Рахматулина Наталья Васильевна, воспитатель МАДОУ детский сад №1 г. Балаково, Саратовской области
Цель:
- способствовать формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- актуализировать знания детей по охране природы.
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека.
- развивать речь, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Скачать полный конспект
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картин; наблюдения в природе;
- составление рассказов по картине; беседы; дидактические игры;
- отгадывание загадок; заучивание стихов о природе;
- чтение художественной литературы о природе.
Материалы и оборудование:
мультимедийная презентация; глобус; карточки изображающие настроение «природы» (грустное и веселое); таз с водой (имитация водоема); подносы с манкой; банки с водой; фонарик; цветные камешки; аудиозаписи: музыки Эрио Марикони «Капли дождя», голоса планеты Земля, голоса птиц.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ход Нод:
Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает детям поздороваться со всем,
что нас окружает:
Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй милая земля! Здравствуйте мои друзья!
- Ребята, давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение!
Включается аудиозапись музыки Эрио Марикони «Капли дождя».
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут — речка, (слайд №1)
там — зеленый луг. (слайд №2) В лесу дремучем не пройдешь, (слайд №3) Воды в пустыне не найдешь! (слайд №4) А где — то снег лежит горой, (слайд №5)
А где — то жарко и зимой… Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря -
Всё называется Земля! (слайд № 6) А если в космос ты взлетишь, (слайд № 7) То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
- О чём говорится в стихотворении?
- Как называется наша планета?
- Ребята, так выглядит наша планета в космосе, а давайте посмотрим на модель нашей планеты.
- Глобус — это модель нашей планеты Земля, маленькая копия земного шара! (рассматривание глобуса)
- Какой формы наша Земля?
- Наша Земля — это огромный шар.
- Какие цвета вы видите на глобусе?
- Какого цвета больше?
- Правильно, большую часть Земли покрывает вода, именно она дала такой цвет планете.
- Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Растительность, леса и т.д.)
- Что обозначено желтым цветом? (Суша)
- Коричневый — это горы, равнины.
- Белый — льды и снег.
- Какая удивительная планета – Земля! На её поверхности моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Удивительный мир вокруг нас!
- Земля — это наш дом!
- Планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая!
- Кто на ней живет? (растения, животные, люди и т.д.)
- Жизнь на земле есть потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам.
- А что такое природа?
- Правильно – это цветы, реки, деревья, растения, животные, птицы, человек
воздух, вода, горы, камни и многое другое.
- А почему вы не назвали дома, машины?
- Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы.
- Что относиться к живой природе? (растения, животные, насекомые, цветы, птицы, рыбы и человек).
- Что дышит, питается, растёт, развивается — всё относится к живой природе.
- Что относится к неживой природе? (ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, горы, камни, земля).
- Что не дышит, не питается, не растёт, не развивается — всё относится к неживой природе.
- Человек и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются,
неживой – стоят на месте.
- Человек — часть природы. Природа даёт человеку воздух, тепло, пищу, одежду. А ещё она даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, он становится лучше, добрее.
Мотивация
- Ребята, посмотрите, что это на нашей планете? (на глобусе следы человека)
- Вот такие следы остаются после нас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след.
- Посмотрите, какие следы вы видите на земле?
- Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
(Звучит голос Земли в аудиозаписи):
- Я планета Земля, сейчас я больна
И в этом поверьте, человека вина!
- Ребята, как вы думаете, почему планета Земля обвиняет человека, в том
что она заболела?
- Давайте посмотрим, что случилось!
- Ребята, что мы видим?
(слайд №8)
- Люди вырубили леса и исчезли птицы, животные, ягоды, грибы!
(слайд №9)
- В воздух попадают выхлопные газы машин и дым из труб заводов
от этого людям тяжело дышать…
(слайд №10)
- В реке загрязнили воду, и от этого погибает рыба.
(слайд №11)
- На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки.
(слайд №12)
- Люди загрязняют города и его окрестности, оставляя много мусора.
- Ребята, как вы думаете, какие следы здесь оставил человек?
- Правильно — грязные, черные!
- Вот почему наша планета просит о помощи!
- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
- Ребята, нам нужно навести порядок на планете и убрать все грязные -черные следы, которые оставил человек! Чтобы на планете были только чистые — белые следы! Они обозначают добрые и хорошие поступки людей!
- Вы согласны?
- Превратимся из группы мальчиков и девочек в «Юных защитников природы» и отправимся с вами в путь – на помощь планете Земля!
- Природа всех встречает с радостью, но иногда когда человек ведёт себя не правильно, как мы сейчас с вами увидели, она может загрустить! Нам надо знать, как себя вести у неё в гостях, чтобы не нарушать её красоту и не беспокоить жителей.
Игра «Настроение природы»
(У детей карточки изображающие настроение «природы» (грустное и веселое).
- Ребята, я буду называть примеры как человек может себя вести в природе
а вы показываете карточку, какое может быть настроение у «природы» в каждой ситуации!
- Ломать деревья, рвать цветы.
- Собирать грибы, осторожно срезая ножом, чтобы не повредить грибницу.
- Разводить костры в лесу.
- Заботливо относиться к живым существам леса.
- Загрязнять озера, речки, бросать в них мусор.
- Заботливо относиться к деревьям и кустарникам.
- Разорять гнезда и муравейники.
- Убирать мусор в лесу, в парке, на лугу, у реки.
- Шуметь в лесу.
- Разорять птичьи гнёзда.
- Любоваться красотой природы!
* С веселым настроением Отправимся мы в путь, Хорошие поступки, С собой ты не забудь!
- Вот первый грязный след, который оставил человек!
- Человек вырубил весь лес! (повтор слайда № 8)
- Ребята, вы хотели бы оказаться в таком лесе?
- Давайте с вами помечтаем и представим как мы по лесу гуляем:
Зрительная гимнастика: «Мечта»
Давайте с вами помечтаем.
Глаза закроем и представим: (Дети закрывают глаза)
Как по лесу мы гуляем,
Грибы и шишки собираем. (Круговые движения глазами)
Слева — ягоды цветут, (Движения глазами влево)
А справа — здесь грибы растут. (Движения глазами вправо)
Снизу — шишки, да трава, (Движения глазами вниз)
А сверху — неба синева (Движения глазами вверх)
Открывайте, дети, глазки, (Открыть глаза)
Вот мы с вами и в красивой сказке. (слайд № 13)
- Для чего нам нужен лес?
- В лесу люди собирают грибы, ягоды, лекарственные травы, слушают пение птиц, любуются его красотой!
- Из деревьев люди строят себе дома, делают посуду, бумагу!
- Лес – это дом зверей, птиц, насекомых!
- Лес – это наше богатство, поэтому весь лес вырубать нельзя!
- Я предлагаю отдохнуть и поиграть в лесу.
Игра «Карусель»
Под музыку (аудиозапись голоса птиц) дети взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Грибы», «Птицы», «Насекомые» дети называют, что относится к каждой группе.
- В лесу порядок и мы можем убрать один грязный след с нашей планеты!
- Ребята, а в лесу живут не только насекомые, животные, растения но и ещё есть то, без чего не может жить и существовать живая природа!
- А что это, отгадайте по загадке:
* Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, но все же, Без него мы жить не можем. (воздух)
- Воздух всегда вокруг нас, он прозрачный, его не видно, не имеет запаха но может запахи переносить!
- По запаху, перенесенному из кухни, мы можем догадаться, какое блюдо там приготовили!
- Давайте закроем глаза и подышим воздухом, может и сейчас воздух перенесет нам какой — то запах!
(воспитатель проносит перед детьми салфетку с эфирным маслом пихты).
- Чем пахнет? (свежестью).
- Лес – это источник свежего воздуха! Вот почему нужно беречь и охранять наш лес!
- Ребята, а давайте посмотрим какой воздух в городе!
(повтор слайда № 9)
- Как вы думаете, почему в городе нам тяжелее дышать?
- Что загрязняет воздух?
- Что помогает его очищать?
- Правильно — растения и деревья.
- Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух, который выбрасывают машины, фабрики, заводы – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород.
- Вот почему в лесу легче дышать! Растения наши помощники, наши спасатели!
- А что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух?
- Посадить деревья, кустарники, цветы.
Игра «Посадим дерево» (на магнитной доске)
- Давайте, на этой волшебной доске посадим дерево.
- Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю).
- Чтобы зерно взошло, надо его... (полить).
- Еще растению нужно... (солнце)
- Пройдет время и появится... (росток)
- Со временем, если всё хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона станет гуще.
- Посмотрите на схему, как растёт дерево:
Психогимнастика «Зернышко»
- Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза... Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. И «росток» превращается в прекрасное «дерево». «Дерево» хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагивается своими «листочками» к соседям «деревьям». И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка...
(слайд №14)
- Вот какой долгий путь проходит дерево, прежде чем вырасти большим и могучим!
- А еще надо не ломать, не губить деревья и кустарники, не рвать листочки.
- И тогда в нашем городе будет всегда чистый воздух!
- Убираем с вами ещё один грязный след!
- Держим дальше с вами путь!
В водоёме рыбки ждут!
- Ой, ребята, что здесь происходит?
Дидактическая игра «Очисти водоём»
(В тазике с водой плавают пластмассовые рыбки, водоросли,
и мусор (бумага, фантики от конфет; бутылки, ложки
пластмассовые; крышки от бутылок и т.д.)
- Ребята, кто — то засорил всю реку, давайте сочками очистим воду от мусора!
(дети сочками вылавливают мусор)
- Загрязнение водной среды, губительно для всей планеты.
(Воспитатель показывает детям две банки: в одну налита чистая вода, а в другой — в воде находится разный мусор).
- Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А как вы думаете, смогут ли в такой воде жить водоросли?
(Воспитатель берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода
с мусором, и как проходит свет через чистую воду).
- Чего не хватает в такой грязной воде растениям?
- Свет необходим для роста растениям и животным водоёмов.
(слайд №15)
- Убираем с вами ещё один грязный след!
* Что же, ребята, снова в путь но прежде нужно отдохнуть! Пальчиковая гимнастика: - Вот Земля, наш светлый дом!
Много есть соседей в нём: (стучат кулачками друг о друга) И мохнатые козлята, (загибают по одному пальцу) И пушистые котята, И извилистые речки,
И кудрявые овечки, Травка, птички и цветы, И, конечно, я и ты! (сжимают и разжимают руки) - Ребята, мы пришли на луг, посмотрите, чего здесь не хватает?
(повтор слайда №11)
- Скажите, куда делись все цветы?
- Давайте мы оживим поляну!
(элементы арт — терапии: дети рисуют цветы, на разносах
насыпана манка).
- Ребята вот и наша полянка ожила! Как только появились
цветы на поляне, сразу и бабочки вернулись! (слайд №16)
- Ребята, вот мы с вами и убрали все грязные следы, которые оставил человек!
- Посмотрите, как ожила наша планета, какая она красивая!
(слайд № 17)
- Сколько всего замечательного на нашей планете — Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте!
Сегодня вы сами научились и других научите беречь нашу планету.
Вы настоящие защитники и друзья природы!
Рефлексия:
- Ребята, важно ли то, что мы сегодня с вами делали? Почему?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
- А сейчас давайте сядем на ковер. Каждый возьмёт камешек и со словами «Я хочу чтобы на планете Земля был…» образуем горку добрых камешков.
Наша Земля – это шар голубой, Где посчастливилось жить нам с тобой. Реки и горы, леса и моря - Все подарила нам наша Земля.
Помните, взрослые, помните дети, Мы родились на прекрасной планете. Чтоб красоту на века сохранить, Надо природу беречь и любить…
Используемая литература:
- «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, Издательство «Учитель», 2002 г.
- «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет» Л.М. Потапова, Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2002 г.
|