Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Знай и люби родную природу"
Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2017 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедяни Липецкой области
Программное содержание. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Липецкой области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Оборудование. Иллюстрации растительного и животного мира Липецкой области; фотографии, на которых изображены хвосты разных животных: зайца, белки, лисы, волка, бобра; ноутбук; аудиозапись песен М. Бернесса «С чего начинается Родина», Ю. Антонова «Не рвите цветы»; плакат.
Ход занятия:
Слайд 1.
1. Аутотренинг «Мы — друзья природы»
Ребята, закройте глаза и представьте:
Скачать конспект
Скачать презентацию
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается Родина")
- О чём поётся в этой песне?
- Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Дети называют страну, область, город.)
Да, мы с вами живём в Липецком крае, для нас он родной.
Лип медовых шатры
И берез лебединые взлеты,
Дона тихого омуты,
Мечи Красивой разлив…
Есть такая земля -
Вековечной любви и заботы,
И печали, и веры,
Что душу берут на разрыв…
Ребёнок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина — Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Слайд 2.
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по Липецкому краю и вспомнить всё, что вы знаете о его флоре и фауне. А что такое флора (растения) и фауна (животные)? (Ответы детей.)
- Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. Давайте поприветствуем всё живое:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка — Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Слайд 3.
3. Знакомство с понятием «Красная книга».
Воспитатель: На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.
Слайд 4.
4. Беседа о разнообразии природы нашего края.
– Благодатна и красива природа нашего края: бескрайние поля, более 120 рек и речушек, озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам Дона, известняковые скалы и пещеры, которыми славится река Воргол. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)
На фото река Красивая меча и заповедник «Галичья гора» у реки Дон.
– Наша область расположена в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.
Слайд 5.
Физминутка «Зверобика».
Слайд 6.
5. Растения нашего края.
Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные... (ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый... (василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные... (берёзки).
Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины.
Ребёнок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза «Берёзка».
Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
- Какие ещё растения нашей области вы знаете? (Ответы детей.)
Слайды 7-8.
Воспитатель показывает несколько растений, занесенных в Красную книгу (прострел раскрытый (сон-трава), алтей лекарственный, адонис весенний (горицвет), фиалка душистая, ландыш, колокольчик, подснежник Воронова, пион тонколистный, венерин башмачок, кувшинка белая, рябчик русский). Рассказывает о них. Например:
Прострел раскрытый (сон-трава) – многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см. Растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле – мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство.
Алтей лекарственный – многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия – проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150 см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле.
Адонис весенний (горицвет) – многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле – мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.
Фиалка душистая – многолетнее зимне-зеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле – начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее средство, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд.
6. Животные нашего края.
Животный мир – это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных, среди которых есть и окантованные красной полосой, предлагает им назвать тех, кого они узнали.) Благородный олень, лось, косуля, волк, лисица, кабан, горностай, барсук, обыкновенная белка, бобр, речная выдра, заяц-беляк, серый хомячок, большой тушканчик, европейская норка.
– Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации с красной окантовкой? (Ответы детей.)
Слайды 9-18.
– Да, действительно, эти животные редко встречаются, поэтому занесены в Красную книгу Липецкой области и охраняются законом. Местом обитания многих из них являются заповедник «Галичья гора».
Слайд 19.
7. Беседа о заповедных местах нашего края.
Заповедник — это неприкосновенное, запретное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. И в нашем крае есть много красивых необычных мест, которые находятся под охраной государства. Одним из памятников природы и является заповедник «Галичья гора», который находится в центральной части Липецкой области в долинах Дона, Быстрой Сосны. В этом заповеднике сохраняется значительное число редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Слайд 20.
Игра – «Чей хвост?» (Заяц, белка, лиса, волк, бобер)
Слайд 21.
8. Закрепление правил поведения в природе.
Но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь нужно и тех, которых еще много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные нам еж и белка, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые и многие, многие другие животные и растения. Их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе. Знаете ли вы как нужно вести себя в природе правильно, мы сейчас проверим.
Слайд 22.
Проведем игру «Если можно – хлопни, если нет – топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в природе.
Наше путешествие в природу подошло к концу.
Слайд 23.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».
- Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Слайд 24.
Ребёнок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и расколдовать картинки волшебной краской (дети наносят кисточками воду на раскраску и на ней появляются цветы, птицы, животные, деревья). (Пока дети работают, звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»).
9. Итог НОД:
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
|