место со столом для опытов, экспериментов и труда с природным материалом
- уголок сказок
- уголок луга
- метео-площадка.
Тропа оформлена знаками, вход в уголок леса – планшетами, у края уголка леса – стенд с планом и знаками.
Исторические сведения об окружающей среде:
Детский сад был открыт 2 июля 1979 года. Тополя, берёзы, осины, клён, черёмуха, абрикос, ива, боярышник, ольха были посажены с 1980 года. В последние годы посадки пополнились разного вида растениями: кустарниками, деревьями, травами.
Описание экскурсионных объектов на маршруте.
- Одиночные деревья – дикая яблоня, плодоносящий абрикос, ива.
- Участок «зелёной аптеки» — мать-и-мачеха, аптечная ромашка, девясил, одуванчик, чистотел, лопух, мята, полынь, крапива, клевер розовый, подорожник, хвощ полевой, тысячелистник, ландыш майский, пижма и другие.
- Редкие растения – аралия манжурская, клён американский, сосна корейская (кедр), лиственница, пион лесной, орех манжурский, папоротники, рябина амурская и другие.
- Уголок леса – деревья, кустарники, травы, выросшие из семян, принесённых ветром и птицами из леса, а также специально посаженные. Оборудовано место для привала – уложенные пеньки вокруг безопасного костровища. При входе на тропу установлен щит с правилами поведения в лесу и маршрутом тропы. Сохранено поваленное дерево. Имеются ландшафтные уголки – бугорки, ямки.
- Уголок для исследований – специально оборудованный стол со скамейками для изготовления поделок, проведения опытов по изучению свойств неживой природы, для зарисовок. Имеется выставочная стойка для работ детей.
- Метеорологическая площадка – уличный термометр, вертушка для измерения силы ветра, ловушка-колпак для определения направления ветра, дождемер, солнечные часы, растения-барометры.
- Цветник – клумба и рабатки вокруг здания дс с многолетними и однолетними цветущими растениями, подобранными для цветения с апреля по октябрь, альпийская горка.
- Огород – участок для выращивания овощей, для труда и наблюдений детей по уходу за посадками. В огороде находится игровой персонаж Пугало.
- Уголок цветущих кустарников – сирень, японская вишня (сакура), жасмин (чубушник), вейгела.
- Ягодник: малина, смородина красная и чёрная, крыжовник, черешня, рябина черноплодная, жимолость, клубника.
- Луг – одуванчики, луговые травы, растения влажных мест – ирисы, кубышки.
«Огородные чудеса»
Фольклорно-экологическое развлечение
для детей старшего возраста в летний период на огородном участке детского сада.
Использован текст хоровода из журнала «Воспитатель ДОУ» №6, 2008 год, стр. 75
Участники – воспитатели в ролях (Бабушка, Пугало), музыкальный руководитель, дети.
Цель – Установить Пугало на огороде в игровой форме. Закрепить названия овощей на грядках. Доставить детям радость.
План развлечения
«Ура! Ура! Воскресным днём мы в гости к бабушке идём»! – звучит песня в исполнении детей при подходе к огородному участку.
А вот и Бабушка встречает детей.
- Ой, внучата мои дорогие! Пришли бабушку проведать! А я как раз собралась на огород за овощами. Борща хочу сварить, да пирожков испечь. Дедушка на рыбалку рано утром ушёл. А вы мне поможете овощи собрать и донести?
А кто мне подскажет, какие овощи мне для борща нужны? А чтобы легче было догадаться, смотрите на грядки – ищите отгадки.
- Без неё на грядке пусто, а зовут её …… (капуста) Нашли глазками, где капуста растёт?
- И зелен и густ, на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом … (картошка) Всем видно?
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук). А мои внучатки дружные, мирно играют, никого не обижают, да?
- Хвост зелёный, красная головка, это остроносая … (морковка). Вот какая коса на улицу вылезла, заплету-ка я её для красы.
- В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в борщ кладут и так едят. Как догадаться, какой овощ с грядки можно назвать и по-другому? Томат – это … (помидор).
- Сидит модница-огородница, нарумянится, как маска, со щеки слезает краска. Увидели? Это — …Свёкла.
«А ещё в борщ добавлю фасоли для вкуса. А для аромата сорву укропчик и петрушечку.
- Вот тебе, внучка Иринка, корзинка. Сходи в дальний конец огорода, сорви капусты вилок».
Даёт девочке корзинку, та идёт по огороду.
Бабушка приговаривает, а все дети за ней повторяют: «Иди мимо грядки с морковкой, иди мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с лучком, с картошкой».
Ира подходит, и слышит голос: «Кыш! Кыш!»
«Ой»! — она поворачивается и бежит с огорода с пустой корзинкой.
- «Ой, бабушка, боюсь! Там «кыш» не пускает»!
- «Иди, сходи ты, внучка Юлечка»! Ситуация повторяется. Можно попросить и внука принести, но он тоже должен поддержать игру.
- «Ой, внучата, как нам быть? Борщ – то, как же мне сварить?
-Дети предлагают пойти всем вместе.
- Бабушка: «А чтобы не так страшно было, давайте храбрости в хороводе наберёмся!»
- Поют на мотив русской народной мелодии «Хоровод»
Есть у нас огород, Кто-то страшный там живёт. Вот такой вышины, Вот такой нижины,
Вот такой ширины, Вот такой страшины. (показать мимикой) Ты, страшилка не пугай, Куст наш больше не качай,
Выходи, покажись,
Лучше с нами подружись! 2 раза последние две строчки.
- Дети идут по одному в колонне змейкой мимо грядок, приговаривают слова.
Дети подходят к Пугалу, накрытому покрывалом. Оттуда слышно «Кыш! Кыш»!
- Бабушка: «Ой, батюшки, страсти-то какие! Это кто же моих внучат пугает, за капусткой не пускает?»
Снимает покрывало, там стоит Пугало.
- Это ты внучат пугал, это ты внучат прогнал?
Пугало отвечает: «Я не внучат пугаю, а ворон с огорода прогоняю, чтобы не клевали горох и кукурузу». (За Пугало может отвечать либо магнитофонная запись, либо спрячется человек).
Бабушка: «Ну, вот! А вы испугались! А Пугало-то на огороде для дела нужно – ворон отпугивать, наш огород охранять. А я для Пугала ещё одно дело придумала, хотите и вас научу?»
- Дети двигаются под слова стихотворения В. Степанова «Глупое пугало» из сборника стихов «Про меня и муравья»
С неба дождик моросит, В листьях сада шелестит. Мокнет мяч у ворот, Мокнет поле-огород. Что ты, пугало, стоишь? Что ты, глупое, грустишь? Раз – рука, Два – рука – Разгони-ка облака!
На одной ноге привстань, С неба радугу достань!
Бабушка: «Вот и набрали мы с вами овощи для борща. Богат наш огород! А я вас ещё редиской угощу».
Дети помогают вырвать редиску покрупнее, складывают её в корзинку. Помощник воспитателя обрывает ботву и уносит мыть редиску. Затем идёт угощение детей.
Бабушка задаёт вопросы: А редиска, какая на вкус – сладкая? кислая? горькая?
А с чем её едят – с сахаром? с мёдом? с солью?
Ну что же, внучатки, спасибо вам за помощь, будет теперь деду борщ! А вы ко мне ещё в гости приезжайте. А я вас пирожками с капустой угощу. А Пугало наше огород будет охранять, хоть оно и не страшное!
Конкурс знатоков природы
Участвуют 4 команды детей.
Правила соревнования:
- Быть дружными. Все делать вместе, договариваться, помогать команде.
- Быть самостоятельными, все делать без помощи взрослых.
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания.
Материал: Кубы с картинками на шести гранях по темам: животные, морские обитатели, растения. Вопросы в конвертах по темам. Волшебные ящики с природными материалами (лист, ракушка, гриб, шишка). Иллюстрации животных. Композиции, природный материал для художественных композиций.
Правила игры: дети по очереди бросают куб и отвечают на вопросы из той категории, условное обозначение которой оказалось на верхней его грани.
Условные обозначения:
«Дерево» – лес, растения, травы. «Животные» – дикие, домашние. «Рыбы» – морские обитатели. Вопросы к теме «Дерево»
на 1 балл каждой команде по очереди.
1. Не заботясь о погоде, 3. Никто не пугает, а она вся дрожит.
В сарафане белом ходит, (Осина)
А в один из теплых дней 4. Белые овечки бегают по свечке.
Май сережки дарит ей. (Верба)
(береза)
2. Что же это за девица? Не швея, не мастерица; Ничего сама не шьет А в иголках целый год
(елка)
На 2 балла
- В какое время года на деревьях не бывает листвы? (зимой) - Листья, каких деревьев осенью краснеют? (осины, клена, рябины) - Какое растение люди использовали с давних пор для заживления ран? (подорожник) - Из какого растения готовят щи? (крапива)
На 3 балла
Игра «Четвертый лишний»
Выбрать одно лишнее слово:
- Сосна, лиственница, береза, ель - Береза, дуб, тюльпан, тополь - Крапива, репейник, сирень, ромашка - Подберезовик, опенок, сыроежка, мухомор
Вопросы к теме «Животные»
На 1 балл
1. Хвост пушистый, Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет (лисица)
2. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной Иголок очень много А нитки ни одной (еж)
3. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной А когда придет весна Просыпается от сна (медведь)
4. Пусть я слишком длинноух Но зато и слух за двух Дашь капусты – я прыгун Погрозишься, я – бегун (заяц)
На 2 балла
- Как проводит зиму еж? (спит) - Чем питается заяц и белка? (орехи и веточки) - Что спасает зверей от зимней стужи? (сменили шубки) - Почему белку назвали – Летяга?
На 3 балла
Игра «Четвертый лишний»
Выбрать одно лишнее слово.
- Медведь, крокодил, лиса, заяц - Барсук, медведь, заяц, еж - Комар, собака, баран, кот - Лошадь, свинья, лиса, кролик
Вопросы к теме «Рыбы»
На 1 балл
1. Морская царица Кусать мастерица Ее никому никогда не догнать Сама кого хочешь, сумеет поймать
(акула)
2. У родителей и деток вся одежда из монеток
Кто это?
(рыба)
3. Какого ежа окружает вода?
(рыба-еж)
4. В воде она живет. Нет клюва, а она клюет.
(рыба)
На 2 балла
- Кого из морских обитателей считают спасателями? (дельфины)
- Какое морское животное самое крупное в мире? (морской кит)
- Какая рыба похожа на пилу? (рыба-пила)
- Какое лекарство делают из водорослей? (Йод)
На 3 балла
Игра «Четвертый лишний». Выбрать одно слово:
- Чем дышат рыбы? (носом, клювом, жабрами, хвостом) - Чем покрыто тело у рыб? (чешуей, перьями, шерстью, кожей) - Какая форма тела у рыб? (квадратная, острая, шершавая, обтекаемая) - Для чего рыбам хвост? (держать направление, добывать добычу, питаться)
2. Черный ящик
(Каждой команде выносят ящик по очереди)
Первый ящик: Растет в лесу, можно встретить под ногами, бывают съедобные и несъедобные, можно жарить, можно варить суп (грибы)
Второй ящик: Растет на деревьях, можно встретить в лесу, внутри орешки (шишка)
Третий ящик: Растет на дереве, зеленого цвета, осенью меняет цвет и падает (лист)
Четвертый ящик: Живет на дне моря, выбрасывается на берег, чей-то домик (ракушка)
3. Загадай животное
Команда соперников угадывает, какое животное «изобразили» дети.
4. Сделай композицию из природного материала
(ветки, цветы, сухие листья, корешки, вазы)
Награждение — Грамота победителям и всем детям сладкие призы от лесных обитателей – печенье «орешки» и сок.
Правила поведения в лесу
(обсуждение перед прохождением экологической тропы детского сада)
- Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
- Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
- Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся разные животные.
- Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.
- Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучатами.
- Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
- Кора дерева – это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Её нельзя повреждать.
- Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи – санитары леса.
- Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
- Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
- Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей и они бросят свои гнёзда и норы. НЕ шуми! НЕ сори! НЕ губи!
Экологические ситуации
(обсуждение ситуаций на отдыхе возле кострища)
Задание: выберите один правильный вариант ответа или несколько дополняющих друг друга.
Ситуация 1. Вы на рыбалке поймали крупную и мелкую рыбу. Что вы будете делать с мелкой рыбой?
- Выпустите в озеро.
- Заберёте её домой на уху.
- Отдадите коту.
- Вы бросите на траву.
- Посадите в банку с водой и будете наблюдать.
- Посадите в аквариум.
Ситуация 2. Ребята в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
- Пройдёшь мимо.
- Отнесёшь его в лес.
- Оставишь в огороде.
- Поместишь в ящик, будешь кормить и наблюдать.
- Расскажешь о его пользе
- Ситуация 3. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий это белый гриб или ложный. Что нужно сделать?
- Оставить его на месте.
- Разобраться по карманному определителю грибов.
- Срезать и взять с собой.
- Спросить у друзей или родителей.
- Попытаться определить его на вкус.
Ситуация 4. Шли по лесу. Увидели тлеющие угольки костра. Что надо с ними сделать?
- оставить всё как есть.
- залить водой до полного исчезновения пара.
- затоптать ногами до полного исчезновения дыма.
- закидать землёй.
- раскидать угольки.
- сообщить в пожарную часть.
Ситуация 5. Ты пошёл в лес за ягодами.
- рву все подряд.
- рву по одной только спелые ягоды.
- собираю комбайном.
- рву горстью.
- срываю веточки с большим количеством ягод.
Ситуация 6. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
- отломлю.
- привяжу.
- Пройду мимо.
- Залеплю глиной.
- Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем, бинтом или платком
Ситуация 7. Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать?
- Отберём у кошки и поиграем с ней.
- Оставим кошке.
- Вылечим птичку, отпустим на волю.
- Отберём и оставим во дворе дома.
- Посадим в клетку и будем за ней ухаживать.
Ситуация 8. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия.
- Просто пройдёте мимо.
- Уничтожите, так как они вредны для человека.
- Полюбуетесь, так как они очень красивы.
- Оставите, так как это лекарство для лосей.
- Оставите, так как помните, что всё в природе взаимосвязано; уничтожая одно, можно принести вред многим.
Ситуация 9. Вася и Лёша были в походе. Они решили устроить привал. Выбрали правильно место для костра, захотели развести огонь.
Для костра нужны свежие ветки, потому что огонь лучше разгорается.
- Подберём старые ветки, валежник.
- Бросим ветки ели и сосны, они хорошо горят.
- Срубим дерево.
- Принесём дрова с собой.
Ситуация 10. В мусорном бачке горит мусор. Что вы будете делать?
- Вызовите службу пожарной помощи по телефону «01».
- Попытаетесь сами погасить бачок.
- Позовёте взрослых.
- Пройдёте мимо.
- Закидаете песком или землёй.
Ситуация 11. После похода остался мусор. Ваши действия.
- Закопать в яму.
- Унести домой и выкинуть в мусорный бак.
- Бумагу сожгу.
- Оставлю всё как есть, там и так много мусора.
- Отнесу в кучу, которая уже есть.
Ситуация 12. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия.
- Пройду мимо.
- Поглажу, покормлю.
- Понаблюдаю, недолго.
- Посажу обратно в гнездо.
Ситуация 13. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия.
- Пройду мимо.
- Поглажу, покормлю птенцов.
- Понаблюдаю.
- Не буду мешать птичке и трогать птенцов.
Ситуация 14. Когда в лесу Вася и Лёша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно поступали ребята?
- Делали правильно, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.
- Несъедобный гриб мешает расти съедобному.
- Нельзя, так как нарушается грибница, исчезает лекарство для животных и равновесие в лесу.
- Нельзя сбивать, так как несъедобные грибы – это лекарство для животных друзей растений.
- Сбивать нужно, так как они портят красоту леса.
Ситуация 15. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
- Откину в сторону палкой. Руками трогать не стану, вдруг он ядовитый.
- Остановимся и понаблюдаем.
- Посажу сначала на травинку, а потом на дерево.
Ситуация 16. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?
- Забрать себе.
- Посмотреть и положить на место.
- Не трогать.
- Положить в дупло что-нибудь вкусное.
Ситуация 17. Вы увидели незнакомое растение с аппетитными плодами. Кажется, что вы когда-то ели подобные ягоды. Ваши действия:
- Попробуете 1-2 ягоды, проверяя, знаком ли вам этот вкус.
- Соберёте горсть ягод, чтобы показать для опознания.
- Проявите осторожность – пройдёте мимо.
- Сделаете рисунок растения с плодами, чтобы изучить по литературе.
Ситуация 18. Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что ты сделаешь?
- Нарву маленький букетик и подарю маме.
- Полюбуюсь и не трону, ведь они нужны рано проснувшимся насекомым и охраняются.
- Сорву только один цветок.
Ситуация 19. Твой брат принёс из леса ёжика. Что ты посоветуешь брату?
- Оставить себе и позаботиться о нём.
- Поиграть с ним и отпустить.
- Отнести в лес, так как в домашних условиях он может погибнуть, ведь у него не будет дома полноценного питания. А в лесу у него могут быть маленькие ежата.
- Внимательно рассмотреть и вынести во двор.
|