Возраст: средняя группа.
Авторы:
- Божко Татьяна Николаевна – воспитатель ДОУ,
- Щербакова Валентина Ильинична – воспитатель ДОУ
С. Пешково Азовского района Ростовской области 2016 год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Искорка» общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно — эстетического приоритетных направлений развития воспитанников) второй категории (МБДОУ № 7 «Искорка») Номинация «Досуговое мероприятие»
Введение.
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель — воспитать у детей любовь к природе, желание стать ее защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться ее богатствами. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра, в том числе и экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о предметах и явлениях природы, закономерностях.
Скачать конспект
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т.д.
Исходя из вышесказанного, думаем, что вас не удивит выбранная нами форма мероприятия – игра-путешествие. Мы постарались, в доступной данному возрасту форме, познакомить дошкольников с существованием экологического и народного праздников «Синичкин день» и «Зиновия Синичника», расширить кругозор детей о зимующих птицах, воспитывать бережное к ним отношение и желание помочь. Игра-путешествие подарила радость детским сердцам от осознания важности и полезности заботы, проявленной о «братьях наших меньших».
Желаем и Вам удачи и интересных творческих находок при проведении подобных мероприятий с вашими воспитанниками!
Актуальность.
Культура, взрастившая потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от природы, науки, культуры. Обострение экологической проблемы и в нашей стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Цель.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Задачи.
Познакомить детей с существованием экологического и народного (термины не даются) праздников «Синичкин день» и «Зиновия Синичника», уточнить и расширить представления детей о жизни зимующих птиц, в особенности-синичек, вырабатывать умение распознавать их среди других птиц.
Развивать речь детей, координацию ее с движениями, зрительную память, мышление, двигательную активность, внимание, наблюдательность, художественно-эстетический вкус.
Воспитывать доброе отношение к родной природе, в частности, птицам, желание беречь и заботиться о них.
Предварительная работа.
Наблюдение за птицами в природе; рассматривание книг, карточек, плакатов с изображением птиц; дидактическое упражнение «Какой птички не стало?»; отгадывание загадок о птицах; чтение В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка».
После проведения мероприятия.
Коллективная аппликация. Тема «Птицы на дереве».
Материалы и оборудование.
Бутафорские телевизор, домик, деревья, кусты, грибы, кормушка; посылочная коробка; пульт от настоящего телевизора; театральная ширма; кукла би-ба-бо – медведица; маска медвежонка; презентация на диске «Синички»; запись голоса синички; три картинки с изображением птиц, среди которых есть синички; три обруча; набор корма для синичек: тыквенные семечки, арбузные, семечки подсолнечника, арахис, свежее сало; две разрезанные на пазлы картинки с изображением синичек; готовые кормушки, сделанные родителями и одна — частично не закончена; вырезанные из бумаги-самоклейки цветы; лестница-стремянка; два плаката с надписью: 12 ноября — Синичкин день (большой и маленький); полоски ватмана с напечатанными призывными лозунгами «Покормите птиц зимой» и «Птицы — наши друзья!»
Участники – дети средней группы, воспитатели группы, помощник воспитателя, один из родителей, сторож-дворник в роли лесничего.
Данное мероприятие проводится в групповой комнате в связи с отсутствием в ДОУ отдельных залов и плавно переходит в акцию по бережному отношению к птицам, которая проходит на улице, на групповой площадке.
Содержание мероприятия
Дети с воспитателем находятся на ковре, закончили игру «Ровным кругом». В групповую комнату входит помощник воспитателя с коробкой.
Помощник воспитателя: — Нам пришла посылка. (отдает воспитателю).
Воспитатель (задумчиво рассматривает ее). — Что бы это могло быть?
(Предположения детей)
Воспитатель. — Не будем гадать, давайте откроем и посмотрим.
(Воспитатель открывает коробку, достает бутафорский телевизор с вырезанным экраном, ставит его на стол, позади которого — театральная ширма, за ней — второй воспитатель.)
Воспитатель-1 — О! Новенький телевизор! (Достает из коробки пульт.) Давайте включим, проверим как он работает. (Воспитатель «включает» телевизор, нажимая на кнопку пульта. Помощник воспитателя забирает упаковку и уходит. Из-за ширмы на «экране» телевизора появляется диктор-воспитатель-2, внизу на экране «бегущая строка» -12 ноября — Синичкин день.)
Воспитатель-2. — Добрый день! Вы слушаете выпуск Новостей. 12 ноября в нашей стране отмечается праздник – Синичкин день. Жители городов и сел готовились к нему заранее. И сегодня они в хорошем настроении вышли на улицы. (В это время диктор «исчезает» с экрана за ширму.)
Воспитатель-1 (с сожалением) — Ой! Электричество отключили, телевизор не работает. И не узнали мы, что это за праздник: почему так называется, как к нему готовятся и празднуют. Ребята, а вы хотели бы поучаствовать в нем? (Да!) Тогда давайте отправимся в путешествие. Кого встретим на пути, у того и спросим. Вести себя надо тихо, чтобы не беспокоить птиц и животных. Идите аккуратно, кусты и ветви деревьев не ломайте. Природу надо беречь!
(Воспитатель-2 забирает за ширму специально подготовленного ребенка, одевает ему маску медведя; убирает телевизор.)
Проводится двигательно-речевая игра «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
1-2, 1-2, 1-2, 1-2.
(Дети за воспитателем идут по залу обычным шагом.)
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
(Продвигаются вперед подскоками.)
По кочкам, по кочкам,
По кочкам, по кочкам
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)
В ямку бух!
(Сели на корточки. Слышится рев. Дети встают. Из-за ширмы выходит ребенок в маске медвежонка).
Медвежонок: — Кто меня побеспокоил? Я только закончил с мамой берлогу делать, а тут вы свалились как снег на голову!
Воспитатель-1. — Ребята, давайте попросим у медвежонка прощения за то, что невольно побеспокоили медведей. (Дети в произвольной форме, полилогом просят прощения)
Медвежонок. — Прощаю! А зачем вы все сюда пришли?
Воспитатель-1. — Мы спросить хотим, что за праздник – Синичкин день?
Медвежонок. — Об этом вам только мама может рассказать, она сейчас придет. А вы пока поиграйте со мной.
Проводится игра «Как- то мы в лесу гуляли».
Как – то мы в лесу гуляли
И медведя увидали.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, медвежонок сидит на корточках в центре круга «спит».)
Он под деревом сидит
И тихонечко храпит.
(Дети тоже садятся на корточки, ладошки — «лодочкой» под щечкой.)
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили:
(Дети снова идут по кругу.)
Ну- ка, Мишенька, вставай,
Нас скорее догоняй!
(Дети хлопают в ладоши.) (После этих слов медвежонок «просыпается», «рычит» и пытается осалить убегающих от него детей.)
Медвежонок. — Ох и ловкие детишки!
Никого я не поймал,
Хоть немного я устал.
Мне понравилось играть,
Но хочу я подремать (зевает).
(Ребенок в маске медвежонка уходит за ширму и, сняв маску, возвращается к детям. А над ширмой появляется медведица-кукла би-ба-бо, дети садятся на стульчики у ширмы.)
Медведица. — Здравствуйте! Вы хотите узнать о празднике «Синичкин день»? (Да.) Я вам расскажу, слушайте! Много лет люди наблюдали за природой и заметили, что, примерно, с 12 ноября наступает похолодание и птицы, которые остаются у нас зимовать, предчувствуя наступление холодов, перелетают из леса ближе к жилью человека и ждут помощи от людей. Птицы, которые остаются зимовать называются зимующие. Повторите, ребята, какие? (Зимующие.) Синичка самая яркая и бойкая из них. Вот и решили 12 ноября отмечать праздник — прилет зимующих птиц из леса ближе к жилью людей и назвали его Синичкин день.
Воспитатель. — Запомнили, ребята, что это за праздник? (Дети отвечают так, как они поняли.) Да, вот что означает этот праздник-день прилета зимующих птиц из леса ближе к жилью людей. Посмотрите, посмотрите, какие зайчишки забавные побежали! Давайте за ними понаблюдаем. Идите все сюда!
Проводится игра на снижение психоэмоционального и скелетно- мышечного напряжения «Зайки-хохотушки».
На краю лесной опушки
(растираем ладошки до тепла 5-10 сек.)
Жили зайки хохотушки.
(собираем кисть в кулак)
Беленький,
(поднимаем вверх большой палец)
Серенький,
(поднимаем вверх указательный палец)
Черненький,
(поднимаем вверх средний палец)
Рыженький,
(поднимаем вверх безымянный палец)
Самый маленький, очень пушистенький.
(поднимаем вверх мизинец)
Утром делали зарядку,
(руки на поясе)
Поднимали кверху лапки.
(через стороны поднимаем руки вверх — тянемся, фиксируем позу 5-10 сек.)
Мыли шейку, носик, лапки,
(растираем шейку, переносицу, ладошки)
Ушки дружно растирали,
(растираем мочки ушей)
Хором громко напевали:
-А-а-а, у-у-у, и-и-и, м-м-м.
(пропеваем звуки)
В мяч играли,
(имитируем катание мяча по полу правой и левой рукой)
Танцевали,
(танцуем)
Никогда не унывали!
Воспитатель. — И мы никогда не будем унывать. Идемте к Медведице, мы еще не все узнали. (Дети садятся на стулья у ширмы.) Скажите, а правда, что синички очень красивые? (Воспитатель обращается к Медведице)
Медведица. — Да! А хотите их рассмотреть поближе? (Хотим) Тогда откройте вот то окошко. (Воспитатель открывает большой экран.)
Проводится беседа по презентации «Синички».
(Знакомство с синицами разных видов и их описание по плану:
- Какого цвета грудка?
- Какого цвета спинка?
- Какого цвета хвостик и крылья?
- Какого цвета голова?
- Какие виды синиц ты запомнил? Назови, покажи.)
Воспитатель. — Вот, оказывается, какие удивительные эти птицы!
Медведица. — Запомнили, как выглядят синички? Сейчас проверю!
|